«Это рассадники узаконенного браконьерства!»
На Ямале назревает большой коррупционный скандал, связанный с земельными угодьями под промыслы. И в центре его вновь может оказаться ГКУ «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов ЯНАО». В октябре прошлого года силовики уже вкрывали схему браконьерства. Незаконно добытую рыбу вывозили теплоходами при участии ведущего специалиста учреждения. Буквально на днях в службе сменилось руководство — на место Алексея Малашенко пришел Вадим Куманев. Между тем охотники уверяют: это еще не все нарушения, выявленные силовиками, и на смене руководства останавливаться не стоит. Версии и страхи аборигенов — в материале URA.Ru.
Новому руководителю придется разбираться с серьезной проблемой: охотники и тундровики Приуральского района обвиняют сотрудников ГКУ в том, что они намеренно выживают коренных жителей с территорий реки Полуй. Целью такой атаки, по мнению коренных жителей, является земля. А именно привлекательная территория между двумя заказниками — Полуйским и Верхнеполуйским. Этот участок можно использовать для охоты. В 2010 году был проведен аукцион на пользование участком, его выиграла НО «Фонд биоресурсов Ямала», учредителем которого был Владимир Тибайкин — бывший глава департамента биоресурсов региона. Прокуратура нашла нарушения в аукционе и его итоги тогда отменили. Но, по словам инсайдеров, желание владеть угодьями у чиновников не пропало. В частности, теперь, якобы, в среднеполуйском участке заинтересован сын г-на Тибайкина — Роман Тибайкин, у которого есть несколько фирм, связанных с промыслом. Согласно базе данных, это «Сельскохозяйственная артель Горки» и ООО «Транспромрыба», имеющие лицензии на сбор дикоросов, добычу рыбы и лесозаготовки. Сейчас он занимает пост замдиректора ГКУ «Служба охраны биоресурсов ЯНАО».
Передел земли стал причиной негласной войны между аборигенами и инспекторами. Сотрудники контролирующего учреждения постоянно устраивают рейды, проводят обыски у аборигенов и охотников. Между тем, по словам собеседника, в заказниках, которые контролируют сотрудники ГКУ «Служба охраны биоресурсов», постоянно нарушаются правила и занимаются промыслом посторонние люди. «Дошло до того, что охотятся с парапланов. Несколько раз аборигены видели, как из заказников вывозили мясо, кровь бежала с саней. Кроме того, на осмотр заказников на вертолетах инспектора берут с собой удочки, ружья, ящики с продуктами. А зачем все это? В обоих заказниках отстроены потрясающие кордоны, коттеджи с банями и саунами. Со слов коренного населения, туда регулярно ездят отдыхать инспекторы и их гости. На служебном транспорте, со служебным снаряжением. Это нельзя назвать заказниками, это натуральные рассадники узаконенного браконьерства», — рассказывает собеседник.
Как уверяют охотники, в последнее время сотрудники ГКУ и вовсе перешли в наступление и решили жечь избы, которые зимой используются для ночевки, стоянки и отдыха. Инспектора уже давно называют эти дома незаконными постройками, так как у их владельцев нет разрешения на возведение изб. Однако судебного решения на их снос и уничтожение госслужащие не имеют.
«С февраля прошлого года на территории между двумя заказниками — как раз на среднеполуйском участке — сгорели четыре избы. В начале года сожгли дом в верховьях реки Сорото. Есть все основания полагать, что к этому причастны инспектора — в это время кроме охотинспекции на двух снегоходах и трэколе никого не было, это подтверждают работники дорожной службы, которые обслуживают зимник на Лонгьюган. Сгорело имущество на значительную сумму. Приехали хозяева на рыбалку, а там одни головешки. По следам снегоходной техники было видно, что она, скорее всего, принадлежит охотинспекции, у них имеются снегоходы «Лункс», гусеница шириной 60 см, такой техникой в тех краях кроме их никто не пользуется«,- рассказывает собеседник.
Затем огнем были повреждены или вовсе уничтожены домна озере и изба в верховьях реки Большая Хорвута.
«Во всех этих случаях наследили снегоходы с широкой гусеницей. В октябре месяце 2013 года несколько человек приехали в избушку, которая находится у реки Тонопча. Ехали первые, прокладывали дорогу, устали, прибыли на место, немного протопили печку и легли спать. Один из охотников ночью проснулся от запаха гари, в избушке было задымлено, он вышел на улицу и увидел, что с чердака валит дым. Залез и обнаружил, что дымоходная труба обвернута ватным одеялом и обложена поленьями дров», — говорит охотник.
Он добавляет: случаи вопиющие, но обращаться в полицию тундровики не спешат, боятся преследования. «На все вопросы им отвечают: ваши обвинения ничем не доказаны», — говорит охотник.
Получить ответ на претензии от самих инспекторов сегодня не удалось: руководитель ГКУ «Служба по охране биоресурсов» Вадим Куманев заявил, что ничего не знает о конфликтах между подчиненными и охотниками и не готов прокомментировать разговоры о незаконной деятельности работников службы. «Я второй день на службе в этой должности, ничего не слышал о той проблеме, о которой вы говорите», — сообщил г-н Куманев.
Куратор охотинспекции в правительстве Ямала, замдиректора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Вячеслав Жедулев также сказал, что ему ничего неизвестно о жалобах аборигенов. «Я ничего не слышал о поджогах изб, о том, что у коренных жителей есть конфликт с инспекторами. В прошлом году у нас были единичные инциденты, когда мы привлекали к ответственности охотников за нарушение закона, но все они были мирно урегулированы в правовом порядке. Никто претензий не высказывал», — заключил специалист. Он также предложил прислать все материалы для подробного изучения и проверки жалоб.
Однако сами любители промыслов полагают, что все не так гладко и рассчитывают на реакцию силовиков. «Здесь надо привлекать прокуратуру и следственный комитет», — поясняет собеседник.
«URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!