«Мы, пенсионеры, сидим, а кругом люди с автоматами. Жуть какая-то»
Три этажа самого знаменитого курганского недостроя уже несколько лет спрятаны за высоким забором. Эта высотка могла стать гордостью Зауралья, а превратилась в неразрешимую проблему для людей. Сейчас за развалюху началась очередная война. Дольщики пробиваются на прием к прокурору, их перехватывают автоматчики, в домах у строителей идут обыски, а крупнейший застройщик в это время бьётся с известным промышленником из-за полуразвалившейся кафешки, ставшей предметом шантажа. Последние сводки с «фронта» — в материале «URA.Ru».
История жилого комплекса «Спэлс» (застройщиком выступала корпорация «Спэлс») тянется с 2005 года. Построить первую в Кургане
Где проект?
Застройщик жилого комплекса «Спэлс» менялся неоднократно: сначала это был Сергей Аристов и его компаньон Сергей Шмагун, затем известный курганский предприниматель Виктор Калинин. Летом 2012 года стройку купило ЗАО «Сибирский газовик», вернее, его генеральный директор Александр Бабочкин. Доля Бабочкина не стопроцентная, чуть больше 90%. Остальное принадлежит девяти дольщикам, которые почти 10 лет не могут дождаться купленных квартир.
В разговоре с «URA.Ru» Александр Бабочкин твердо заявил, что он намерен продолжить строительство жилого комплекса, который получил уже новое название «Троицкий». «Мы свою позицию озвучили на совещании у губернатора — мы намерены инвестировать в строительство данного объекта. Но нам нужно решить два вопроса: первый — вернуть техническую документацию, второй — снести кафе „Урал“. Денег нам не надо, у нас есть», — рассказывает Бабочкин.
Однако решить ни ту, ни другую проблему инвестору не удается до сих пор. При приобретении объекта проектно-сметную документацию ему получить не удалось — она осталась еще у первого застройщика Сергея Шмагуна. Без этих документов строительство невозможно: как минимум нужно знать, какие внутриземляные работы были проведены. «На совещании в прокуратуре области в сентябре этого года я сказал: не решен ни один вопрос. Ситуация по документации: есть заявление в полицию, есть заявление в прокуратуру о краже нашего имущества. Есть двадцать человек свидетелей на совещании у губернатора, где Шмагун признается, что документация у него. Какие действия совершены? Полиция отказала в возбуждении уголовного дела, хотя Шмагуна даже никто не опросил. Потом был проведен обыск у меня дома и у Шмагуна, нашли у него документацию, — рассказывает Александр Бабочкин. — Я попросил у следователя посмотреть документацию, мне говорят, что ее отправят на экспертизу. Возбудили уголовное дело в отношении неустановленных лиц по факту мошенничества».
Насколько затянется расследование уголовного дела, сейчас не берется сказать никто. Будет ли у инвестора возможность хотя бы ознакомиться с технической документацией на дом, тоже неизвестно. Александр Бабочкин лишь озвучил один интересный нюанс — однажды ему был звонок: звонивший предлагал выкупить документы за 5 млн рублей. Застройщик не утверждает, что речь шла именно о той документации, которую изъяли сотрудники полиции у Сергея Шмагуна — возможно, есть еще какой-то пакет.
Кафе «Урал»: снести нельзя эксплуатировать
С кафе «Урал» — все гораздо сложней. Это здание 1918 года постройки. На первом этаже многие годы располагалось то самое кафе, которое чаще всего называли «пельмешкой», на втором — несколько жилых квартир. В 2005 году, когда появился инвестор для строительства жилого комплекса «Спэлс», распоряжением администрации города были установлены границы земельного участка площадью 0,58 га под высотку. Тем же распоряжением предусматривался снос жилого дома по улице Куйбышева, 73 (здание кафе) и соседнего дома номер 71 в 2006 году. Снесли только дом номер 71. Кафе осталось стоять, часть жителей квартир на втором этаже расселил Сергей Аристов, часть расселял уже «Сибирский газовик».
Здание находится в аварийном состоянии, в связи с чем эксплуатацию помещений кафе первого этажа необходимо прекратить. По словам Бабочкина, он хотел выкупить помещение. Однако с собственником кафе разговор не пошел.
В «пельмешке» начались масштабные строительные работы капитального характера, причем это делается без согласования с другими собственниками помещений. Выяснилось, что кафе «Урал» в декабре 2012 года было продано ООО «Агентство по туризму „Турист“»,
Александр Бабочкин говорит, что, узнав о приобретении помещения, он попытался вступить в переговоры с новым собственником о продаже. Ему была уже озвучена цена в 25 млн рублей. Чуть позже стало известно, что реальным покупателем разваливающейся «забегаловки» является сам генеральный директор завода Дмитрий Парышев, который, в свою очередь, предложил Бабочкину уже новую цену за объект площадью менее 200 кв. метров — 50 млн рублей. «Парышев четко подтвердил, что это его собственность, хотя много имущества оформлено на его зама. Долевики его не интересуют, ни перед кем отчитываться он не хочет. Как здесь было кафе, так и будет. Если хотите, покупайте — 50 миллионов. Мы предложили взамен какие-то помещения, но диалога нет. Я предложил первый этаж в доме (в будущей
В начале октября этого года на основании экспертизы, установившей аварийное состояние дома, судом были приняты обеспечительные меры. Соответственно любые ремонтные работы в кафе «Урал» должны быть прекращены. Между тем на это решение никто так и не отреагировал. Даже после опломбирования строительного входа в здание судебными приставами, 20 октября пломба была сорвана, и ремонтные работы возобновлены.
В свою очередь, сити-менеджер Александр Якушев говорит, что первый этаж кафе «Урал» находится во вполне еще сносном состоянии. «Кирпич нормальный, обследование проводили», — отметил Якушев.
Интересно еще и то, что у кафе «Урал» нет собственной земли — оно находится на территории, выделенной под строительство жилого дома. И вполне может получиться так, что новый собственник «Урала» отведет для себя земельный участок и оформит на него право собственности. Тогда капитализация объекта возрастет еще больше, а застройщик лишится шанса построить жилой дом — два здания находятся слишком близко друг к другу, и продолжить строительство
Обманутые дольщики. Или соинвесторы?
Девять собственников, купивших еще в
Пенсионер Анатолий Жиляков, больше сорока лет проработавший в промышленности, говорит, что в свое время купил в жилом комплексе «Спэлс» две квартиры для сыновей, одному из которых вместе со сватом решил сделать такой свадебный подарок. «Вручить не могу до сих пор», — сетует владелец непостроенной недвижимости.
Наталья Шумкова и Зоя Степанова также полностью оплатили будущее жилье, но до сих пор ничего не получили взамен. Люди писали уже в различные инстанции: в администрацию города, губернатору области Олегу Богомолову, полпреду президента в УрФО Игорю Холманских, депутату Госдумы Александру Хинштейну. Звонили на телефон доверия прокуратуры, представлялись обманутыми дольщиками, но безрезультатно. Отчаявшись, Шумкова и Степанова написали плакат: «Валерий Владимирович Макаров, лично примите нас. Обманутые дольщики» — и на днях встали у дверей прокуратуры области. «Мы знали, что просто так нас никто к прокурору области не пропустит. Поэтому написали плакат и пошли. Мы никого не ругали, никаких лозунгов не выдвигали. Не прошло и 30 секунд, как появилось 15 полицейских, плакат забрали и нас вместе с ним. Целое фойе собралось полицейских, начиная от рядового, заканчивая подполковником. Представляете себе: мы, пенсионеры, сидим, а кругом люди с автоматами. Жуть какая-то!» — рассказывает Зоя Степанова.
Поддержки у прокурора Валерия Макарова дольщики не нашли. «Нас не хотят признавать обманутыми дольщиками, говорят, что мы собственники. Кто-то из прокуроров про нас как-то сказал: „Никто из этих собственников не вызывает у нас жалости“. Мы сказали об этом [Валерию] Макарову. Он был изумлен. При чем тут жалость? Мы просим о справедливости, — рассказывают женщины. — Какие мы собственники? Собственники чего? Виртуальных долей? Мы попали в федеральный реестр обманутых дольщиков, который ведет КПРФ. Мы не знаем, каким образом с нами поступит господин Бабочкин, но нам никто не помогает решить проблему. Нам говорят, что мы собственники, что мы не нищие».
«Я, неработающая пенсионерка, мыкаюсь, у меня нет нормального жилья, — со слезами в голосе говорит Наталья Шумкова. — Деньги в бетон закатали. Ну, нас тогда закатайте в асфальт у памятника Наташе Аргентовской».
«Это беспредел самый натуральный, — подхватывает Анатолий Жиляков. — Ведь власть для чего у нас? Она должна способствовать, помогать. Здесь люди, которые обязаны этим заниматься, делают все с точностью до наоборот».
Дольщиков жилого комплекса «Спэлс» действительно в Кургане никто не считает обманутыми дольщиками. «Это не обманутые дольщики. Эти люди — инвесторы. Они в свое время вкладывали деньги в строительство данного дома. У них нет договоров долевого участия, — говорит руководитель администрации города Александр Якушев. — Они говорят, что им никто не помогает, никто не хочет оказать им помощь. Мы готовы оказать им помощь».
Кроме того, что людей не хотят признавать обманутыми дольщиками, проблема еще и в другом: в 2009 году истек срок действия разрешения на строительство дома. Новое никто, ни сами дольщики, ни новый инвестор Александр Бабочкин, не может получить, так как нет той самой технической документации, прибранной бывшим застройщиком Сергеем Шмагуном, а ныне, вероятно, находящейся в полиции. По словам Александра Якушева, никто не откажет в выдаче разрешения на строительство, если Бабочкин придет за ним в администрацию города — это «нормальная практика».
Как разрешится конфликт, так и непонятно. По словам Александра Бабочкина, если бы техническая документация на дом была у него на руках и решился бы вопрос с кафе «Урал», уже весной следующего года он приступил бы к строительству высотки. Дольщики-инвесторы уже сомневаются, что вообще доживут до того дня, когда справят новоселье. Пожалуй, лучший выход из этой ситуации — компромисс: очевидно, что все стороны конфликта (дольщики, застройщик, органы власти, собственники объектов, расположенных на земельном участке под строительство
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!