Пермь готовится к политическому шоу
В Перми торжество демократии — губернатор Басаргин лично поддержал общественную инициативу по проведению референдума о возвращении прямых выборов мэра. По такому случаю с подачи главы региона на общественников начал работать целый штат администрации города. Однако не стоит спешить с выводами о внезапной смене политических ориентиров главы региона. Опытный аппаратчик просто использует любой шанс для достижения собственных целей. Для этого можно заново сдружиться с опальным политиком Окуневым и даже намекнуть сити-менеджеру Маховикову на новые карьерные горизонты. Впрочем, представители «пермского» клана — опытные игроки и тоже используют губернатора в своих интересах. Кто кого переиграет — в материале «URA.Ru».
Вчера в библиотеке им. А.С.Пушкина прошло заседание инициативной группы, на котором было принято решение провести в Перми референдум по возвращению прямых выборов главы города. В инициативную группу вошли два десятка человек, среди которых — супруга бывшего депутата ЗС Андрея Агишева, руководитель Фонда «Новая коллекция» Надежда Агишева, почетный гражданин Пермского края Ольга Копысова, депутаты Заксобрания Геннадий Кузьмицкий и гордумы Сергей Климов, политолог Олег Подвинцев, блогер Антон Толмачёв и другие.
Возглавил всех один из «тяжеловесов» пермской политики, бывший депутат ЗС Пермского края Константин Окунев. Тот самый, которого в сентябре сняли с выборов в кунгурскую думу, и чьих сторонников из движения «Выбор» краевые власти снимали везде, где только можно.
Главный вопрос, который интересовал наблюдателей, зачем городить огород, если ряд участников инициативной группы в качестве представителей общественности параллельно заняты в рабочей группе при Гордуме, которая как раз и занимается разработкой изменений в Устав Перми, касающихся городских выборов.
Ответ Окунева был явно заготовлен заранее: «Нас не устраивают темпы работы над внесением изменений в Устав. Работа депутатов Гордумы под руководством Сапко не выдерживает никакой критики. Полтора года назад мы создали коалицию „За прямые выборы“ и объявили, что будем бороться за возвращение прямых выборов главы города. Сапко тогда перехватил нашу инициативу, создал рабочую группу. Мы ждем, время идёт, а движения нет. Последнее заседание рабочей группы было в мае — полгода назад. В связи с этим мы и предлагаем провести референдум. Вы заметили, что как только прошла информация в прессе о нашей новой инициативе, как Сапко сразу созвал рабочую группу? Я делаю вывод, что гордума без его участия с поставленной задачей не справится. Если мы перестанем поддавливать гордуму, изменения в Устав еще долго не внесут. А нам пора устранить в Перми двоевластие. Все видели, какой конфликт разгорелся между мэрией и гордумой. Всю весну и лето — скандал на скандале вместо работы. Полный раздрай в администрации. Пермяки на себе испытали все прелести такой модели управления городом и хотят от нее отказаться».
Между тем, критикуемая Окуневым администрация Перми приняла прямое участие в организации заседания окуневской инициативной группы. Как рассказали наши источники, с помещением в библиотеке им. Пушкина помог Алексей Грибанов — заместитель Анатолия Маховикова, по указанию которого он и действовал. Маховикова, в свою очередь, оказать содействие Окуневу и К попросил губернатор Виктор Басаргин. Ранее глава региона на словах поддерживал идею вернуть выборы главы Перми, но сейчас он непосредственно включился в процесс, используя свой админресурс.
Басаргин заинтересован в максимальном давлении на Гордуму в связи с необходимостью провести через нее в кратчайшие сроки поправки в Генплан Перми. «Ему подсказали, что угроза проведения референдума подействует на парламентариев, и они станут сговорчивее», — объясняют источники «URA.Ru» в правительстве.
Дело в том, что на публичных слушаниях губернаторская идея застроить силами ГК ПИК микрорайон Бахаревка дешёвым жильём в объеме 1 млн кв. метров вызвала резкую критику экспертов и депутатов. Между тем, ещё весной Басаргин включил застройку Бахаревки в путинскую программу строительства доступного жилья. Об этом факте трезвонили на всех углах как об одном из главных достижений губернатора.
Прошло полгода, скоро придёт пора отчитываться об участии в президентской программе, а дело с мертвой точки так и не сдвинулось. На прошлой неделе губернатор на закрытой встрече с Анатолием Маховиковым и Игорем Сапко поставил ультиматум — либо принимаете изменения и выделяете деньги на строительство инфраструктуры, либо уходите в отставку. Маховиков и Сапко дали гарантии, что не позднее весны 2014 года все необходимые решения через гордуму и администрацию проведут, однако Басаргин решил подстраховаться и заключил новый союз с Окуневым.
Изначально губернатор благоволил Окуневу, Басаргину импонировали открытость, молодость, энергия пермского политика. Но затем Окунев оказался в опале, когда весной-летом позволил себе публично давать советы главе региона и занял слишком непримиримую позицию на муниципальных выборах в сентябре. С тех пор Окунев перестал давать Басаргину советы через СМИ, поумерив свои губернаторские амбиции, а выборы — дело прошлое, эту страницу политической истории Прикамья перевернули, и когда пришла пора писать новую, Басаргин оказался не прочь использовать Окунева в качестве ледокола, который может раскачать ситуацию и внести раскол в ряды оппонентов.
Что касается Окунева, то для него референдум — шанс напомнить о себе как о большом политике. «Окунев оказался в сложном положении, когда его еще при губернаторе Чиркунове сняли с выборов в ЗС. Его основной бизнес — сеть магазинов „Добрыня“ — закредитован, финансовое будущее окуневских бизнес-структур под вопросом. Возвращение в политику в статусе депутата ЗС, думы или главы Перми — то, на что сейчас нацелен Окунев, для него это вопрос выживания», — считают эксперты «URA.Ru».
Наиболее уязвимая позиция в этой истории оказалась у сити-менеджера Анатолия Маховикова. Он успел провести через Бюро городских проектов негативный отзыв на губернаторские поправки в Генплан, а сейчас работа БГП фактически заблокирована из-за отстранения от руководства Андрея Головина. Замкнув решение по Генплану на себя, Маховиков сохранил свой пост главы администрации — в противном случае он был бы отправлен в отставку ещё в сентябре. Маховиков резонно опасается, что Басаргин, поспешит от него избавиться, как только получит свободу действий на строительном рынке Перми. В связи с этим Маховиков попросил гарантий, и получил их — сити-менеджеру пообещали перезапустить его карьеру в политической плоскости, говорят наши источники. Поэтому Маховиков и позволил себе залезть на чужую территорию. По Уставу, зона его ответственности — городское хозяйство, а за проведение политмероприятий отвечает гордума. Председатель гордумы Игорь Сапко, столкнувшись с тем, что мэрия выступила организатором совещания инициативной группы Окунева, ничего предпринимать не стал.
В разыгрываемой губернаторской комбинации политологи отмечают одну деталь — референдум никак на возвращение прямых выборов главы Перми повлиять не может, поэтому пугать им думцев бесполезно.
«Депутаты, которые и будут утверждать новую форму управления в Перми, примут волеизъявление пермяков к сведению, но в тот же день никаких изменений в Устав городе не внесут. Всё идет по плану: выборы пройдут в 2016 году. Однако роль референдума не сводится исключительно к шантажу думцев — на его проведение из городской казны должны будут выделить до 40 млн рублей. В Перми никто лучше Окунева не сможет извлечь из этой суммы PR¬-дивиденды, — говорит источник „URA.Ru“ в гордуме. — Поэтому готовимся к шоу по полной программе: сбор подписей, шумное согласование с гордумой и пермским избиркомом, а весной будущего года — сам референдум. Вот этим всё и ограничится. Окунев напомнит о себе избирателям, Маховиков протянет на своём посту лишние полгода, а Басаргин окажется у разбитого корыта. Такой исход вполне укладывается в логику взаимоотношений пермских элит и варягов, абсолютно не доверяющих друг другу».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!