«Преемственность надо прервать не только на уровне вуза, но и на уровне области»
Весь прошедший уик-энд все, кто имеет или когда-либо имел отношение к Курганскому государственному университету и кому не безразлична судьба вуза, обсуждали главную новость — решение Аттестационной комиссии Минобрнауки. Ведомство забраковало всех трех кандидатов на должность ректора главного вуза Зауралья. Это означает, что еще минимум полгода учреждение останется в подвешенном состоянии — без руководителя. Университетская общественность бурлит и теряется в догадках — никто не понимает, что происходит. Ответ на этот вопрос дал один из экс-кандидатов — профессор Борис Шалютин. Почему выборы ректора КГУ вновь не состоятся, какой ущерб госуниверситету нанес глава региона Олег Богомолов и кто в этой истории останется крайним — читайте в материале «URA.Ru».
Выборы ректора Курганского государственного университета вновь не состоятся. Фактически вуз уже полтора года живет без руководителя в полном смысле этого слова. В апреле 2012 года бывший ректор Олег Бухтояров сложил полномочия. Тогда же прошла конференция по выборам ректора, на которых победил первый проректор Роман Скиндерев, но результаты голосования Министерство образования и науки отменило, выявив факты фальсификации документов со стороны одного из допущенных кандидатов. Исполняющим обязанности ректора назначен Скиндерев.
В этом году кампания по выборам ректора КГУ стартовала вновь. Свои кандидатуры выдвинули непримиримые соперники — Роман Скиндерев и заведующий кафедрой философии Борис Шалютин, а также заведующая кафедрой «Организация работы с молодежью» Наталья Бобкова. Предполагалось, что выборы ректора пройдут в июне, но Аттестационная комиссия перенесла свое майское заседание, на котором кандидаты должны были пройти согласование, на сентябрь.
Собеседование со всеми тремя кандидатами состоялось, как писало «URA.Ru», 25 сентября. Уже через два дня, 27 сентября, стало известно, что никто из них не прошел согласование.
Это известие шокировало университетскую общественность. Все выходные только и ходили разговоры о том, почему так произошло и что будет дальше. В понедельник один из экс-кандидатов на должность ректора Борис Шалютин решил озвучить свою позицию и для этого собрал на своей кафедре журналистов.
В первую очередь, Борис Шалютин заявил, что «прошедшее событие в целом, безусловно, позитивно — оно открывает новый этап в развитии университета». Несмотря на определенные позитивные моменты, считает он, в последние шесть лет «система управления на глазах теряла хоть какую-то адекватность», в результате чего снизилось качество образования, упал престиж вуза, появились проблемы с набором абитуриентов.
Ко всему прочему масла в огонь подлил скандал, связанный с выявлением признаков плагиата в кандидатской диссертации и.о. ректора Романа Скиндерева. И это во многом повлияло на решение Аттестационной комиссии Минобрнауки.
«Минобрнауки вникло в нашу кадровую ситуацию и не допустило к выборам человека, который не только лично совершил поступки, не совместимые с руководством вуза, я имею в виду использование под своим именем чужих текстов, но и является активным участником той группы, которая несет ответственность за все негативные процессы, протекавшие в вузе в последние годы», — заявил Борис Шалютин.
«Аттестационная комиссия, — продолжил профессор, — приняла мое предложение, высказанное на заседании комиссии: отказать в согласовании и Скиндереву, и мне. Благодаря этому сегодня открывается возможность тем здоровым силам, которые есть в университете, выйти на первые роли и начать работу по возрождению университета. Я уверен, что наш вуз выправится и достаточно быстро. Чем раньше будут объявлены новые выборы, тем лучше».
Позиция Бориса Шалютина, озвученная на заседании Аттестационной комиссии, в частности, сводилась к выявленным в кандидатской диссертации Романа Скиндерева фактам заимствований больших кусков текста из трудов других ученых и преподнесенных под своим именем. Человек, уличенный в таких фактах, не может возглавлять вуз, уверен профессор.
«Мною было предложено Скиндереву обратиться в суд, чтобы защитить свою репутацию. Но этого не было сделано — ясно, что это так и есть. Я ни от кого не скрывал, что на заседании комиссии мною эта тема будет поднята. Я довел информацию. Ни одного вопроса: „Чем докажете?“ — не было. Это означает только одно: министерство провело соответствующую проверку, и никаких сомнений в этих фактах у него нет», — заявил Шалютин.
Фактически ситуация складывается таким образом, что для Бориса Шалютина решение Аттестационной комиссии — уже победа. Для Романа Скиндерева это, конечно, удар — его несколько лет готовили к посту ректора, а на протяжении последних полутора лет он даже потренировался в этом качестве. Теперь все оказалось в подвешенном состоянии.
А вот третий кандидат, завкафедрой «Организация работы с молодежью» Наталья Бобкова, по сути, оказалась «крайней», и ее с выборов сняли «за компанию» — во всяком случае, такое мнение складывается у преподавателей вуза.
Что будет сейчас, предугадать никто не может. Кто будет исполнять обязанности ректора КГУ до следующих выборов, тоже пока не ясно. Борис Шалютин уверен, что это должен быть новый человек, не из нынешней команды. Он считает, что Роман Скиндерев должен оставить пост. «Министерство ясно показало неприемлемость кандидатуры Скиндерева. Нужно сделать самостоятельный поступок и спокойно уйти доцентом на кафедру», — уверен Шалютин.
Что думает по этому поводу сам Роман Скиндерев, узнать не удалось: извинившись, Роман Владимирович отказал в комментарии нашему агентству.
Наталья Бобкова, как и все преподаватели, находится в сомнении. «Что будет дальше — пока не знаю. Сейчас возникает очень много вопросов. С другой стороны, жизнь продолжается, — говорит Бобкова. — Я думала, что комиссия примет нейтральное решение — согласует всех. Это спасало бы университет, потому что эпопея с выборами закончилась бы. Немного жаль потраченного времени. Но это опыт, не знаю, негативный или позитивный, но он был».
Несколько неожиданное заявление сделал на встрече с журналистами Борис Шалютин. Он считает, что многие проблемы университета и его сегодняшнее не самое лучшее положение — следствие неграмотной кадровой политики. И в этом профессор обвиняет уже... губернатора области Олега Богомолова.
«Столь долгое сохранение у руля университета людей, нанесших ему существенный ущерб, явилось следствием позиции губернатора. Ущерб университету — это ущерб области. Уже потому, что потеря имиджа университета резко усилила отток самой способной молодежи. И этот ущерб нанесен первым лицом региона. Думаю, университет — не единственный пример подобного рода результатов деятельности губернатора. Полагаю, что пришло время это обсуждать. Негативная преемственность должна быть прервана не только на уровне университета, но и на уровне области», — заявил Шалютин.
Он предполагает, что правительство региона будет пытаться удержать Романа Скиндерева в должности исполняющего обязанности ректора КГУ как можно дольше, но это, уверен Шалютин, «вредно: чем раньше начнется обновление, чем раньше будет сменена эта фигура, тем лучше». «Надо понимать, что идеальных людей нет. Каждый имеет недостатки. Не надо пытаться найти идеального человека. Надо пытаться найти того, кто способен, кто более способен. Нужно быть терпимее, не препятствовать консолидации здоровых сил», — считает Шалютин.
Смогут ли теперь уже бывшие кандидаты на пост ректора баллотироваться вновь, тоже ясности нет: с одной стороны, и Борис Шалютин, и Наталья Бобкова говорят о том, что нет никаких запрещающих это нормативных актов. Тем не менее Шалютин считает, что «на ближайших выборах никто из этих трех кандидатов выдвигаться не будет, а если будет, то это свидетельство неадекватности соответствующего человека — однозначно министерство снимет заново того, кто снова решит выдвигаться».
Бобкова сообщила, что не знает, будет ли вновь выдвигать свою кандидатуру — все будет зависеть от ситуации и других кандидатов. Тема ректора-варяга тоже обсуждается, но, по мнению обоих бывших кандидатов, это не лучший вариант для вуза.
Слухи о том, что университет может быть расформирован в связи с произошедшим, Борис Шалютин опровергает. По его мнению, решение Аттестационной комиссии — стопроцентная гарантия того, что вуз будет жить.
«Если бы было намерение разделаться с судьбой университета, пустили бы они всех троих и наплевали. Министерство совершило беспрецедентное действие. Они расписались в том, что не справились с ситуацией: пожар-то год назад уже был. Они это сделали. Это мужество определенное», — считает профессор.
Воспользовавшись ситуацией, Шалютин обратился и к коллегам по университету и призвал всех... проснуться.
«Наш коллектив пронизан апатией, неверием в то, что можно чего-то добиться. Просыпайтесь, товарищи! Не интригами, не подковерной возней, не фальсификацией, а в честной, открытой борьбе можно добиваться результатов. Надо верить в свои силы. Только от нас зависит, как скоро мы возродим свой университет. Победа будет за нами, но за нее еще предстоит побороться», — заявил Борис Шалютин.
Отметим, что работники университета по-разному оценивают ситуацию. Так, декан факультета транспортных систем КГУ Леонид Савиных считает, что все, что произошло за последнее время, в том числе скандал с плагиатом и сегодняшняя пресс-конференция — это происки Бориса Шалютина.
«Много искаженных фактов, — заявил „URA.Ru“ Савиных. — Истину должен устанавливать суд. Сегодня говорит один оппонент (Шалютин — прим. ред.). Какое он имеет право быть святее Папы римского? Если бы мы были застоем, министерство бы пошло на присоединение Шадринского пединститута? Мы прекрасно, великолепно прошли аккредитацию. У нас идут студенты на платную форму обучения. Эти деньги позволяют строить, покупать какое-то оборудование. Чего не скажешь про Бориса Соломоновича — его кафедра не заработала ни одного рубля. Недавно коллективом университета выигран грант на 100 млн рублей на два года. В течение пяти лет защищены две докторских, минимум пять кандидатских диссертаций — о каком застое можно говорить? Все происки Бориса Соломоновича — это нож в спину. Многое не соответствует действительности. Человек просто очень хочет быть ректором, положительного он ничего не привнес».
Решение Аттестационной комиссии Минобрануки породило еще больше вопросов, и сегодня на них никто не может дать ответ. Каких-либо прогнозов относительно дальнейшего развития событий не смогла дать и начальник Главного управления образования Курганской области Любовь Бобкова. «Мы позвонили в Москву, нам ничего пока не говорят», — сказала Бобкова.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!