«Не успел приехать, а уже всех уволил. И шашлык есть не хочет»
С губернаторами, их влиянием, выживаемостью, будущим какая-то нездоровая истерия. После выборов 8 сентября редкий региональный начальник не хочет на досрочные выборы, но мало кому разрешают. Единственная состоявшаяся рокировка — в Ставрополе. По самому успешному (подмосковному) сценарию последнего года губернатором края стал молодой управленец Владимир Владимиров, бывший первый вице-губернатор Ямала. Происходящее с ним можно перенести на любой регион: от смены названия суть не изменится. Усталость населения, протестные настроения, озлобленность на кавказцев, полное разложение власти, пустая кадровая скамейка, сильные группы элит со своими интересами, большие запросы у федеральных боссов. Такие же проблемы, что у Виктора Басаргина в Перми, что у Евгения Куйвашева в Екатеринбурге, что у Натальи Комаровой в Югре. «URA.Ru», всегда исповедовавшее принцип «Своих не бросаем», отправило десант в Ставрополь, узнать, как дела у губернатора, которому завидует семь десятков коллег, увидеть, кто же создал конкуренцию школе политических кадров Уралвагонзавода и действительно ли Владимиров забрал с собой клюв, который президент Путин надевал во время полета со стерхами на Ямале год назад.
«У нас теперь сакральный символ власти — „В“ в кубе», — шутят ставропольские политики про врио губернатора Владимира Владимирова. Местные жители без запинки и даже, как будто смакуя, выдают сочетание: Владимир Владимирович Владимиров.
На вопрос корреспондентов «URA.Ru», знают ли они, из какого региона переведен к ним их новый руководитель, две студентки задумываются и неуверенно спрашивают: «Красноярск?» Когда мы сообщаем им, что Владимир Владимиров два года проработал первым вице-губернатором в ЯНАО, девушки невозмутимы: «Ну, все равно ведь Север».
Мы прилетаем в Ставрополь рано утром: уже при посадке солнце слепит глаза, капитан объявляет, что за окном + 15. Я включаю айфон и смотрю погоду в Салехарде. −8. Почему-то кажется, что для Владимирова такая разница в погоде должна стать дополнительным стимулом для работы в новом регионе. Во всяком случае, местные жители воспринимают назначение нового главы как его возвращение домой из «северной ссылки».
Все уже тут знают, что до окончания школы Владимиров жил в Ставрополе. «Так у него мать тут живет. А на Северах он прошел школу жизни в суровых условиях. Это у него командировка была. Вот теперь вернули к нам», — рассказывает мне с энтузиазмом уже сфабрикованную pr-легенду семейная пара пенсионеров.
Таксист-карачаевец, который везет нас из аэропорта, также сообщает про маму нового главы региона. Выясняется, что Владимиров отказался поселиться в губернаторской резиденции и пока живет у своей мамы в спальном районе города. «Я сейчас сделаю крюк и покажу вам, что это обычный район с огромными пробками в центр города», — великодушно предлагает водитель.
Эта часть Ставрополя, действительно, ничем не отличается от других таких же областных или краевых центров: невзрачные одинаковые блочные дома и сетевые магазины. Зато центр города удивляет своей ухоженностью, зеленью и отличной работой садовника: все деревья и кусты идеально пострижены. Мы прогуливаемся с депутатом краевой Думы, руководителем фракции «Справедливая Россия» Сергеем Горло: он рассказывает, что исполнительная и законодательная власти у них находятся в одном здании, только входы с разных сторон.
Я прошу показать окно, где сидит губернатор: «Вот, на пятом этаже, угловое. Раньше, когда там работал прежний губернатор Александр Черногоров, он обычно спал в это время (на часах — 13.00 — прим. автора). Такая у него ставропольская сиеста была. А потом просыпался и мог до 12 ночи звонить мэрам», — вспоминает Сергей Горло.
— Ну а какое впечатление на вас произвел новый глава региона, когда его только назначили исполнять обязанности? — спрашиваю я.
— Сначала, когда мы его только увидели на телекартинке вместе с Путиным, то подумали, что нам ботаника присылают: он сидел напротив президента с большими удивленными глазами. Потом, когда полпред Александр Хлопонин представлял его депутатам краевой Думы, Владимиров нам показался таким наивным, добродушным. Но когда я с ним разговаривал уже в рамках встречи с лидерами фракций, то понял, что он жесткий руководитель.
— А по ощущениям он все-таки чужой пока для края? Ведь южная специфика политики несколько иная...
— Ну какой он чужой? Он живет у своей мамы, он тут школу оканчивал.
— Это ведь только его детство. Всю сознательную жизнь он провел вне региона. С местными элитами он ведь никак не связан?
— Это неплохо. Мы видели все эти связи по кадровой политике прежнего губернатора Валерия Зеренкова: одни друзья, кумовья, кланы.
Владимир Владимиров был назначен исполняющим обязанности губернатора Ставропольского края 27 сентября. С этого момента прошло чуть больше двух недель, а в местной политической тусовке уже обсуждают слова Владимирова о том, что за свой шашлык он будет платить сам. На закрытой встрече с журналистами его спросили, как он будет реагировать на предложение ставропольских элит «порешать вопросы за шашлычком».
«Как мне рассказывают, Владимиров ответил, что шашлык никак не может повлиять на результаты решений. Что он всегда за себя платит сам и свой шашлык тоже в состоянии оплатить. Но такими заявлениями он противопоставляет себя южному этикету. У нас все представители элит люди небедные и в состоянии за себя платить, дело ведь не в этом. Посидеть за шашлычком — это такой формат общения», — рассказывает один из местных бизнесменов на условиях анонимности.
Он же поясняет, что среди влиятельных в регионе людей очень много выходцев из Дагестана или Чечни. «Нужно уметь разговаривать с ними на одном языке. Вот у Хлопонина никак не складывается взаимодействие с кавказскими элитами: он приехал из Красноярска со своими менеджерскими подходами, а его не понимают», — считает наш собеседник.
На самом деле многие наши ньюсмейкеры среди главных проблем и вызовов для Владимира Владимирова называли межнациональный вопрос. На встрече с руководителями фракций был задан вопрос о том, как он будет решать межнациональную проблему в регионе. «А он ответил: мы все вместе выигрывали войну, что нам делить? На это я ему заметил, что здесь другая война была 20 лет назад и многие выросли уже при ней. Эти ребята даже своих аксакалов не очень уважают», — пересказывает содержание встречи Горло.
Как рассказывают источники «URA.Ru», близкие к администрации президента, несмотря на слив в СМИ, фигуры полпреда президента в ПФО Михаила Бабича и заместителя министра внутренних дел Александра Горового изначально не рассматривались в качестве кандидатур на пост губернатора Ставропольского края. «Тогда это было бы вызовом другим национальным республикам. Сигналом, что федеральный центр намерен зачищать регион, а это не вписывается в концепцию национальной политики. Нужен баланс. И перед Владимировым не стоит задачи жёстко разруливать межэтнические отношения», — поясняет наш собеседник.
Он же объясняет, что нового главу региона назначили в Ставропольский край для того, чтобы отстроить отношения с местными энергетическими кланами, где по-прежнему сохраняется серьезное влияние дагестанской группы, связанной с арестованным мэром Махачкалы Амировым. Вице-президент Торгово-промышленной палаты Ставропольского края Борис Оболенец говорит, что еще во времена губернаторства Валерия Гаевского эти кланы абсолютно игнорировали региональную власть: «Ни одного представителя Межрегионгаза не было на совещаниях у губернатора. Они просто не приходили. Сечин вроде бы в период выборов в Госдуму попытался притушить это влияние: сняли директора МРСК Северного Кавказа, директора Межрегионгаза. Но их влияние все равно осталось».
Другие наши собеседники рассказывают, что перед Владимировым также стоит задача выстроить правильные отношения с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. По их версии, прежний губернатор Валерий Гаевский слетел со своей должности не только из-за проблем с Игорем Сечиным, но и из-за конфликта с Кадыровым. Спрашиваю об этом депутата Сергея Горло: «Гаевский действительно был в ссоре с Кадыровым. Причем сразу, с первых дней работы губернатора. Нашла коса на камень. И из-за этого Гаевского очень уважали местные элиты. Это было его серьезным плюсом. И, на мой взгляд, Владимирову, конечно, надо сразу дистанцироваться даже от потенциальной лояльности Кадырову», — рассказывает депутат.
На этот же вопрос «URA.Ru» отвечает депутат Госдумы от Ставропольского края, сопредседатель «Народного фронта» Ольга Тимофева: «У нас гораздо более серьезное влияние со стороны Дагестана: часть восточных земель Ставропольского края находятся не в руках русскоязычного населения. И когда я полгода назад была на гражданских сходах в этих районах, там местные жители просили построить новую мечеть и предоставить ум учителя арабского языка. Это тревожные тенденции».
Между тем все наши собеседники в Ставрополе обращали наше внимание на то, что самым главным вопросом для нового губернатора станет формирование своей команды: «Он же не перевезет всех с Ямала. Я знаю, что у него уже даже был неприятный разговор с Дмитрием Кобылкиным при попытке переманить кадры из администрации ЯНАО. А если будет набирать наших ставропольских, то кланы все равно найдут возможность снова пролоббировать своих кандидатов», — рассказал нам на условиях анонимности чиновник из правительства бывшего губернатора Зеренкова.
Действующий заместитель и руководитель аппарата губернатора ЯНАО Ирина Соколова находится сейчас в Ставрополе, мониторит ситуацию, общается с ЛОМами региона и составляет справки по кадровому составу нового правительства. «Уже подготовлены шорт-листы из претендентов краевой Думы, из действующего правительства — тех, кого можно оставить. Пару человек Владимирову нашел Кремль в других регионах. А из ЯНАО ожидается еще трое», — рассказывает наш источник.
На момент нашей поездки Владимир Владимиров как раз находился в Москве и, по нашей информации, согласовывал новые кадры с администрацией президента. Уже на следующий день он освободил от занимаемых должностей семерых зампредов правительства края и пообещал назначить новых людей в течение нескольких дней.
«Сегодня утром Владимиров убрал из правительства несколько знаковых фигур. У нас переполох. Насколько я понимаю, процесс реорганизации и обновления правительства будет продолжаться. Это радует», — написал мне ведущий программы «Принципиальная позиция» на ГТРК «Ставраполье» Владимир Макаров. Накануне мы с ним разговаривали о том, как местные элиты восприняли назначенца с Севера: «Все здоровые силы в регионе питают сейчас какие-то надежды в отношении Владимирова. В Ставропольском крае есть люди, которые умеют работать, которые хотят цивилизованно вести свой бизнес: вот для них это положительных знак, что губернатор не из местных элит, что с ним можно будет прозрачно решать вопросы, а не кулуарно, как это было принято», — пояснил он.
На вопрос, понятна ли ему логика назначения чиновника из ЯНАО в южный регион, телеведущий отвечает отрицательно: «Нет, почему с Ямала непонятно. Может, зацепились за то, что он отсюда родом, из Ставропольского края. Увы, в глазах общественного мнения, если бы он родился на Ямале, это было бы минусом», — делится своим мнением журналист.
Но в целом люди готовы принять нового губернатора даже с Чукотки. За пять лет Ставропольский край сменил уже трех губернаторов, Владимиров — четвертый. «Хуже уже не будет. После возвращения
Спрашиваю у самого молодого депутата краевой Думы Кирилла Кузьмина — ему 27 лет: «Ну а ставропольские хипстеры как восприняли назначение Владимирова? Есть же у вас свои сердитые горожане?». Мы сидим с Кириллом в новом городском баре, за нашей спиной молодые люди обсуждают Алексея Навального. «Да, есть и у нас хипстеры. Судя по „Фейсбуку“ и в личном общении пока позитивная реакция. Просто все обрадовались, что не старика в очередной раз поставили. А там посмотрим, как дальше он себя проявит», — поясняет Кирилл.
Ставропольский депутат Госдумы от ЛДПР Илья Дроздов назвал назначение Владимирова циничным экспериментом над регионом: «Система подготовки кадров у нас абсолютно отсутствует. Вся связь Владимирова со Ставропольским краем — это то, что он здесь родился и закончил школу. Последние двадцать лет человек работал в совершенно других регионах. А в государственно-управленческой сфере он проработал только два года. Да, он отвечал за бюджет. Но согласитесь, что наполнение бюджета на территории, которая в
Говорим про кадровую политику, и неожиданно: «А что тут разбираться? Мама если что, ему подскажет, другие родственники у Владимира Владимировича здесь живут. Все ему объяснят», — рассказывает нам о своем представлении политического процесса официантка в ресторане.
Эта сверхпопулярная байка понятна: регион устал от кадровой чехарды и особенно рад свежему лицу. Кажется, даже если бы Владимиров не был родом из Ставропольского края, местные жители все равно бы ему тут нашли заботливую маму.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!