«Или Куйвашев остановит наш ритм, или все тормоза сорвет и начнется такое...»
Последняя неделя во властных свердловских кабинетах самая напряженная: вот еще недавно казалось, что все идет по плану. Но нет — планы нарушены. И те, кто согласовывал главной фигуре ЕР — Эдуарду Росселю — отпуск в середине агиткампании, косо смотрят на сенатора. Все поменялось в одночасье. Хотя, если оглянуться на минувший год, станет ясно: иначе и быть не могло. Евгений Куйвашев понял свою миссию, как наведение порядка в Свердловской области, считая беспорядком активные общественные процессы и сложность управленческой системы. Начал менять и оказалось, что это важно и дорого для тех, кого ему хотелось бы называть земляками. И вот распутье: обещая комфортную жизнь, давить и вести в мещанство дальше, или быть сметенным. Что с нами будет дальше?
Страх — главная эмоция, с которой Куйвашева настороженно встречали в течение нескольких месяцев. «Столько лет в регионе мы культивировали миф об „уральском патриотизме“, что появление на посту губернатора „несвердловчанина“ напугало многих, — объясняет знакомый политолог. — Все опасения вылились в кулуарные разговоры и блоги: Куйвашев назначен изменить местные привычки и превратить наш Екатеринбург в их Тюмень». Тут же нашлось подтверждение этого тезиса — в августе новый губернатор ушел в отпуск, что никак не вписывалось в общепринятые рамки.
У страха глаза велики — доказывал региону отдохнувший Евгений Куйвашев в начале сезона. Новый губернатор умаслил мэрию Екатеринбурга объявлением программы «Столица» и продлением соглашения о неразграниченных землях. Осенью его разглядел лишь депутат Госдумы Александр Бурков, который доказывал влюбленной в Куйвашева мэрии, что это лишь наживка. «Не верьте в его открытость и душевность. Он — не лапоть, и хитрее, чем кажется», — приводят его слова.
Так и вышло: большую часть сезона Евгений Куйвашев доказывал, что «Серый дом» может ошибаться. Выделение 3,4 миллиарда рублей на дороги Екатеринбурга обернулись поводом для публичной критики «города» за неуборку снега, грязи, а потом пыли. С ноября уральские новости пестрели заголовками о «публичной порке» сити-менеджера Александра Якоба — губернатор распекал его на каждом совещании. Самым жестким днем в «уличных» отношениях с мэрией стало 2 февраля, когда Евгений Куйвашев проехался по дорогам Екатеринбурга. Корреспондент «URA.Ru» стал свидетелем, как губернатор орал и даже матерился на сити-менеджера: «Зато плитку класть в снег и „Лексусы“ покупать вам не стыдно!». Горожане воодушевленно следили за зимней перепалкой. «Если в Екатеринбурге будет чисто, как в Тюмени, я не против», — выражал общее мнение комментарий на популярном форуме.
К весне мы стали свидетелями проверок строек Екатеринбурга, задержания гендиректора «Екатеринбургэнерго» и изъятия неразграниченных земель. Основные «кормушки» мэрии обложены к старту избирательной кампании, вспоминает источник агентства: «Для Кремля, как и для Тюмени (Куйвашева), образцовой территории (чиновника) Федерации, удивительно, как в современной истории еще остались города, власть в которых считает, что не временно управляет частью территорией страны, а правит в своей вотчине. Поэтому происходящее было важно не только с учетом будущих выборов, но и тренда наведения порядка».
В мае разворачивалась битва за электоральный ресурс — областные власти высказывали недовольство городской медициной и образованием. Но в конфликт вмешалось уральское полпредство: это показало — кредит безусловного доверия федеральной власти новому свердловскому губернатору тоже имеет границы и временной срок, и этот срок истекает. В «Букингемском дворце» с 00.00 23 мая было заключено перемирие «города» и «области». Несмотря на ухмылки скептиков, оно существует до сих пор, а борьба за гордуму сводится к борьбе прообластных и прогородских партий.
Хотя деление это формальное: в области самого губернатора не видят. За год он объехал не более десятка муниципалитетов. Была идея кластерного развития региона, под которую подводилась и география поездок. Но даже тут за год не получилось выполнить все намеченное: Восточный кластер до сих пор ждет Евгения Куйвашева. «Если не еду я, это не значит, что область без внимания. Есть министры, есть председатель правительства, которые работают в территориях», — говорил Куйвашев в программе «Четверо против одного» (ОТВ).
Но не только обыватели, зачастую и элиты власть не видят. Вот Законодательное собрание: в середине сезона депутаты служили исполнительной власти, как та и требовала. А теперь областной законопроект о бизнес-омбудсмене бойкотируется, а во фракции ЕР начинается публичная травля депутата Евгения Артюха, который на выборах мэра Екатеринбурга представляет интересы резиденции.
Особенно дефицит внимания губернатора заметен в правительстве, которое переживает самый крупный внутренний конфликт: авторитарного премьера Дениса Паслера и группы членов кабмина, напрямую подчиненных губернатору. Каждому из них Евгений Куйвашев пообещал что-то свое, и этого «своего» достаточно много — настолько, что реализуя намеченное, чиновники постоянно сталкиваются, и каждый уверен, что на эту работу у него есть мандат от самого губернатора.
«Каждый просящий получает от Евгения Владимировича то, что хочет, — замечает собеседник агентства важнейшую черту политики нового губернатора. — Другой вопрос, что Куйвашев дает желанный подарок, который оказывается совсем не тем, о чем мечталось». Денис Паслер получил желаемый пост в совете директоров «Титановой долины». Но только формально — своему окружению он жалуется, что проводить свои инициативы ему не дают и проект заморожен. Депутат Заксобрания Валерий Савельев возглавил екатеринбургский штаб. Но вместо роли полководца «священной войны» с мэрией получил, по сути, должность референта по согласованию кампании с «городом». «Его используют так же, как и при Мишарине. Только теперь Валерий Борисович не тратит деньги», — получает смешки Савельев.
Таким же номинальным оказался пост первого замглавы администрации губернатора, на который вступил Вадим Дубичев. Своего функционала у крупного чиновника нет, поэтому он постоянно заходит на поле своих коллег, невольно вступая в аппаратные конфликты. Алексею Багарякову, занимающему идентичный пост, разрешили управлять мечтой — представительством Свердловской области в Москве. Но через две недели после смены в нем власти этот институт упразднили.
«Чиновники получают посты без функционала или пустые обещания, становясь людьми Куйвашева и подстраиваясь под его стиль работы. То есть исполнителя воли президента в регионе — инициатив, не продиктованных Кремлем, в регионе не появляется. Свежий пример: программа „Новое качество жизни уральцев“ — это скомпонованные „майские“ указы Путина», — считает знакомый член правительства.
«В области не стало движухи», — не первый месяц жалуются журналисты. Публичность губернатора снизилась практически до нуля — в больницу, на концерт группы «Чайф» Евгений Владимирович предпочитает ходить «без камер». «Вам нужно, чтобы я работал или говорил?» — на днях ответил он на претензию СМИ.
И придраться не к чему. Не считая успехов в аппаратных баталиях, видимые итоги сезона были представлены на «ИННОПРОМе». Выставка сохранена, к Екатеринбургу приковано внимание федеральных властей, а в одном из павильонов представляют реконструкцию телебашни. Она перешла в областную собственность, а ее обновление подчеркивает хозяйственные навыки губернатора.
Такой итог политического сезона может не устраивать ни один институт власти, но только не Кремль. Он и является лично для Куйвашева единственным судьей, считает знакомый политолог. Тюмень, откуда вышел наш губернатор, для Старой площади — стандарт управления территорией. Не то, что Екатеринбург, серьезно напрягший федеральный центр итогами выборов в 2011 году. Говорят, именно за этот провал Александр Мишарин был сменен на предсказуемого для Кремля Евгения Куйвашева.
Запрос выполнен — бешеная лихорадка в регионе снята, говорит эксперт, Куйвашев изо всех сил давит на тормоз общественно-политической жизни. При Росселе и Мишарине свердловчанам предлагали жить амбициозными мечтами, при Куйвашеве обменивают общественную активность на рассказы о комфортной жизни. Сейчас парки начнут озеленять. Концепт, опробованный на протестной Москве, теперь повторяют и в регионах: зачем вам политические свободы?
Другое дело, готовы ли сами свердловчане отказаться от привычного масштабного мышления. Массовое и бесконтрольное выдвижение кандидатов на пост мэра Екатеринбурга — указывает, что за полтора года сопротивление накопилось, и это серьезный ресурс.
Остановит ли губернатор Екатеринбург до безопасных темпов Тюмени? Или Средний Урал настолько неисправим, что пойдет под откос вместе с упрямым предводителем? В этом главный итог старого и вызов нового сезона.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!