«Дело Карташова станет предупреждением для всех»
В Югре на финишную прямую выходит следствие по резонансному делу о трагедии в цехе переработки бурового шлама ООО «Инвест-Ойл». Многотомное дело, пестрящее дичайшими фактами из деятельности крупного подрядчика, грозит обернуться для его фигурантов очень длинными тюремными каникулами. Не избежит проблем и учредитель компании, ещё в начале следствия переведённый в разряд свидетелей. Источники агентства, знакомые с ходом процесса, утверждают — директор предприятия получит все обещанные ему тремя статьями обвинения 17 лет, а само дело станет показательным. Кому и чего нужно бояться, почему следователи не могут определиться с виной учредителя и кто заставит владельцев нефтесервиса играть по правилам— в материале «URA.Ru».
Взрыв в цехе переработки бурового шлама на Приобском месторождении нефти, принадлежащем сургутской компании «Инвест-Ойл», стал одним из главных кошмаров прошлого года. 29 сентября 2012 в цехе вспыхнул пожар, охвативший около 4 тыс. квадратных метров площади. На месте заживо сгорели восемь работников компании, ещё столько же с ожогами различной степени тяжести были госпитализированы, трое из них впоследствии скончались. Число жертв трагедии дошло до 11 человек, предварительной причиной случившегося была объявлена утечка газа.
В Ханты-Мансийске тем временем закрутился маховик следствия. Трагедию под личный контроль взял замгенпрокурора Юрий Пономарёв и уральский полпред Игорь Холманских. В течение нескольких месяцев в рамках расследования были задержаны генеральный директор компании Алексей Карташов, технический директор Роман Толдиев, начальник участка Юрий Трубалко, а также учредитель и хозяин «Инвест-Ойла» Иван Казмалы. Управленцам, отвечающим за производство, было предъявлено обвинение по ч.3 217 УК РФ (нарушение правил пожарной безопасности на пожароопасном объекте, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Однако Казмалы был оперативно переведён по решению суда, отказавшему следствию в его аресте. Ещё раньше под залог в 4 млн на свободу был отпущен и Карташов.
Дальше — больше. В течение 2012 года было выяснено, что предприятие регулярно нарушало миграционное законодательство, оформляя иностранцев на работу в одном из районов ХМАО, в то время как работы велись в Ханты-Мансийском. Ещё один факт — отсутствие у предприятия лицензий на содержание полигонов по сбору и утилизации нефтесодержащих отходов и их переработку с использованием взрыво- и пожароопасных объектов. В середине января за нарушение окружной Арбитражный суд выписал компании штраф в 40 тыс. рублей. Однако главное было ещё впереди: под конец осени прошлого года прокуратура ХМАО потребовала привлечь к уголовной ответственности ряд чиновников Северо-Уральского управления Ростехнадзора, достоверно знающих о многочисленных нарушениях на предприятии, но не пошевеливших и пальцем для их устранения.
В феврале
Однако всё это время следствие занималось проверкой бухгалтерской отчётности компании в поисках следов иной преступной деятельности. Работа увенчалась успехом лишь недавно: СКР по ХМАО объявил, что в отношении Карташова, которому и без того светит по двум статьям 12 лет, возбуждено ещё одно уголовное дело, на этот раз по пункту «б» ч.2 статьи
Ведомство сообщило, что в период с мая 2011 года по август
При этом источник в следственном управлении СКР по ХМАО, пожелавший остаться неизвестным, подчёркивает, что работа следствия будет завершена в ближайшее время. «Следователями сейчас изучена практически вся бухгалтерская отчётность и документация, каких-либо новых фактов выявлено уже не будет. Точных сроков пока нет, неясно даже, будет ли обвинение предъявлено в июле, но могу сказать, что процесс завершится в ближайшее время. Дальше вопрос займётся прокуратура», — поясняет собеседник.
Он же добавляет: у «Инвест-Ойла» было несколько счетов, на которых оседали поступающие компании средства. «Деньги поступали, смешивались со средствами от других источников, отсюда и изначальная сумма в 2,4 доходов. Но сейчас уже достоверное установлено, что конкретно к переработке буровых и нефтесодержащих отходов относятся указанные 712 млн рублей. Эта сумма за весь период на один из счетов, с него же и уходила в дальнейшем», — рассказывает источник.
Однако главный факт, который указывает собеседник агентства, куда интереснее. «Учредитель компании Иван Казмалы, проходящий свидетелем по делу, в процессе может быть также привлечён к ответственности вместе с Карташовым по обвинению в легализации доходов. Этот вопрос решается прямо сейчас, не факт, что так случится. Но, скажем так, существует вероятность, что он также попадёт под «уголовку», — резюмирует источник. Ранее, напомним, в прессе неоднократно появлялись комментарии должностных лиц СКР по ХМАО, заявлявших о невозможности привлечения Казмалы к ответственности по вменяемым остальным фигурантам общего дела статьям ввиду того, что учредитель не участвует в процессах получения лицензий на работу подобных предприятий — это дело генерального директора. Новые факты, по-видимому, заставили следствие взглянуть на вопрос свежим взглядом.
Таким образом, общий срок заключения Алексея Карташова, в случае требования гособвинением для него максимальной меры наказания, составит 17 полных лет с последующим лишением права занимать руководящие должности. Максимум для остальных фигурантов, Юрия Трубалко и Романа Толдиева — по пять лет на каждого. Однако наблюдатели не уверены, что дело окончится настолько суровым приговором: регулярно высказываются версии о том, что сроки виновникам аварии скостят, если и вовсе не дадут условные.
Источник агентства, знакомый с ситуацией на рынке утилизации нефтесодержащих отходов и пристально следящий за следствием по делу «Инвест-Ойл», утверждает: Карташов и компания сядут обязательно и сядут по максимуму. «Вы же сами видите, какой пласт проблем и теневых отношений вскрыла эта авария. Откаты всем и каждому, не работающий Ростехнадзор, фактически полное отсутствие контроля над сферой со стороны государства и местной власти. Надо понимать: весь этот рынок нефтесервиса, особенно утилизации — сфера жёсткая, но доходная на уровне самой нефтянки. Только правила здесь намного более размыты — кто и перед кем будет нести ответственность, когда роль „крыши“ выполняют проверяющие и инспектора?», — вопрошает собеседник.
«Вся эта возня вокруг создания ассоциации нефтесервисных компаний, затеянная правительством округа — это же не только ради борьбы с иностранными предприятиями на рынке. Это такой способ связать постоянно возникающие и пропадающие компании по переработке по рукам и ногам со стороны округа — будут и проверки соответствия, и лицензий, и текущей деятельности. Реестры недобросовестных подрядчиков — туда же. Ситуация, когда в округе тоннами вскрываются многолетние, древние нарушения в сфере, а компаниям по сути наплевать на все претензии, правительству и Комаровой сегодня никак не нужна, нужен контроль. И дело „Инвест-Ойла“ и Карташова здесь будет таким очень ясным и понятным предупреждением для всех — в сфере надо играть по правилам», — резюмирует собеседник.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!