«Реформа местного самоуправления еще не нашла понимания у истеблишмента»
Декабрь стал едва ли не худшим месяцем 2013 года для региональной политики в России. Эксперты «Петербургской политики» фиксируют: взрывы в Волгограде, закрытия банков, неизвестных на всю страну, но имеющих статус «регионообразующих», бьют под дых. И никакого предолимпийского спокойствия в стране нет. Интриги, борьба за власть — этого добра сколько угодно. Яркий пример — Урал, где против одного из популярнейших губернаторов выступают активисты «Народного фронта». Как оценивают наших лидеров москвичи — в материале «URA.Ru».
Эксперты «Петербургской политики» готовят рейтинг социально-политической устойчивости регионов с января 2013 года, то есть декабрьский отчет — 12-й и позволяет увидеть картину всего года. Она такова: общий уровень стабильности в декабре был ниже обычного и находился на уровне октября.
Причины этих показателей понятны из десятки важнейших событий, имеющих отношение к регионам России. Безусловно, сказались теракты в Волгограде, неясность ситуации с муниципальной реформой, отзывы лицензий у региональных банков.
Москвичи говорили только об отзыве лицензий Мастер-банка — на него были завязаны многие компании столицы. Но по регионам больнее всего бьет не эта история, а продолжающаяся зачистка банковского поля, не замечаемая Москвой
«Если на федеральном уровне политика Центробанка по отзыву лицензий имела лишь ограниченный резонанс (в основном связанный с судьбой Мастер-банка), то относительно малозаметные с общероссийского уровня „проблемные“ банки становятся фактором нестабильности для отдельных территорий, — считает президент фонда Михаил Виноградов. — Наиболее остро события складывались в декабре в Калининградской области: отзыв лицензии у Инвестбанка спровоцировал попытку штурма местного отделения вкладчиками, а также поставил под сомнение судьбу ряда значимых для местных властей проектов — поскольку средства на их реализацию оказались на счетах этого банка.
Несколько меньший резонанс вызвали события в Тульской области (отзыв лицензии у банка „Первый экспресс“, которые создали угрозу для функционирования завода концерна „Росогнеупоры“ в Семилуках (Воронежская область) — поскольку банк был одним из основных владельцев предприятия. Кроме того, Воронежская область оказалась чувствительна и к отзыву лицензии у Инвестбанка, где находились счета местного приюта для женщин. Помимо этого, проблемное положение кредитных учреждений затронуло Самарскую область (банкротство Волго-Камского банка) и Северную Осетию (банкротство „Банка развития региона“)».
Выступление Ольги Тимофеевой на форуме «Народного фронта» в одночасье дестабилизировало все местное самоуправление страны
Подводя итоги декабря, эксперты отмечают, что выдвинутая в декабре идея новой муниципальной реформы стала серьезной встряской для элит всех регионов. «Этот проект был обнародован на фоне высокого уровня усталости от существующей малорезультативной схемы местного самоуправления, появившейся по итогам предыдущей реформы первой половины нулевых годов, — напоминает Виноградов. — Кроме того, актуальность оптимизации муниципальной системы нарастала из-за необходимости общего снижения издержек из-за угрозы бюджетных разрывов. Заодно это позволило бы подтвердить вновь обозначаемый тренд ставки на губернаторов как ключевых избираемых фигур в регионах.
В то же время контраргументы против такого шага тоже были вполне очевидны. Предлагаемые схемы пока не нашли достаточного понимания у истеблишмента — с учетом того, что оставался открытым вопрос об интересантах и драйверах такой реформы. Кроме того, резкие движения могли бы разрушить общий консервативный тренд, ориентированный на минимизацию или отсрочку преобразований там, где можно ничего радикально не менять. Наконец, весьма серьезным остается опасение, что увеличение зазора между руководителями муниципалитетов и гражданами не позволило бы выступать им в качестве буфера в случае обострения социальных и политических конфликтов».
Никакие рейтинги, вероятно, не могут вызвать интереса Дмитрия Кобылкина — он в них всегда лидирует
В том, что конфликты будут — уже мало кто сомневается. Хотя пока все выглядит достаточно стабильно. Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин традиционно входит в группу лидеров с наибольшей устойчивостью. Этот результат стал достижим благодаря подписанию новых меморандумов, а главное — попаданию Ямала и городов округа во всевозможные рейтинги конца 2013 года, отмечавшие высокий статус северной территории.
Объективно, Кобылкин мог бы рассчитывать и на большее. Назначение главного федерального инспектора по Ямалу заместителем полпреда вкупе с изменением местного законодательства, трактующееся как подготовка к выборам — это ли не подтверждение статуса и влиятельности. Однако в округе были и очевидные негативные события: как-то арест ноябрьского чиновника, употреблявшего наркотики. Поэтому у Дмитрия Кобылкина 8,9 балла — больше, чем у какого-либо другого губернатора страны, но не 9.
Пусть получилось аскетично, проведено было впопыхах, но, решившись изменить статус своего послания с рабочего на крупное мероприятие, Наталья Комарова выиграла. Эксперты высоко оценили встречу трех губернаторов
Владимир Якушев (Тюменская область) и Наталья Комарова (ХМАО) подросли на 0,1 пункта каждый и имеют по 7,8 и 7,6 баллов соответственно. Оба получили высокие позиции в различных рейтингах. Якушеву также помогло новое соглашение о сотрудничестве с главой Роснефти Игорем Сечиным, а Наталье Комаровой — решение «ЛУКойла» изменить планы разработки Марталлеровского месторождения с учетом мнения местных жителей.
Против тюменского губернатора сыграло публичное лишение мандата депутата Сергея Коробова, объявленного в международный розыск, и обращение Александра Калягина с критикой планов Владимира Якушева по реформированию театров. Наталье Комаровой припомнили кампанию по дискредитации югорской власти в Интернете и промедление структур «Газпрома» с контрактованием местных бюджетообразующих компаний.
Позиции Евгения Куйвашева в декабре 2013 года остались на уровне ноября, но выкристализовались две группы. Уралвагонзавод отвечает за позитивные события, Ройзман и «Евраз» — за негатив
Стабилен свердловчанин Евгений Куйвашев, который не оправился от падения ноября (за 11-й месяц позиции региона по устойчивости снизились на 0,4 пункта и до сих пор составляют 6,5 балла). У главы Курганской области Олега Богомолова прежние 5 баллов.
Интересно, что в Свердловской области из пяти событий позитивной оценки три — заслуга Уралвагонзавода. А в негативных и нейтральных событиях из 10 — шесть связаны или с экономическими решениями «Евраза» или с деятельностью главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана. Эксперты негативно оценивают его решение трудоустроить Евгения Маленкина, ставя его в один ряд с решением руководства Качканарского ГОКа не повышать зарплату в 2014 году, что привело к итальянской забастовке.
Олегу Богомолову указывают на победы его противников на выборах, что особенно актуально, если помнить о том, что в сентябре 2014 года выборы ждут всю Курганскую область — там будут избирать губернатора.
Виктор Басаргин — единственный уральский губернатор на чьей территории уже начались митинги лично против него
Но главная интрига в другом — в продолжающемся падении пермского губернатора Виктора Басаргина и неожиданном, резком снижении индекса устойчивости у Михаила Юревича. Челябинский лидер просел в декабре на 0,4 пункта.
Почему продолжает падать Басаргин, есть много объяснений. Во-первых, в крае выкристализовалась группа противников губернатора, и что особо прискорбно для главы региона, статус «варяг» приклеен к нему навсегда. Это фиксируется на акциях протеста, об этом, по сути, говорится в открытых письмах, что были информповодами декабря.
Но еще важнее, что Виктор Басаргин начал проигрывать выборы. В декабре победы получали самовыдвиженцы, а кандидаты «Единой России» в крае проигрывали. Не заметить этого московские эксперты не могли.
За происходящим в Челябинской области следят все уральские губернаторы. Уже ясно, что это не просто борьба, а даже определенный политический эксперимент
Участие Юревича в судьбе автозавода «Урал» и открытие Михеевского ГОКа эксперты, конечно, внесли в позитив, но список негатива, зафиксированного «Петербургской политикой», тоже впечатляет: «Обвинение ОНФ в адрес губернатора Михаила Юревича в чрезмерных тратах на свою безопасность, обвинения СМИ в адрес члена ОНФ Андрея Красова в предвзятости и участии в информационной войне против Юревича, отставки управляющего делами правительства Сергея Иванова и начальника управления молодежной политики Антона Бахаева, приговор к 4 годам колонии главе Каслинского района Александру Коробейникову, признанному виновным в злоупотреблении полномочиями, проведение общественных слушаний в Челябинске по проекту размещения и эксплуатации Томинского ГОКа, от участия в которых воздержались представители Русской медной компании и ее дочерней структуры ЗАО „Томинский ГОК“, митинг металлургов в Челябинске в поддержку позиции профсоюзов в переговорах с работодателями по заключению отраслевого тарифного соглашения, планы сокращения челябинскими предприятиями в общей сложности 7,5 тысяч сотрудников, сбор подписей под петицией президенту и премьеру с просьбой остановить демонтаж челябинского органа и возложить на губернатора материальную ответственность за сохранность инструмента».
Источники агентства утверждают, что Михаил Юревич оказался в эпицентре масштабной кампании, цель которой, возможно, даже не выборы в Гордуму Челябинска осенью 2014 года, а, вероятно, губернаторская кампания 2015-го. Изменение его позиций, переход из группы регионов со средней устойчивостью в группу с низкой устойчивостью — важный сигнал.
Ясно, что Михаил Юревич на него отреагирует, но соседям и коллегам сложившаяся ситуация наглядно показывает: у власти, у губернаторов становится все меньше точек опоры, от критики ОНФ (не важно обоснованной или пиаровской) не застрахован никто, и гарантий долгого успешного существования в нынешней власти не дается никому, даже политическим лидерам, которые в начале года считались безусловными примерами для подражания соседей.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!