Губернатор Басаргин метнул бисер
Виктор Басаргин взялся реанимировать некогда грандиозный, а ныне умирающий проект. Замысел главы региона был благородным — поднять на ноги предприятие, которое в буквальном смысле кормило почти весь Пермский край. Вот только время было выбрано очень неудачно. Или люди из записной книжки губернатора оказались не те. Или денег в бюджете не хватило. Возможно, чему-то не поверили инвесторы. Иными словами, что-то пошло не так, и эксперты полагают, что это еще один нехороший симптом. Подробности — в материале «URA.Ru».
На официальном сайте ОАО «Пермский свинокомплекс» (100% собственность Пермского края) сообщается, что оно входит в число крупнейших производителей в России, ежегодно производит
Однако, по данным источника агентства, работающего на предприятии, некогда успешное производство приказало долго жить, а о былом величии приходится только вспоминать. По его словам, за первые десять месяцев этого года свинокомплекс произвел всего 14 тыс. 852 тонн мяса в живом весе, и этот показатель на 3 тыс. 670 тонн меньше, чем в прошлом году. Сотрудник также утверждает, что сокращается поголовье: по данным на 1 ноября этого года, здесь 140 381 свиней, в прошлом году их было 144 тыс. 829. «Предприятие постоянно работает в условиях ограничений по поставке электроэнергии (часть фидеров отключено за неуплату), что может привести к невосполнимым потерям поголовья при возникновении аварийной ситуации», — сообщил источник «URA.Ru».
Наконец, на свинокомплексе большие кадровые проблемы: якобы люди буквально бегут отсюда, а руководители не могут эффективно управлять производством. «Они завязли в интригах и практически не имеют никакого авторитета в трудовом коллективе, — уверяет источник. — Нет главного технолога, нет финансового директора, сложил свои полномочия главный энергетик, уволились начальник отдела кадров и начальник отдела кормов, многие специалисты находятся в поиске работы на стороне. Происходит замена квалифицированных кадров предприятия случайными людьми». Отчасти ситуация объясняется тем, что людей не устраивает зарплата. «Имеются серьезные перекосы в начислении заработной платы между цехами, доставшиеся еще с прежнего руководителя, имеющего практику сталкивания лбами людей. Но новый руководитель и в эту проблему не хочет вникнуть и решить ее. Уходят рабочие из основных цехов животноводства и комбикормового завода (более 100 вакансий в животноводстве), люди работают месяцами, не используя полагающиеся выходные дни», — говорит источник.
Давая общую оценку ситуации, он сказал: «Налицо полная деградация предприятия, а в коллективе ощущение безысходности от полного краха».
В распоряжении «URA.Ru» также оказался финансовый отчеты предприятия, который подтверждает, что ситуация ухудшается.
Руководитель «Пермского свинокомплекса» Олег Шипиловских, до января этого года занимавший пост министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, в беседе с корреспондентом «URA.Ru» признался, что трудности, действительно, есть, хотя, на его взгляд, уже удалось остановить полный развал предприятия.
«Количество голов свиней у нас около 140 тысяч. Цифра особо не снижалась. Одной тысячей больше, одной тысячей меньше... Это как допустимое превышение скорости. Когда я пришел на предприятие в начале года, свиней было 138 тыс., передо мной стояла задача сохранить поголовье», — заявил Олег Шипиловских.
Топ-менеджер не стал отрицать, что у предприятия есть долги перед поставщиками ресурсов. «Текущая задолженность перед энергетиками около 20 млн рублей, еще около 20 млн — просроченные платежи. Газовикам должны тоже 20 млн рублей», — рассказал он.
Зато, говоря о проблеме кадрового голода, он отметил, что на предприятии есть проблемы с рабочими специальностями, но их решают, работая с молодежью. «В любой отрасли сельского хозяйства есть такие проблемы. Люди неохотно идут сюда. Средняя зарплата у нас примерно 17 тыс. 600 рублей (для сравнения: средняя зарплата в крае около 22 тысяч. — прим. ред.). Но свободных вакансий у меня на сегодня нет», — прокомментировал в телефонном разговоре гендиректор свинокомплекса.
В прошлом году, по данным Шипиловских, свинарник получил из федерального и краевого бюджетов около 150 млн рублей в рамках различных программ по поддержке свиноводства. Как рассказали в министерстве сельского хозяйства и продовольствия, количество денежных вливаний на следующий год пока не известно. «Оно зависит от возможностей бюджетов на очередной финансовый год и региональных отраслевых приоритетов, которые определяются отраслевыми союзами и ассоциациями. Размер субсидии рассчитывается по ставке за единицу используемых ресурсов (среди них и поголовье животных) с применением индекса, учитывающего эффективность деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя за определенный период и объем используемых производственных мощностей», — прокомментировали в краевом минсельхозе.
Несмотря на то, что финансовое будущее свинокомплекса сегодня туманно, а бюджет края в ближайшие годы будет дефицитным, руководство строит более чем амбициозные планы по развитию предприятия. «Сейчас состояние у нас стабильно тяжелое. Но шансы есть. Мы обсуждаем разные программы развития на ближайшие годы с участием инвесторов и без них. Стоимость проектов от 1 до 3 млрд рублей. Говорим с возможными инвесторами из Пермского края и других регионов. Конкретные названия не скажу. Если инвесторов не найдем, край не сможет выделить такие большие суммы. Будем брать кредит. Рассматриваем варианты от разных банков. Больше всего ориентируемся на „Сбербанк“ и „Россельхозбанк“», — сообщил Олег Шипиловских.
По слухам, региональные власти хотели, чтобы объект спас холдинг «Юмико» (в него входит мясокомбинат «Кунгурский») или «Мираторг». Однако руководитель пресс-службы «Мираторг» Дмитрий Сергеев сообщил, что активы их организации находятся в Белгородской и Курской областях. И вложения в свиноводство за пределами этих регионов не являются экономически целесообразными. Открестились от проблемного предприятия и в холдинге «Юмико». По данным источника агентства в этой компании, свинину они выращивают в Татарстане, и пермский свинокомплекс для них не привлекателен.
В бизнес-среде поговаривают, что краевым властям остается надеяться на ООО «Маслозавод «Нытвенский». Получить подтверждение или опровержение этих слухов сегодня не удалось.
Радужные перспективы развития свинокомплекса поставил под сомнение депутат Законодательного собрания Владимир Корсун, который следит за ситуацией на заводе. «Когда краевые власти стали владельцами свинокомплекса, ситуация стала только хуже. Хочется больше открытости в работе предприятия, а я вообще не вижу нормального алгоритма по его восстановлению. В январе заявили, что будут спасать. А дальше? Пропали куда-то. Сейчас выясняется, что развал продолжается. Если дали обещание, надо выполнять», — высказался парламентарий.
Напомним, что край получил головную боль в виде свинокомплекса летом текущего года, до этого почти четыре десятка лет объект принадлежал Росимуществу. Вопрос передачи свинарника на баланс края активно лоббировал лично губернатор Виктор Басаргин. В конце января судьбу пермского объекта обсуждали на самом высоком уровне. Заместитель министра экономического развития — руководитель Росимущества Ольга Дергунова эту инициативу главы региона поддержала. Наблюдатели указывают на то, что, конечно, свинарнику нужна была срочная реанимация, но из краевых властей получились плохие «врачи». «Басаргин сам ввязался в эту историю, и пока терпит полное фиаско. Сейчас еще для спасения предприятия на бюджет могут взвалить непосильную ношу по выплате долгов проблемного актива, имидж губернатора от этого пострадает», — говорят они.
Напомним, кипрский офшор «Kalkfeld Holdings Limited» требует признать банкротом этот свинокомплекс из-за гигантского долга в размере более 536 млн руб. Долговые обязательства офшор выкупил в 2010 году у ЗАО «Премиум-Уголь». Эту ситуацию сейчас рассматривают в суде. Тем временем бывший топ-менеджер предприятия погряз в уголовках. Как уже писало агентство, экс-руководителю ОАО «Пермский свинокомплекс» Светлане Хлюстовой приписывали злоупотребление и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Оперативно узнать, на какой стадии находится расследование дела против нее, «URA.Ru», сегодня не удалось: в ГСУ краевого полицейского главка такую информацию могут предоставить только по запросу.
Ранее в СМИ сообщалось, что Басаргин надеется, что, если уголовное дело будет развиваться, то, скорее всего, это послужит поводом для приостановления банкротства свинокомплекса.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!