Куйвашев вошел в зону турбулентности
Мэром Екатеринбурга стал Евгений Ройзман, что, безусловно, новость федерального значения (особенно учитывая итоги голосования в Москве). Но ни в момент объявления результатов голосования, ни на инаугурации история не закончится. Теперь каждый новый день будет приносить Екатеринбургу массу новых новостей, политическая жизнь расцветет. Первый этап, конечно, месть элиты действующему губернатору, последний год жестко проводившему свой курс. Но от победы Ройзмана пострадали слишком многие: прокурорские, полицейские, фсбшные мундиры — в пятнах. Мы уже опросили два десятка чиновников, силовиков, политиков и бизнесменов, разбудили москвичей, но узнали, что будет дальше. Ближайшие перспективы (бунты в Заксобрании, недовольство внутри ОПС, отставки администрации губернатора и правительства) — в нашем обзоре.
Кремль
В современной России, где политик один (Владимир Путин), и от его решения зависит поворот любой актуальной темы, реакция федеральных властей на решение избирателей — крайне важна. Но в данном случае, как утверждают источники нашего агентства, Евгению Ройзману опасаться нечего. Администрация президента изначально не мешала ни его выдвижению, ни участию в кампании. Более того, в правоохранительных органах утверждали, что именно запрет Кремля не позволил им снять Ройзмана с выборов.
«Ройзман встречался с [первым заместителем руководителя администрации президента, курирующим внутреннюю политику Вячеславом] Володиным, и имел гарантии и справедливого ведения кампании, и подсчета голосов», — знает собеседник агентства. Он говорит, что это происходило в рамках реализации новой политической доктрины, направленной на допуск к выборам максимально возможного количества участников («URA.Ru» уже описывало ее): «Чтобы не допустить нового взрыва, шлюзы открыты, и баллотироваться может любой. Само политическое поле максимально либерализовано».
Проигрыш Алексея Навального в Москве, арест мэра Ярославля Урлашова... Провал Евгения Ройзмана в Екатеринбурге не должен был пополнить этот ряд, иначе бы общество вновь грустило из-за победы охранителей
Региональный чиновник, любитель конспирологических версий утверждает, что участие и победа Евгения Ройзмана даже выгодна федеральным властям. «Главная задача выборов 8 сентября было убрать [кандидата в мэры Москвы Алексея] Навального, но зачистить все оппозиционное поле неправильно. Забрали Москву, но отдали Екатеринбург», — считает чиновник. Федеральный источник с этим соглашается, повторяя слова одного из сотрудников администрации: «Непонятно, отчего такой шум — выбирали председателя горсовета».
Мизерные полномочия главы города — одна из причин достаточно спокойной реакции федеральных властей на результат. Победа Евгения Ройзмана будет признана официально, но легкой жизни ему никто не обещает. «Правоохранительные органы обладают материалами для возбуждения уголовных дел, и с ними Ройзману придется разбираться самостоятельно. Избрание мэром — не защита от платы за нарушения закона», — достаточно расплывчато формулирует наш собеседник.
Силовики
Прокуратура, следственный комитет, полиция и УФСБ, конечно, первые желающие сделать Евгения Ройзмана фигурантом новых уголовок. Изъятие приговоров судов, в которых хотя бы раз упоминается Евгений Ройзман и его фонд, — не что иное, как подготовка к масштабному наступлению. «Это будет дамоклов меч, занесенный над Женей, если он выиграет, — говорил до дня голосования знакомый силовик. — Пример [мэра Ярославля, также победившего кандидата-единоросса, но арестованого спустя два года] Урлашова — урок всем».
Судя по косвенным признакам, силовикам придется и дальше выжидать. «Команды атаковать Ройзмана не было», — подтвердил сегодня наш источник. По его наблюдениям, правоохранителям придется ждать первых шагов Евгения Ройзмана, мечтая, чтобы он поскорее оступился или разозлил кураторов внутренней политики в Кремле.
Желание силовиков отомстить Евгению Ройзману велико — они много лет положили на поиск нарушений им закона
Но не дадут и оставить в покое. Победа Ройзмана — пример протестникам в других городах страны, притом для федеральных властей — плохой пример. Кардинально менять состав местной элиты никто не собирался, и масштабной волны ранее заблокированных выдвиженцев власти не ждут.
Так что без работы силовики тоже не останутся:«Что бы ни говорилось о новой политике, Ройзман в «черном списке» федеральной власти, и его победа — повод наказать местных: как допустили, почему проморгали. Прокуратура, конечно, отчитается, что все материалы готовы. Но без команды будут бить не по нему и окружению, а по ОПС «Уралмаш», будут давить, заставляя повлиять на Ройзмана. Сам он недоговороспобный«.
ОПС «Уралмаш»
В день, когда Евгений Ройзман объявил о своем решении баллотироваться в мэры Екатеринбурга, в политической тусовке Урала возник следующий образ: хитрый вице-мэр Владимир Тунгусов, желая максимально насолить губернатору Евгению Куйвашеву, через своего товарища Сергея Терентьева добился участия в выборах Ройзмана. Последний, полностью контролируемый товарищами из ОПС, продолжит защищать их интересы по поглощению городских бизнесов. И вроде даже Тунгусову не страшен.
Впоследствии этот вброс опровергался всеми описанными героями и даже их оппонентами из областных кабинетов. Но в головах многих (в том числе аналитиков спецслужб) сохранился, поэтому реванш силовиков по отношению к «Уралмашу» практически неизбежен.
«Для ОПС это сродни катастрофы, — считает собеседник агентства в бизнес-среде. — Они только начали легализовываться, зажили спокойной жизнью, и вдруг — снова их деятельность проверяется под лупой, каждый шаг проверяется и будет подаваться как усиление при мэре-бандите». В этой ситуации самый пессимистичный вариант: резкая реакция федеральных силовиков, подкрепленная внутренним возмущением из Кремля. «Мэр Ройзман уралмашевцам не нужен. Если федералы приедут зачищать город, никто не хочет быть повешенным на лампасах спортивных штанов», — напоминает о смерти лидера ОПС Александра Хабарова собеседник агентства.
Альтернативная точка зрения описывает совершенно иной расклад: из него следует, что представители ОПС обязательно воспользуются победой своего «птенца» для торга за городское хозяйство и имущество, и, действительно, усилятся, как и пишут аналитики спецслужб, съедая вице-мэра Владимира Тунгусова: «ОПС масштабен и неоднороден. В выборы они вкладывались, делая ставку и на Буркова, и на Ройзмана».
Мэрия Екатеринбурга
Интересно, что для мэрии победа Евгения Ройзмана также опасна только аппетитами его потенциальных бизнес-протеже. Устав Екатеринбурга, не дающий мэру особых полномочий, и желание силовиков уничтожить ОПС, защищают администрацию и от проблем с Ройзманом, и от потенциальной угрозы перераспределения сфер влияния в пользу «Уралмаша». Поэтому вопрос по мэрии исключительно настроенческий: будут или нет Владимир Тунгусов, а вместе с ним и сити-менеджер Александр Якоб работать с Ройзманом.
Если для Александра Якоба (справа) итоги выборов мэра — повод для спокойствия, то Владимиру Тунгусову (слева) еще придется объяснять, почему «Единая Россия» показала результат хуже, чем в провальном
Интересно, что Якоб официально никак не отреагировал на заявления нынешнего мэра о сохранении сити-менеджера на своем посту. В разговоре с корреспондентом «URA.Ru» он даже удивился, сказав, что первый раз слышит об этом.
Другая проблема — низкие результаты за списки «Единой России», за которую отвечал Владимир Тунгусов. По договоренности, ему было позволено выдвинуть от партии только своих представителей, при этом гарантировав значительную победу. Такого не случилось: список ЕР не получил и трети голосов, обновив исторический минимум — в этот раз за партию проголосовало меньше, чем даже в декабре
При этом на втором месте «Справедливая Россия», в союзе с которой Тунгусова подозревают не первый год. Получается, что мэрия разделила свой ресурс на два списка, ставя целью сохранение контроля над представительным органом власти. И за это придется отвечать.
Ройзман
Многое, конечно, будет зависеть от первых решений и заявлений самого Евгения Ройзмана, которому еще предстоит подтвердить свою легитимность. Результат в 100 тысяч голосов в полуторамиллионном городе, конечно, не позволяет заявлять о себе как о представителе всех горожан. К тому же депутаты (среди которых однопартийцев мэра практически нет) могут и вовсе игнорировать своего председателя, если он начнет вести себя не так, как планируют другие центры власти.
Михаил Прохоров уже поздравил Евгения Ройзмана с победой, но признал, что это личный результат уральца. В своей кампании тот воспользовался партией Прохорова лишь для выдвижения, а после максимально от него дистанцировался
Источники агентства убеждены, что в первое время Ройзман будет демонстрировать договороспособность, но внутренний конфликт кроется в его личном несоответствии правилам современной политической игры. Он — мэр Екатеринбурга, но без полномочий, и не может ни контролировать ремонт дорог, ни наказывать проштрафившихся. Глава города, но без доступа к местным масс-медиа, что плохо, поскольку поддерживающие его федеральные СМИ писать о проблемах города не будут.
После жестких и резких заявлений в рамках кампании, Евгению Ройзману придется перестраиваться, потому что будучи официальным лицом ему потребуется встречаться с теми же силовиками. Вообще, его новый статус — испытание и для системы, и для него самого. Опытные аппаратчики могут долго испытывать терпение мэра, сознательно игнорировать мероприятия с его участием, подчеркивать недостаточный статус, ожидая, когда у экспрессивного политика лопнет терпение.
Другие центры власти
В том, что власть не сможет принять Ройзмана, сомнений нет. В полпредстве президента — единственной федеральной альтернативе губернатору Евгению Куйвашеву — от победы Ройзмана тоже не в восторге. В ходе кампании полпред Игорь Холманских сделал, как тогда казалось, эффектный шаг, и через свое движение «В защиту человека труда» поддержал трех кандидатов. Ни один из них не стал победителем, что, конечно, ударит по полпредству.
Проигрыш всех трех кандидатов от Игоря Холманских, скорее всего, отрезвляюще подействует на полпредство. Там отвлекутся от политических игр, закроются в себе
Проблемы будут и у единороссов. Официально вице-губернатор Яков Силин — кандидат от партии, а дисциплина внутри ЕР требует наказать виновных. Таковыми могут быть или руководитель городского координационного совета Анатолий Никифоров, или начальник городского штаба Силина Валерий Савельев, или руководитель областной ячейки Виктор Шептий.
Пострадать может любой — у ЕР плохие результаты на выборах в Гордуму. Шептия спасает только исторический максимум по области (на выборах глав), который не удавался ни Эдуарду Росселю, ни Александру Мишарину. В этом, конечно, нет заслуги Виктора Шептия, вместе с друзьями активно создававшего проблемы на местах, а есть подвиг первого замглавы администрации губернатора Вадима Дубичева, но в Москве в этом разбираться не станут. Тем более, у Шептия есть кому за него заступиться.
Вопрос в том, кто же ответит за избрание Ройзмана (если такой спрос будет) и как изменится политическая ситуация в области.
Губернатор
Если вспомнить, на какой волне поддержки и одобрения Евгений Куйвашев становился губернатором в мае 2012 года и сравнить с результатом, который получил его протеже через 15 месяцев, то кризис доверия налицо. В политической тусовке, конечно, уже говорят про закат карьеры губернатора, обещают скорую отставку и т.п.
Также ясно, что досрочная отставка под большим вопросом, поскольку в ситуации досрочных выборов федеральным властям нужен кандидат, способный выиграть (допуск Ройзмана к кампании в Екатеринбурге вовсе не означает, что такая же зеленая улица будет на кампании по выборам губернатора, если не будет уверенности в проигрыше). Объяви выборы сейчас — на них также выдвинется Евгений Ройзман, и, конечно, станет победителем.
Поэтому венцом карьеры для Евгения Куйвашева выборы в Екатеринбурге не станут. Обиженные за год центры власти, конечно, постараются отомстить своему обидчику (Заксобрание, например, станет совсем неуправляемым), но до бесконечности это не будет продолжаться. Главная надежда на то, что, пережив начинающуюся «зону турбулентности», он сделает выводы из случившегося.
О том, что избрать Якова Силина главой Екатеринбурга будет архисложно, говорили еще прошлой весной, когда он только был назначен главным федеральным инспектором. В ходе кампании казалось, что это понимает и сам Силин
Во-первых, необходимо признать (пусть и не публично) ошибку с выбором кандидата в мэры. Эту проблему не обсуждал только немой, но никто так и не был услышан.
Во-вторых, элиты ждут иного отношения к ним: не диктата и унижений, не постоянных конфликтов, а диалога, переговоров. «Всегда побеждать нельзя, нужно договариваться. В этом и заключается политика», — подчеркивает знакомый политтехнолог. Элиты к этому, безусловно, готовы: несмотря на все конфликты губернатора с полпредством Уралвагонзавод, например, согласовал участие своих pr-бойцов в кампании ЕР.
В-третьих, особо важно для Евгения Куйвашева сейчас не зацикливаться на Екатеринбурге, а подтвердить свой статус губернатора, обратив внимание на всю область, все муниципалитеты и их проблемы.
Все это потребует серьезных усилий. В первую очередь стоит ждать встряски команды, ошибки которой ранее списывались на лозунг «Матросы своих не бросают». В новой администрации губернатора и новом правительстве придется оценивать подчиненных по степени эффективности. Основания для этого есть: может быть, и победа на выборах была возможна — если бы не дезорганизованные штабы. Смог же Сергей Майзель в
Решение признать итоги выборов, не ломать комиссии через колено, требуя фальсификации результатов (а был и такой сценарий) — уже позитивный сигнал. Будем следить за продолжением.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!