Правительство Медведева устроит в Челябинске «Конец света», а в Екатеринбурге — золотую лихорадку
Урал переживает лучшее время — лето. Последние десять лет губернаторы, отвлекаясь от политических баталий, мечтают об одном — о развитии регионального туризма. Свердловчанин Куйвашев хвастается, что купил лучшего специалиста, челябинец Юревич презентует яркие картинки-приглашения, ямалец Кобылкин планирует VIP-туры, а пермяк Басаргин размышляет, что делать с наследием его предшественника. Но реализовать мечту еще никому не удалось — Москва жадничает. Перед новым уикэндом «URA.Ru» разобралось на какие проекты правительство Медведева выделит деньги. Какую легенду придумали для Челябинска, почему под свердловский тур будут менять закон и когда же Урал станет привлекателен для туристов.
Июль — лучшее время для Урала. Каждый уральский губернатор в своем бюджетном послании обязательно обещает работу в сфере туризма, но наступает сезон — а толп китайских, немецких и американских туристов по улицам городов нет. Даже якуты и ивановцы не едут к нам на автобусах.
Правительство России пересматривает свою политику в отношении туризма, говорит источник агентства в федеральном белом доме. Традиционные культурные маршруты по историческим местам уйдут на второй план. Всего на развитие туризма в России в
Речь идет об искусственном создании туристического спроса в регионах на совершенно «чистых» площадках: без привязки к привычным достопримечательностям и путеводителям. «Пора эксплуатировать мифы, придумывать для людей новые приключения, — рассказывает эксперт из Белого дома, работающий над новым направлением в российском туризме. — Они устали от музеев, пасторальных картинок. В век интернета можно за пару вечеров обойти весь мир и наше сознание запоминает все эти картинки, нас больше не удивляют путешествия. Те же иностранные туристы считают своим долгом посетить Москву, Санкт-Петербург, чтобы поставить галочку.
Но они вряд ли доберутся до Урала, до Свердловской области. Зачем? Снова музеи, снова исторические объекты? По масштабам это все равно не сравнится с Москвой и Питером. Красоты природы тоже редких людей заставляет лететь в такую даль. Даже российских туристов: наши люди вообще предпочитают море и маршрут Золотого кольца. А нам нужно „продавать“ все регионы», — объясняет наш собеседник. По его информации, пилотными территориями в УрФО могут стать Челябинская и Свердловская области, причем над созданием нужного имиджа будут работать иностранные компании.
«Конечно, в Челябинске, это, прежде всего, метеоритная история. Мы, ее обидно упустили, надо было начинать формировать мифологию по горячим следам. А что у нас было сделано? Придумали маршрут „По следам метеорита“. Привезли на выставку метеоритные сувениры, повеселили публику — и все. Сейчас эту историю за рубежом уже почти забыли. А у Чебаркуля есть все шансы стать столицей „Конца света“. В настоящее время несколько международных компаний разрабатывают концепцию для продвижения этого бренда, пишется даже сценарий для художественного фильма-катастрофы о событиях в Чебаркуле. Запланированы также пресс-туры иностранных и российских журналистов: в общем, мы сделаем так, чтобы в Челябинскую область в ближайшие годы началось паломничество со всего мира» — описывает наш источник будущую туристическую концепцию.
При этом на данный момент, как рассказали «URA. Ru» в «Ассоциации туроператов России», никакого всплеска интереса со стороны туристов как российских, так и зарубежных к метеоритной истории в Челябинской области не отмечается. " На первом месте у россиян по-прежнему Краснодарский край: людей сейчас интересует в основном пляжный отдых, рассказывает вице-президент Ассоциации Илья Уманский. — У иностранных туристов в сфере интересов стабильно присутствуют Москва и Санкт-Петербург. Есть, конечно, мизерный процент так называемых любителей экзотического отдыха. Но он очень мал. Зачастую туристы просто даже не знают о существовании таких мест — их нужно продвигать.
Ну, вот все мы слышали, как недавно британские туристы разбились на вертолете в Мурманской области: они летели, чтобы добраться на место рыбалки в Ловозерском районе. Поэтому есть, конечно, определенная группа людей и среди иностранце тоже, которые намеренно ищут дикий отдых в России. Но их немного.
А что касается метеоритной истории в Челябинске — безусловно, интересная идея. Но мы еще не умеем раскручивать такие вещи. За рубежом могут из гораздо менее значимых факторов вытянуть повод, из-за которого туристы приезжают толпами. А у нас пока такого опыта нет«.
Эксперт по внутреннему туризму Илья Уманских также приводит в пример попытки туристических фирм под Екатеринбургом повторить туристический опыт Аляски. «Туры по Аляске, по местам „Золотой лихорадки“ пользуются в Соединенных Штатах большим успехом. Подобные проекты на Урале были бы востребованы. И я знаю, что под Екатеринбургом одна из небольших туристических компаний пыталась запустить тоже похожий маршрут. Но в российском законодательстве в этом плане большой изъян, потому что добыча и оборот драгоценных металлов у нас запрещен. Я сам присутствовал на таком интересном туристическом мероприятии на Урале, когда привозили туристов на речку, давали плошки, и мы пытались мыть золото: нам попадались крупицы с золотосодержащими элементами, поверьте, это было интересно. Но эти ребята как раз столкнулись с такой проблемой, что по большому счету они ведут абсолютно незаконную деятельность, хотя ущерба государству тут, конечно, нанести невозможно. И тем ни менее в дальнейшем не было возможности пропагандировать и развивать этот проект».
Собеседник «URA.RU» из Белого дома, работающий над новой туристической концепцией, рассказывает, что сейчас для них самым интересным в Свердловской области кажется как раз развитие туризма за счет изумрудно-бериллиевого месторождения. «Оно одно из крупнейших в Европе. И если во всем мире экскурсии проводятся на уже выработанные месторождения, то уральское отработано только на 60%. Это уже уникальная возможность для людей, соскучившихся в своих офисах, взять в руки кирку и самим начать искать драгоценные минералы. В наших планах разработать целый маршрут искателей клада — с необходимой инфраструктурой: ночлегами, едальнями, аутентичными для погружения в среду. Эксперты сейчас подводят под эту концепцию исторические факты, мифы, чтобы красиво упаковать новое туристическое предложение на российском рынке», — объясняет наш собеседник.
Он также подтверждает, что главное препятствие для этого проекта, помимо привлечения инвесторов (государственное финансирование предусмотрено только на 30%) — это несовершенство законодательства. «Драгоценные камнями первой категории являются собственностью государства. И их необходимо сдавать в местную администрацию» — поясняет он. Так, на отвалах месторождения туристы могут самостоятельно искать лишь разрешенные к вывозу самоцветы: берилл, флюорит, кварц, актинолит, турмалин, полевой шпат, биотит и мусковит. При этом оставить их себе смогут только граждане России. Иностранцам необходимо будет получить разрешение Росохранкультуры, а на это может уйти от трех дней до двух недель.
«Но наши эксперты сейчас работают над тем, чтобы максимально упростить эту процедуру, не противореча при этом интересам государства», — объясняет наш источник.
В «Российском союзе туриндустрии» считают, что совершенно незачем что-то мифологизировать, придумывать. «Дело в том, что каждый раз, когда вы продвигаете регион, предлагаете тур — этот продукт должен всегда отвечать на вопрос: „Зачем ехать?“. Почему потребитель должен сделать выбор в пользу этого региона, санатория, курорта, речного туризма? И пока не создан продукт, который попадает в яблочко или хотя бы рядом, то все остальное теряет свой смысл: великолепная инфраструктура, правильная ценовая политика. На рынке продается путешествие, а не ресурс. И вот создание этого продукта очень сложная работа, которая должна проводиться турбизнесом вместе с региональной властью. Тут нужно государственно-частное партнерство» — поясняет президент «Российского союза туриндустрии» Сергей Шпилько.
Но он же признает, что тормозом для развития внутреннего туризма в России также служат высокие цены на транспортные авиа и ж/д перевозки, плохие дороги, отсутствие во многих регионах нужного гостиничного сервиса и системы общепитов.
В Ростуризме «URA.RU» пояснили, что все эти проблемы инфраструктурного характера, должны решаться и это предусмотрено в федеральных целевых программах агентства, но при этом заметили, что в приоритете для них сейчас создание новых туристических продуктов. «Ведь можно бесконечно реставрировать исторические объекты в глубинках, кричать, что они крайне интересны, создавать, следуя европейскому опыту, туристические деревни, восстанавливать рекреационные зоны с санаториями — но тут мы плетемся в хвосте у всей западной и азиатской индустрии. У них дешевле и комфортнее. И, конечно, мы все равно должны двигаться и в этом направлении тоже. Но для достижения быстрого эффекта нужны и новации, чтобы убедить клиента купить именно наш эксклюзивный продукт», — объясняет свою позицию источник «URA.RU» в Ростуризме.
На нашу просьбу привести в пример наиболее успешные проекты подобного формата, которые предлагаются и уже реализовываются на Урале, он называет пермский проект «Усьва». «Этот парк строится, как целая система рабочих поселков. И с одной стороны живописная река, с другой — старые рудники. Плюс там предполагаются современные центры отдыха со склонами для горнолыжных спусков. То есть туристы смогут отдыхать и одновременно погружаться в индустриальную мистику, в мир уральских мастеров. Людям нужны интересные истории, которые бы отвечали на вопрос: почему я должен ехать именно сюда .Почему я должен предпочесть один регион другому?
Такая же ситуация с проектом в Нижнем-Тагиле, который называется „Демидов-парк“. Зона расположена на территории старого металлургического завода Демидовых — то есть это целый пласт промышленной истории округа, совершенно другой России. Все эти проекты нужно раскручивать, продавать и рекламировать как на федеральном , так и на региональном уровнях. Туризм — погружение в другую среду очень востребован сейчас на Западе. Нужно ловить этот тренд, прививать его и нашим соотечественникам тоже», — уверен собеседник «URA.RU» из Ростуризма.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!