Кремлевские элиты берут реванш: «Международный скандал с „Уралкалием“ — это вызов для команды Медведева»
История с главой «Уралкалия» Владиславом Баумгертнером в ближайшее время может спровоцировать отставки в Белом доме и даже серию судебных процессов против российских чиновников. Сейчас кабмин оказался в тупике: кремлевские группы вытеснили Белый дом из числа переговорщиков по вопросу экстрадиции Баумгертнера в Россию. Лоббисты «Уралкалия» в правительстве больше не могут управлять процессом. Условия теперь диктуют силовики и группа Игоря Сечина. На повестке: переход «Уралкалия» к новому собственнику. Президент Белоруссии Александр Лукашенко уже одобрил кандидатуру. Все подробности — в материале «URA.Ru».
Накануне стало известно о неожиданном изменении меры пресечения главе «Уралкалия»: из СИЗО его перевели под домашний арест в съемную квартиру в Минске под круглосуточное наблюдение оперативников. Надо заметить, что это настоящий прогресс в калийной истории. Ранее освобождения Баумгернера требовал вице-премьер правительства Аркадий Дворкович, генпрокурор Юрий Чайка также беседовал с белорусскими силовиками в Минске. Но итог был один: глава «Уралкалия» оставался в СИЗО. Даже после встречи Владимира Путина с Александром Лукашенко во время саммита ОДКБ, журналистам сообщили лишь, что «калийный вопрос» обсуждался кратко, из чего был сделан вывод, что Баумгернера пока не выпустят.
И все же через три дня после встречи лидеров двух стран глава «Уралкалия» переводится под домашний арест. Владимир Путин снова встречается с Александром Лукашенко, и они вместе наблюдают за ходом военных учений под Гродно и Калининградом, и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков не исключает, что тема «Уралкалия» в ходе беседы глав государств также будет затронута.
Интересно, что все это происходит накануне ожидаемой встречи Дмитрия Медведева с главой правительства Белоруссии Михаилом Мясниковичем, которую предполагалось посвятить ситуации вокруг задержания Баумгертнера. «Все обсудим, конечно», — пообещал Медведев журналистам по итогам саммита заседания Высшего Евразийского экономического совета в Астане.
По информации «URA.Ru», во время самого мероприятия беседа двух премьеров так и не состоялась, и встречу предполагалось провести в ближайшие дни на этой недели. В частности, Медведев должен был пролоббировать вопрос об изменении меры пресечения российскому бизнесмену. Но, получается, что премьера опередили и таким образом отобрали политическую повестку темы, которой изначально занимался Белый дом — Аркадий Дворкович первым приехал в Минск требовать освобождения Баумгертнера. При этом «Интерфакс» со ссылкой на свои источники уже сообщает, что освобождение главы «Уралкалия» из СИЗО стало результатом переговоров генпрокурора России Юрия Чайки с белорусским коллегой Александром Конюком, состоявшихся в Минске в минувший вторник.
То есть даже в официальной информационной повестке Белый дом признан неудачным переговорщиком. Правда еще остается открытым вопрос о дальнейшей экстрадиции Баумгертнера в Россию. По мнению политтехнологов, близких к Кремлю, в этой теме может быть разыграна карта с новым вице-премьером правительства РФ.
«Сейчас важно, кто именно из окружения Путина засветится в качестве лоббиста экстрадиции Баумгертнера и заработает себе на этом политический капитал. Его и можно рассматривать кандидатом на место Дворковича», — утверждают наши собеседники. При этом, как рассказывают источники «URA.Ru», в Белом доме самому Дворковичу может быть невыгодна сейчас экстрадиция главы «Уралкалия», во всяком случае, на тех условиях, которые выдвигает Минск: необходимость расследования дела «Уралкалия» в России.
«Такая перспектива может нанести серьезный удар по репутации Аркадия Дворковича и его семьи. Его супруга Зумруд Рустамова занимает достаточно высокие посты в компаниях, принадлежащих совладельцу «Уралкалия» бизнесмену Сулейману Керимому — «Нафта Москва», «Полюс Золото». И к ней у следователей вполне могут возникнуть вопросы в случае нового расследования, — поясняет наш собеседник.
Как сообщают источники информационных агентств, генпрокурор России Юрий Чайка уже договорился со своим белорусской коллегой о проведении собственного расследования российскими правоохранительными органами в отношении «Уралкалия». Таким образом, в распоряжении Кремля в скором времени окажется информация касательно деятельности акционеров российской компании. При этом, как рассказывают источники «URA.Ru» в белорусских силовых структурах, в материалах есть эпизоды, свидетельствующие о серьезных нарушениях с их стороны, в том числе и российского законодательства.
Один из наших собеседников, близкий к группе влияния главы Роснефти Игоря Сечина, указывает на то, что во всей истории с «Уралкалием» красной нитью проходит заинтересованность Кремля в этом судебном деле. «Путин мог дать понять Лукашенко, что не имеет ничего против уголовного преследования „Уралкалия“. И ведь не случайно, несмотря на то, что уровень конфликта раздут сейчас до международного скандала, президент России вполне спокойно поздравлял с Днем рождения Александра Лукашенко», — обращает внимание на политические нюансы наш ньюсмейкер.
Он же напоминает, что еще в день ареста Баумгертнера Путин призвал российские компании к деофшоризации. «Об этом он сообщает во время заседании Комиссии по развитию топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. И хотя там речь шла об угольных компаниях, на самом деле месседж получили акционеры „Уралкалия“, которые, как известно, управляют компанией через швейцарские офшоры», — уверен наш источник.
Между тем, собеседники «URA.Ru» , близкие к окружению Аркадия Дворковича, утверждают, что история с «Уралкалием» выгодна, прежде всего, самому главе Роснефти Игорю Сечину. «Тут очевидна попытка вытеснить из бизнеса Керимова. В СМИ уже появилась информация о выходе Керимова из состава акционеров кампании. Сейчас гадают, кто из российского бизнеса может купить его долю: называют „Онэксим“ Михаила Прохорова. Но я вижу другой сценарий игры. Власти Белоруссии вполне могут арестовать зарубежные активы Керимова, если суд удовлетворит иски потерпевших. Такой ход может быть рассчитан на „зачистку“ кредиторов Керимова, которые побояться потерять свои деньги. И тогда бизнесмен будет вынужден перевести все свои банковские счета в Россию», — рассказывает наш ньюсмейкер.
По его мнению, дальше по этому плану промежуточным собственником «Уралкалия» (на время поисков правильного бизнесмена) становится «Роснефть». Тут стоит напомнить, что глава «Роснефти» Игорь Сечин во всем это конфликте фактически встал на сторону Лукашенко, когда пообещал Минску полностью обеспечить страну нефтью. Это заявление было сделано после того, как вице-премьер Аркадий Дворкович объявил о сокращении поставок нефти как раз в контексте задержания гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера в Минске.
«Лукашенко очень хорошо отнесется к появлению Сечина или дружественных ему бизнесменов в компании „Уралкалий“. Глава Роснефти для президента Белоруссии — весьма надежный партнер», — рассказывает «URA.Ru» собеседник, близкий к окружению президента Белоруссии. Так, источники агентства в Белом доме утверждают, что вся история с «Уралкалием» — это часть стратегии Игоря Сечина и его сторонников в Кремле, которые пытаются восстановить позиции, несколько утраченные при президентстве Медведева.
В частности, речь идет о перехвате калийного бизнеса в 2010 году, когда Дмитрий Рыболовлев, бывший основной акционер «Уралкалия», продал контрольный пакет компании трем инвесторам, крупнейшим из которых оказался совладелец «Полюс Золота» Сулейман Керимов. «Сделку тогда поддерживала команда Медведева, и в частности, Дворкович. Сечин при этом, будучи вице-премьером правительства, лоббировал совершенно другую сделку. По его сценарию, основной пакет акций должен был оказаться у бизнесмена Владимира Потанина. Сейчас у Сечина появилась возможность взять реванш. Новый скандал с „Уралкалием“ — это вызов команде Медведева», — рассказывает наш ньюсмейкер.
Сейчас кремлевские аналитики утверждают, что перевес сил находится на стороне команды Игоря Сечина, и правительство Медведева во всей этой истории может потерять ключевых игроков своей команды. «Во всяком случае, Путин сейчас демонстрирует личную поддержку Сечину. Так, две недели назад президент одобрил активно лоббируемый Сечиным переход суперверфи „Звезда“ в Приморском крае под контроль „Роснефти“. В истории с „Уралкалием“ Путин также почти не вмешивался и не делал резких публичных заявлений. И те переговоры, которые он провел с Лукашенко — о возвращении Баумгертнера, — тревожный сигнал для Медведева. В частности, если будут выполнены условия белорусской стороны о проведении отдельного расследования российскими правоохранительными органами.
В лучшем случае кабмин ожидает отставка ряда министров, в худшем случае — уголовные дела и вотум недоверия всему правительству», — считает политтехнолог, близкий к Кремлю. Первыми кандидатами на выбывание источники «URA.Ru» называют вице-премьера правительства Аркадия Дворковича и министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!