Урезаете? Получайте катастрофу
Богатейшие люди страны задали хозяйке Югры Наталье Комаровой сложнейшую задачу, решить которую еще никому не удавалось. Именно эта проблема может безнадежно испортить губернатору настроение перед выборами, а заодно и поссорить главу региона с самыми требовательными избирателями. Маски уже сброшены, требования публично озвучены, но решающая схватка еще не началась. Какая в ХМАО заварилась каша, кто подливает масла в огонь, почему в итоге пострадают тысячи югорчан, сколько и кому нужно заплатить за спокойствие, — читайте в материале «URA.Ru».
Мало какой регион может похвастать таким же качеством дорог, как ХМАО. В очередной раз прописную для большинства югорчан истину подтвердили исследования Росгосстраха, согласно которым городом с лучшим, по мнению населения, качеством дорог стал Ханты-Мансийск. 91% опрошенных жителей Югры заявили, что довольны состоянием транспортных артерий столицы региона. В исследовании, впрочем, речь идёт только о городах — междугородние трассы в исследование не попали. Предположить, как оценили бы региональные дороги югорчане, не берёмся — ни для кого не секрет, что в последнее время ситуация стремится к критической.
По крайней мере, именно такое мнение активно продвигает главный дорожник Югры и всей России, депутат Думы ХМАО Алексей Андреев, о позиции которого по состоянию дел в отрасли агентство сообщало уже неоднократно. Суть претензий генерального директора крупнейшей российской дорожно-строительной компании «Автобан» и одного из участников списка 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes (состояние около 500 млн долларов) предельно проста: правительство округа до крайности урезает финансирование дорожной сферы на будущие годы, что приведёт к катастрофе.
Последний выпад в сторону властей г-н Андреев сделал чуть больше месяца назад, представив на заседании фракции «Единой России» в Думе региона обширный доклад о положении дел в дорожном строительстве. В нём указано, что по состоянию на 1 января прошлого года протяжённость автодорог регионального и межмуниципального значения составила 2573 км. При этом, отмечает в докладе депутат, показатель густоты транспортной сети на 2012 год был в 5,8 раз ниже среднероссийского. Потери экономики, снижение качества жизни и инвестиционной привлекательности региона, общее ограничение темпов развития округа — всё это Андреев приводит своим однопартийцам в качестве минусов текущего положения дел.
При этом депутат убеждён, что положение дел будет только усугубляться — слишком уж слабые, по его мнению, объёмы финансирования отрасли власти Югры закладывают на будущий год. Действительно, общее финансирование всей госпрограммы развития транспортной системы региона составляет 109,7 млрд рублей с 2014 по 2020 годы (от 10,3 до 18,1 млрд рублей в год). Цифра кажется впечатляющей, однако конкретно на дорожную деятельность будет выделена лишь её часть (пускай и большая).
Цифры следующие: в целом на подпрограмму будет выделено 96,7 млрд рублей: 44,4 млрд обеспечит дорожный фонд ХМАО, ещё 20 млрд — программа «Сотрудничество», а 31 млрд — внебюджетные источники. Остаток в 0,8 млрд рублей будет распределён между Томской областью (около 240 млн рублей на софинансирование работ по мосту через Вах в текущем году) и местными бюджетами. При этом заметим, что за время, прошедшее с представления программы на общественных слушаниях в августе прошлого года, её объёмы выросли примерно на 20 млрд рублей. Не так уж и плохо.
Однако югорский бизнесмен считает иначе. В частности, в качестве «самого яркого примера» он приводит 2007 год, когда власти ХМАО выделили на дороги 19,4 млрд рублей, построив за год 221 километра новых дорог. В то же время за весь период реализации новой семилетней госпрограммы правительство Югры планирует проложить 279 километров. Сопоставимо.
Впрочем, вопрос строительства новых дорог — полбеды. По данным из доклада Андреева, сегодня около 41% дорог региона не ремонтировались более 8 лет, ещё 433 километра вообще не отвечают нормам. К 2020 году не впишутся в нормативы уже 620 км — по сути, каждый четвёртый километр дорожной сети. Причины, подчёркивает Андреев, кроются в недостатке финансирования отрасли со стороны правительства. В частности, «на поддержание сети автодорог Югры в нормативном состоянии выделяется всего 3,8 млрд рублей в год, тогда как требуется 10 млрд рублей ежегодно. Если учесть дороги с заканчивающимся гарантийным сроком обслуживания, то через
На строительство 2808 километров новых дорог, которое прописано в Стратегии-2030, по выкладкам Алексея Андреева потребуется ежегодно выделять ещё
Впрочем, хватит цифр. Риторика и запросы преуспевающего бизнесмена-дорожника, сделавшего себе состояние на строительстве и реконструкции дорог в ХМАО, вполне ясна и понятна. Одним из ключевых фактов — ключевых для Алексея Андреева, разумеется, — можно считать сокращение объёмов работ ОАО «Хантымансийскдорстрой» (главной «дочки» Автобана) вдвое. И это депутат напрямую связывает с урезкой финансирования отрасли со стороны властей. «Ситуация складывается катастрофическая, наблюдается резкое сокращение штата сотрудников (с 1,5 тысяч в 2010 года до 434 человек, прогнозируемых в нынешнем году), сокращение объёмов ведёт к увольнениям», — сообщает депутат.
«Дочки» Автобана вынуждены переезжать в иные регионы, местные организации, подобные многострадальному «Северавтодору» — искать сторонних заказчиков, в то время как для их успешной деятельности на территории ХМАО нужно «всего-то» достаточное финансирование отрасли со стороны властей. Подобное разорение предприятий, по мнению депутата — мина замедленного действия. «Как следствие, через некоторое время некому будет строить и ремонтировать дороги в ХМАО, опыт привлечения подрядчиков из иных регионов уже доказал свою неэффективность», — тонко намекает депутат, вспоминая про историю с зимниками, отданными на откуп дилетантам. По сути, в этих нескольких строках — весь смысл послания: бизнес Андреева в ХМАО, создававшийся по крупицам долгие годы, недостаточно загружен работой и, как следствие, несёт потери.
Мнения
С аналогичными доводами, только куда более прямыми, на том же совещании выступил гендиректор «Мостострой-11» Николай Руссу. Он без обиняков заявил, что компания, базирующая в ХМАО и ведущая активную деятельность по всей России (работают в Сочи на олимпийской стройке, в Казахстане, Санкт-Петербурге, Москве), готовится к проблемам. «В 2006 году здесь рабочих мест для нас было 10 тысяч, сегодня — 2,5 тысячи. У нас нет претензий, нужен единственный ответ — будет работа в ХМАО или нет и готов ли округ принять 7,5 тысяч человек, которые останутся без работы буквально через год-полтора? С высоких трибун департамента нам отвечают, что это наш бизнес, нам и загружать людей работой. Мы так можем превратиться в Курганскую область, где рабочие тоже ездят в иные регионы на заработки», — заявил Руссу.
Интересно, что замгубернатора Дмитрий Шаповал, отдувавшийся за всё правительство, открыто признал недостаток финансирования дорожной отрасли. «У нас все мероприятия финансируются из дорожного фонда. Да, мы ищем источники дополнительного дохода: предлагаем определить туда штрафы за нарушение ПДД, на федеральном уровне рекомендуют вводить плату за проезд большегрузов — для нас это вполне актуально. Вопросы по финансированию содержания понятны. Но наша задача сегодня — сохранить существующее и заполнить пробелы: завершить Северный широтный ход, дорогу на Надым, мосты через Обь. Одно из наших предложений сегодня — внести изменения в закон о дорожном фонде и наполнить его бюджетными инвестициями. В общем, направление вам понятно: не уйти вниз, не сделать хуже, максимально привлечь инвестиции в сферу и закрыть дефицит», — заявил Шаповал.
За подчинённого отдувался куратор — замгубернатора Дмитрий Шаповал
Примером таких вложений, видимо, может служить «Газпром трансгаз Югорск», готовый, по словам одного из участников заседания, ежегодно вкладывать в развитие дорожной сети по 500 млн рублей. Правда, никаких подтверждений этой информации на данный момент найти не удалось.
С опасениями (либо завуалированными требованиями — тут как посмотреть) Андреева отчасти согласен депутат Госдумы от ХМАО Михаил Сердюк. «Нынешняя политика властей в этой сфере просто убивает наши дороги, предприятия и отрасль в целом. У нас дороги выходят из строя, а округ, по сути, игнорирует этот факт, финансируя сферу по остаточному принципу. Для региона это очень опасно. Да, приоритеты сейчас совсем иные, это понятно. Но в ХМАО всегда существовал некий задел по будущим проектам, даже если не было денег. Сегодня у правительства Югры этого задела нет, нет по сути будущих проектов. Мосты через Обь — это всё пустой дилетантский трёп. Такие разговоры, как об этих мостах, разве что у ларька вести: то они 100 рублей стоили, грубо говоря, то сэкономили до 80. Там даже проектно-сметной документации ещё нет, о какой экономии речь?» — заявил справедливоросс корреспонденту «URA.Ru».
В то же время Сердюк подчёркивает: «Я за развитие дорог всецело. Если есть деньги на строительство мостов, то однозначно надо их строить. Но у нас сегодня даже близко нет средств на содержание сети дорог, о каких мостах вообще речь может идти? Вся наработанная в прошлом база попросту разваливается сегодня, предприятия уходят в иные регионы». Дополнительные деньги депутат предлагает набирать из «Сотрудничества». «Мы каждый год недобираем оттуда
В правительстве Югры считают несколько иначе. В частности, директор департамента экономического развития Павел Сидоров (до профильного Алексея Вторушина дозвониться за весь день так и не удалось) заявил корреспонденту «URA.Ru», что позиция Алексея Андреева и Николая Руссу ему понятна. «С точки зрения бизнеса я Алексея Владимировича вполне понимаю, его доводы вполне логичны. Но если смотреть с нашей стороны, то всё немного иначе. Посмотрите, чего регион достиг за какие-то 20 лет в транспортной сфере. Мы даже мечтать раньше не могли о дороге на Нягань, о мостах. Та же новая дорога на Тюмень через Горноправдинск — это вообще была фантастика», — рассказывает Сидоров.
Подобное развитие главный экономист региона объясняет просто. «У нас был такой период в истории региона, когда развитие дорожной сети стояло в приоритете, мы тратили сумасшедшие деньги на финансирование и добились многого. Но за это время мы запустили социалку, детские сады — в
С чиновником солидарен руководитель фракции «Единой России» в Думе ХМАО Сергей Дегтярёв. Он также отмечает тот факт, что сегодня округу, страдающему от дефицитного бюджета, несколько не до дорог. «Вы сами прекрасно знаете, что у нас сегодня в приоритетах. Зарплаты врачам и учителям мы поднимаем, надо строить детские сады. Надо строить усиленно школы — думаю, уже в ближайшей будущем их недостаток может по нам ударить», — перечисляет вице-спикер парламента.
Кроме того, Дегтярёв считает, что сегодня дороги по качеству намного превосходят те, что строились ранее. «Плиты больше не укладываем, дороги не проседают. Та же трасса на Тюмень новая — тоже ведь идёт по болотам, но выглядит сегодня куда лучше, чем дорога, допустим, на Приобку. Вообще, ситуация же всем предельно понятна: нет денег, которые сегодня можно пустить на дороги. Были бы — другое дело, а так... о чём ещё тут говорить», — заявляет Сергей Дегтярёв.
Впрочем, какие бы доводы не приводили эксперты, проблема ухудшения качества дорог в регионе от этого меньше не становится. Более того, именно в этой сфере уже классический лозунг «При Филипенко такого не было!», то и дело звучащий в разных уголках Югры, может сыграть по-настоящему сильно. Жители округа привыкли кичиться своим положением, которое лишь подчёркивают качественные транспортные артерии, которым завидуют дорожные ведомства большинства российских субъектов. И те жители легко найдут виноватого в утрате одного из главных достояний и символов качественной жизни в ХМАО, несмотря на любые доводы разума — достаточно лишь слегка их подтолкнуть. Более того, небывалая для округа армия безработных, которую обещают Комаровой в предвыборные
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!