«Вот сижу на кухне, пришла мне мысль, послал я месседж...»
Граждане, у вас есть инициатива? Тогда соберите три тысячи подписей и добро пожаловать в бюрократический ад. Самый многообещающий «демократический» тюменский законопроект рискует оказаться мертворожденным. Но это никого уже не волнует. Главное продекларировать, что население получит право встать вровень с депутатами. И пусть им покажется, что они что-то решают. О том, почему инициатива даже не наказуема, а просто бесполезна, как можно зарубить любой, даже самый безупречный и социальный проект, почему ветераны и «дети войны» не могут выбить себе заслуженные льготы, а бывшие алкоголики легко втыкают палки в колеса «водочным королям», — читайте в материале «URA.Ru».
Депутаты тюменской областной Думы на профильном комитете по государственному строительству и местному самоуправлению обсуждали сегодня очень важный с точки зрения гражданского общества законопроект. Речь идет о наделении жителей правом законодательных инициатив (кроме тех, которые касаются вопросов бюджета). В концептуальном отношении все выглядит просто: собрал двадцать единомышленников, зарегистрировался и вперед — собирать под свою инициативу три тысячи подписей. Однако у оппозиции возникли сомнения, «потянут» ли обычные граждане такое количество голосов?
Владимир Ульянов боится, что законом может воспользоваться чуть ли не криминал
Объясняя причину высокого порога числа подписей, депутат Владимир Ульянов заявил, что делается это для законодательной безопасности. «Главное, чтоб данным законом не смогли воспользоваться лоббистские группы. Не забывайте, главный принцип — инициатива должна касаться значительной части населения, а не узкой группы лиц».
Но депутат-эсер Владимир Пискайкин упрекнул своего коллегу от «партии власти» в лукавстве. «Речь идет об инициативе, отклонить которую можно всегда, но люди должны видеть, что с ними общаются. Мы предлагаем радикально упростить механизм, — возмутился справоросс. — Это абсурд! Создать политическую партию можно из 500 человек, которая может завалить вас законами, а тут 5 тысяч человек надо (изначально предполагалось именно такое количество подписей — прим. ред.). Это мертвый закон, через год мы соберемся и увидим, что люди-то и не обращались. Ну кто сегодня может собрать столько подписей?»
Владимир Пискайкин, как и положено оппозиционеру, — против поправок
Неожиданно оппозиционеров поддержали представители Торгово-промышленной палаты Тюменской области, которые присутствовали на заседании комитета в качестве заинтересованных лиц и экспертов. В частности, в полемику с авторами законопроекта вступила начальник юридического отдела ТПП Марина Матросова, которая предложила освободить людей от бюрократических моментов.
«Это непреодолимый барьер. Во-первых, надо собрать много документов, приложить пояснительную записку, заключение губернатора, финансовое обоснование и так далее. Все это приводит к тому, что закон не будет работать на практике. Мы просим снизить этот барьер и существенно упростить его. Далеко не каждый субъект законодательной инициативы, даже госорганы, справляется с бюрократическими барьерами, а что говорить о простых гражданах?» — сказала Матросова, чем вызвала гнев лидера фракции «Единой России» Андрея Артюхова.
Андрей Артюхов «головой» отвечает за этот законопроект, так как он партийный
«Ну давайте вообще сто сделаем, — в сердцах бросил единоросс. — Речь идет об особенных законопроектах, которые волнуют наше общество, и их должно быть немного, тут требуется не количество, а качество и детальная проработка. Тогда будет так — сто человек подписывают бумагу и говорят: „Теперь нам помогите, мы ж неграмотные!“ Но что мы получаем? Это должны быть особенные законы», — заявил Артюхов. Было видно, что позиция Палаты его возмущает.
«У вас-то, что не так? Удивительно просто», — бросил он.
«Мы говорили о простых...» — не успела начать Матросова, как ее прервали — депутаты решили перейти к голосованию за поправки, чтобы вынести их во второе чтение заседания областной Думы. В итоге «против» выступила только «Справедливая Россия». Резюмировать итоги спора по традиции вызвался вице-губернатор Сергей Сарычев, который сразу подчеркнул, что специально не стал брать слово перед обсуждением вопроса — «чтоб никто не подумал, что правительство пытается в чем-то надавить».
Сергей Сарычев был, как всегда, мудро сдержан и призывал всех прекратить «политиканство»
В качестве примера он сразу же вспомнил о конфликте со строительством храма в Комсомольском сквере, где одна сторона собрала шесть тысяч подписей, а другая — пять. «И вот они пришли и говорят: а вот у нас больше, мы „за“, а они — „против“. Но мы должны понимать, что это лишь возможность людей заявить об инициативе, мы ничего нового не изобрели. Вот кто-то, например, хочет закон: сижу я на кухне, и вот мне пришла мысль, послал „месседж“, а там уже пусть занимаются... Давайте не превращать это в политиканство и профанацию», — заявил «серый кардинал» тюменской политики. По его мнению, цифра в три тысячи подписей вполне адекватна.
«Это нормальное число, серьезное, на которое уже надо обращать внимание. И такая возможность появляется, и не надо это политизировать, не должно быть здесь политеса, здесь должны быть механизмы, которые практикуются у соседей и, извините, в европейском сообществе», — добавил Сарычев.
Тюменским атеистам и вправду удалось отстоять Комсомольский сквер, несмотря на то, что у верующих «голосов» было немного больше
Впрочем, это только кажется, что провести законопроект просто как дважды два: придумал, собрал коллег, вынес идею на комитет, все обсудили, поспорили и проголосовали. Мало кто знает, что на самом деле происходит в недрах парламента. С чем придется столкнуться обывателям, решившим выступить с законодательной инициативой, нам рассказал человек, который как раз и занимается этими вопросами. Консультант фракции КПРФ Максим Карпиков говорит, что любой законопроект в Думе проходит настоящий «бюрократический ад».
Законопроект, если его почитать, может выглядеть для простых неподготовленных граждан примерно так
«Во-первых, существует многоступенчатая система подготовки законопроектов. На уровне, скажем так, областных Дум любой законопроект должен соответствовать многочисленным стандартам. Все, от правовых до лингвистических норм, ограничивает творчество депутатов, — говорит эксперт. — Но вы не думайте, что сами депутаты сидят и пишут законопроекты — так бывает только в редких случаях. Существуют правовые департаменты, целая армия консультантов и помощников депутатов. Все они заняты этим самым правотворчеством. Буква закона — это не образное выражение для этих людей, для них это ежедневный труд, который оплачивается государством».
В качестве яркого примера он приводит Краснодарский край, где граждан уже наделили правом инициативы, и они тут же им воспользовались и потребовали запрета продажи слабоалкогольных коктейлей типа «Ягуара».
А так законопроект выглядит в руках депутата
«Общество однозначно поддержит любого политика, который будет продвигать такой закон у нас в Тюменской области. „Трезвая Тюмень“ и Родительский комитет, не моргнув глазом соберут тысяч десять необходимых для регистрации такого закона подписей. Но дальше в дело вступит бюрократическая машина. А есть ли у вас отзыв правительства области, пройдена ли лингвистическая экспертиза, нет? Тогда до свидания, — продолжает собеседник. — В итоге в Краснодарском крае закон об ограничении продажи слабоалкогольных коктейлей был оспорен ФАС России, так как некоторые положения закона якобы противоречили Конституции. То есть нашлись лоббисты, которые терпели убытки от запрета продажи этих коктейлей и оспорили этот закон».
Думский специалист делает однозначный вывод, что сама многоступенчатая система подготовки и принятия законов в России позволяет застопорить любой законопроект на любом этапе его рассмотрения. И неважно, кто его вносит — депутаты от партии власти, оппозиция или инициативная группа граждан.
В любом случае последнее слово все равно за губернатором
Председатель Совета тюменского регионального отделения общественной организации «Дети Войны» Иван Шашков не понаслышке знает, каково это продвинуть инициативу хотя бы дальше комитета. Уже несколько лет он вместе со своими единомышленниками обивает пороги парламента и мерзнет на митингах. Его организация по всей России добивается принятия закона о «детях войны», который позволит им хотя бы немного улучшить свою старость: получить льготы на ЖКХ и небольшую прибавку к пенсии. Кстати, во многих регионах такой законопроект уже приняли, но в Тюменской области чиновники о нем и слышать не хотят — в бюджете нет лишних денег.
Иван Шашков (у микрофона слева) давно уже обивает пороги чиновничьих кабинетов с готовым законопроектом
«Я не знаю, поможет ли нам право законодательной инициативы или нет, — сразу говорит он. — Мы уже собрали шесть тысяч подписей, вносили наш законопроект через коммунистов, но его отвергли. Основания простые: нет заключения губернатора. А недавно нам прямо ответили из областной администрации, мол, простите, у нас нет средств. Но как так? В богатой Тюменской области денег не нашлось на стариков, а в 19 субъектах такой закон приняли».
У других тюменских общественников дела идут куда лучше. В частности, общество «Трезвая Тюмень» может похвастаться воплощением в жизнь своих инициатив. Это именно они несколько лет назад убедили депутатов, собрав почти 8 тысяч подписей, убрать снаружной рекламы в Тюмени слова «табак», «сигареты» и «пиво». Так что теперь на вывесках всех пивнушек красуется только абстрактное «пенное», «живое», «разливное».
«Это что вы нам тут прислали?»
Председатель общества «Трезвая Тюмень» Александр Зверев считает, что законопроект о гражданских инициативах поможет усилить борьбу с алкоголем. В частности, он предлагает признать всю данную продукцию «ядом» и вовсе вынести продажу алкоголя за пределы города.
«Мы против запретов, но мы за, то, чтобы помочь людям собраться, распрограммировать их. Как раз эту функцию выполняет наш законопроект. Запрета же нет, покупай хоть ящиками, но там должно быть четко написано, что это яд, прописаны все симптомы. По весне мы хотим провести народный сход, чтоб было легче депутатам опереться на социальный заказ», — говорит он и добавляет, что если закон будет принят, то они «расцелуют депутатов».
В любом случае, пропускать тот или иной законопроект снизу или нет, решать депутатскому комитету. Чтобы не обидеть людей, всегда можно найти «лишнюю» запятую в документах и завернуть их обратно.
А дети войны, как мерзли на митингах, так и будут
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!