«От их „наездов“ не спасает даже полпред президента»
Большие деньги всегда вызывают неоднозначные чувства, одним из которых бывает зависть. Компенсировать ее разрушающую силу можно по-разному, но в ряде случаев возникает чистый криминал. Им занимаются экологические шантажисты, пытающиеся заработать на мировых трендах последних лет. Они заставляют нефтяников вкладывать в экологию всё больше и больше средств. Например, в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» затраты на природоохранные мероприятия с 2006 года выросли почти в два раза и достигли 1,5 млрд рублей. С одной стороны это хорошо и правильно. С другой — не удивительно, что однажды в центр общественных связей компании просто зашёл посетитель и... попросил денег. А другой «эколог» нацелился на бизнес сына полпреда в ДФО Юрия Трутнева. Что из этого вышло — читайте в материале «URA.Ru».
История, произошедшая с компанией Вагита Алекперова в Перми, произошла в 2013 году. Вот как описывает ее наш собеседник из «ЛУКОЙЛа»: «Сначала в июле этого года вышла газета с обвинениями в адрес „ЛУКОЙЛа“. Её раздавали возле нашего офиса. Потом на связь с нами вышел человек по фамилии Мальцев и выдвинул свои условия. Товарищ, прикрываясь статусом казака, дал понять, что хочет денег за отказ от публикации материалов, очерняющих компанию с точки зрения экологии. Он обозначил сумму, которую хотел бы получить —
На вопрос, почему компания не обратилась в полицию, наш собеседник ответил: «Служба безопасности отрабатывала такой вариант, но ситуацию удалось урегулировать и без этого. Главное было не идти на поводу у шантажиста. Да, это может грозить репутационными рисками, но у компании достаточно аргументов и информации в публичном пространстве выбить все козыри у шантажиста. Это не тот случай, когда свои требования выдвигает, например, Роман Юшков. Роман чётко обозначает свою позицию: это прекратите, это не делайте, потому что это вредит так-то и так-то. Мы могли не сходиться с ним в оценке ситуации, но всегда понимали, что за его претензиями к нам стоит не финансовый вопрос, а реальное стремление решить ту или иную экологическую проблему».
Роман Юшков, доцент кафедры биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ подтвердил, что репутационный рэкет в Перми достаточно распространен: «Такие истории происходят достаточно часто. Некоторыми предприниматели называли мне фамилии людей, выходивших на них с целью шантажа. Было бы странно, если бы такого не было в ситуации тотальной продажности. Я бы сказал, что в результате действий таких псевдоэкологов больше страдает имидж настоящих экологических организаций».
Большие доходы получают не только нефтяники, но и в химпроме. В ОАО «ОХК УРАЛХИМ» нам рассказали следующее: «Мы, как практически любое другое крупное предприятие, существующее в высококонкурентной среде, тоже знакомы с этой проблемой. Спекуляции на экологическую тематику — известный и часто применяемый в конкурентной борьбе прием. Действия псевдоэкологов и их заказчиков наносят вред не только репутации и стабильной работе предприятий, но и вводят в заблуждение население, безосновательно сея панику и увеличивая социальную напряженность.
Один из способов противодействовать такой ситуации — это полная информационная открытость в вопросах экологии».
К слову о «казаках», организацией которых прикрывался Мальцев. Именно на людей, представлявшимися казаками Прикамья, не раз жаловался в частных разговорах директор компании ООО «Военная экология» Карапет Сельвян, занимающийся утилизацией отходов и нефтепродуктов. У него банально хотели отобрать выгодный бизнес. Задуманная схема оригинальностью не блистала: договориться с администрацией Октябрьского района Прикамья, использовать административные рычаги, заполучить контракты на очистку и утилизацию нефтепродуктов и отходов производства. При этом рейдеры не имеют ни материально-технической базы, ни специалистов. На вопрос, как же «казаки» собираются выполнять работу, они дали гениальный в своей простоте ответ: «Получим деньги за контракты и всё, что нужно купим». Пояснить, как у них на руках оказалась лицензия на утилизацию отходов любого класса опасности без необходимых на то мощностей, «казаки» отказались.
В число тех, кому серьезно вредят экошантажисты, входят и политики. Лидер пермского отделения «Альянса зелёных» Александр Трофимов рассказал, что постоянно сталкивается в своей работе с проблемами из-за того, что промышленники не ждут ничего хорошего от экологов: «Вопросами экологии занимаются все, кроме государства, причём большинство с одной целью — отжать бабло. Когда мы создавали в Перми отделение партии, через Минюст выяснили, что здесь зарегистрированы десятки, если не сотни экологических организаций. Встречались с их руководителями, предлагали партнерство, в ответ слышали только один вопрос: где деньги? После этого задача убедить промышленников поддержать Альянс становится многократно сложнее».
«Подобного рода мошенники-решалы есть везде. Сначала он создают проблему, потом решают её. Считаю, что ими должна заниматься полиция. Это вымогатели, к которым применимы части 3 и 4 ст. 159 УК РФ», — пояснил позицию экологической партии председатель центрального совета «Альянса зелёных» Олег Митволь. «Нам не раз предлагали войти в такую схему незаконного обогащения, — поддерживает партайгеноссе Трофимов. — Однажды предложили облить грязью УЗСП (Уральский завод противогололедных материалов), принадлежащий сыну Юрия Трутнева, на тот момент помощника Путина, а сейчас — полпреда в ДФО. Следующим шагом незатейливой комбинации было освоение денег УЗСП, выделенных на восстановление имиджа предприятия. Понятно, что я отказался».
Псевдоэкологи часто заглядывают в «Альянс зелёных». Их привлекает статус политической партии, что, по мнению шантажистов, может помочь вывести их «бизнес» на краевой уровень. Типичная схема: есть лицензия, но мощностей нет. Как получил — не спрашивайте. Давайте создадим специальный совет по экологии при краевом правительстве и будем навязывать свои услуги предприятиям. На вырученные деньги и обзаведемся всем необходимым для утилизации отходов, либо отдадим в субподряд. Но они опоздали, все места в этом бизнесе давно заняты.
«Вокруг экологии кормится столько чиновников и организаций, что бюджетные деньги, идущие на решение проблем загрязнения окружающей среды, растворяются ещё до того, как доходят до места назначения. Два самых ярких примера — Кизеловский угольный бассейн и Краснокамск. Кизелом занимается отдельное специально созданное краевое министерство, но там всё равно ядовитые стоки из заброшенных шахт год за годом отравляют реки. А в Краснокамске притчей во языцех стал короотвал, куда сбрасывали отходы местного ЦБК. Сейчас это зона ответственности федералов, денег вбухивают много, губернаторы приезжают с инспекцией регулярно, но толку нет — короотвал продолжает гореть. Как терпят дым и едкий запах люди, которые здесь живут, не понятно.
Между тем, бывшие работники ЦБК говорят, что коры там почти нет, на дне лежат строительные отходы бетон и металл, сверху навален бытовой мусор, а его, в свою очередь, засыпают щепой. Но на эту „липовую“ утилизацию дают столько денег, что их хватает и местным властям, и псевдоэкологам за молчание», — рассказал один из бывших сотрудников короотвала.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!