«Сижу-курю дома». Якунинские сокращения дошли до СвЖД
Массовые голодовки и акции протеста на Восточно-Сибирской железной дороге в 2009 году сделали железнодорожных начальников более осторожными: рабочих в регионах больше не сокращают, а переводят на режим «неполной занятости». На деле это означает практически полную остановку ремонтных работ на и без того аварийных путях. «Подумаешь, упадет поезд один раз. Какая разница?» — с грустью иронизируют путейщики. Подробнее — в материале «URA.Ru».
Заданный президентом РЖД Владимиром Якуниным курс на жесткую оптимизацию расходов докатился до регионов. Как стало известно «URA.Ru», работники ряда подразделений РЖД в Свердловской области переведены на режим неполной занятости. Уведомления о сокращении рабочей недели получили, в частности, сотрудники дирекции по ремонту пути — одного из самых важных в плане обеспечения безопасности подразделений. И это при том, что сам Якунин в эфире РЖД-ТВ накануне Нового года заявлял, что вынужденные меры не коснутся тех людей, которые отвечают за безопасность движения.
«В этих уведомлениях сказано, что до сентября мы работаем по укороченной программе: в феврале, марте и апреле каждый месяц у нас высвобождается шесть рабочих дней, впоследствии все рабочие дни урезаются на один час. Например, в феврале у меня должно было быть 14 десятичасовых рабочих смен, из них осталось восемь. Сегодня вот сижу-курю дома, за месяц потерял почти 50% оклада. Начальники сразу предупредили: если не согласны, можете уходить по сокращению, начнете болтать — попрощаетесь с работой. Объясняют традиционно тем, что объемы работ упали», — рассказал «URA.Ru» один из путейных мастеров, пожелавший остаться неназванным (мужчине осталось до пенсии два года, и он хоть так, но хотел бы их доработать).
Пожалели пока лишь тех, у кого трое и более несовершеннолетних детей. «Им все смены сохранили, но премии, к сожалению, — нет. Все сотрудники дирекции по ремонту пути лишились премий, а это около
По данным члена инфраструктурного комитета свердловского Заксобрания Дмитрия Ионина, переход на неполную рабочую неделю — не единственная мера, в структурах РЖД идут «скрытые сокращения», которые вскоре могут обрести гораздо более внушительные масштабы.
Судя по всему, сокращения действительно носят латентный характер. В пресс-службе СвЖД «URA.Ru» попытались уверить, что свердловская дирекция ремонта пути якобы лишь рассматривает вариант перевода всех сотрудников на неполную рабочую неделю с 1 апреля 2014 года. «Эта мера рассматривается как альтернатива сокращению штатной численности сотрудников. В то же время, в Свердловской ДРП констатируют, что, возможно, экономическая ситуация во втором квартале позволит обойтись без этих вынужденных мер», — отметили в пресс-службе. Наш источник, оснований не доверять которому у редакции нет, уверяет, что процесс уже пошел.
По состоянию на декабрь 2013 года на неполную рабочую неделю был переведен каждый четвертый работник РЖД в России. Общий план действий, утвержденный Якуниным, предусматривает снижение программы капитального и текущего ремонта основных фондов, расхода топливо-энергетических ресурсов и фонда заработной платы. «В данный момент сокращение затрат на оздоровление инфраструктуры не является критичным, однако в последующем периоде необходимо будет компенсировать определенные мероприятия и обеспечить ремонт в полном объеме», — осознают в СвЖД.
Однако роста числа аварий на железной дороге, в связи с принятыми ориентирами, не избежать, опасается наш собеседник, не понаслышке знакомый с состоянием жд-полотна. «В последнее время нередко приходилось нарушать технологический процесс, который отработан годами. Людей не хватает. Сокращения персонала у нас проходили и в прошлом году. Нормы урезаются. Проблемы растут, как снежный ком. Если в один год не выполнить планы, то на следующий год уже при всем желании не сможешь их сделать. А у нас поездов и вагонов мало сходит? Скажу честно, то, что происходит, это еще цветочки», — подчеркнул он.
Напомним, последний аварийный инцидент на дороге произошел буквально на днях в Челябинской области. В результате схода грузового состава с рельсов 25 вагонов оказалось на боку, пострадавших, к счастью, не было. Чуть ранее на станции Черный мыс СвЖД локомотив столкнулся со следующим за ним вагоном, а буквально за день до этого — на станции Каменск-Уральский сход трех вагонов грузового поезда закончился возгоранием цистерны с газовым конденсатом.
О по настоящему массовых сокращениях людей в железнодорожной отрасли пока говорить не приходится, рассказал нашему агентству начальник информационного центра Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Владимир Марюха. «Да, в ряде случаев люди переводятся на режим неполной занятости. Причем абсолютное большинство таких людей — не обычные работники, а сотрудники управленческого аппарата. — отметил господин Марюха — Что делать? Наша Олимпиада все резервы съела, заказов нет, денег нет. Поэтому на местах пытаются выкручиваться, кто как может. Позиция профсоюза одна: мы выступаем против сокращений, против любых видов неполной занятости, если это не обусловлено некими внешними причинами, которые должны быть внятно разъяснены работодателем. В то же время мы понимаем, что если выбирать между увольнением и неполной занятостью, то второй вариант гораздо более приемлем. Иногда работодатель идет на хитрости, уговаривает работников уйти в отпуск за собственный счет. Если права человека ущемили, он должен писать заявление в профсоюзную организацию. Без этого обращения мы бессильны».
Впрочем, герой нашего материала предпочитает более творческую подачу своих мыслей на этот счет — в форме стихов на злобу дня, парочкой из которых он поделился с корреспондентом «URA.Ru».
Сокращения затрат не сказались на спонсорских проектах РЖД — госмонополия выступает генеральным партнером Олимпийских игр в Сочи
***
Железная дорога — золотое дно
На миг представьте, покатилось колесо
И чем быстрее катится-вращается оно, тем прибыль больше.
Так заведено.
И эта прибыль виртуально вся поделена,
Структура каждая частичкой прибыли наделена.
Куда потратить — за нее решает босс.
Хозяин «правильных» решений — не всегда народ.
Структуры пирамидами волов стоят
Друг друга обмануть всегда хотят
И при дележке прибыльного пирога
Желают, чтобы у соседа выросли рога.
Поближе кто к вершине — золото гребет,
Тот, кто пониже, — серебром берет.
А кто внизу совсем, — тем крохи-пятаки,
То весь рабочий глас — люд бедный, чудаки.
И эти чудаки работают за медный грош,
Внизу на дне что лучшего найдешь?
Бац сверху: «Не хватает на жратву и на жилье?
Добавим сотни две, ведь мы же не жулье».
Доверия к трудягам чтобы не терять, решили на процент зарплату приподнять,
А чтоб себя не ущемлять и прибыль не терять, раз в год обязаны мы штаты сокращать.
Фурункулом назрел больной и каверзный вопрос:
Глас управленцев для народа кровосос?
А для России, для страны, для экономики труба-насос,
Через которую решится воровство, идет отсос.
Заметьте, разделенье общества идет.
И движемся назад два шага, только шаг вперед.
Дорвавшихся до власти распирает-прет,
Число бомжей и нищеты в стране растет.
Железная дорога мной взята как образец,
И при тенденции развития такой придет конец.
Распродали, прихватизировали всю страну
Русь — сырьевой придаток, русские — в дерьме, в хлеву.
На день железнодорожника
Дороги всей железной праздник наступает,
Для численности пригласили на него прийти,
Послушать, руководство что наобещает.
Но до обещанной как до работы нам дойти?
Как планы выполнять при сокращенном штате
Зарплату как платить, чтобы хватило всем?
Живем, как в чеховской шестой палате.
Но эти темы обсуждать сказали нам «Зачем?»
Вам приказали делать — делайте и не скулите.
Не ските ножками, ручонки разведя.
Распоряжение напишем, по закону, не шумите,
Приказами все в справедливость до абсурда доведя.
Признаемся, с законом в ногу трудно стало жить,
К тому же голову телец златой вскружил.
Постановили всю ответственность на нижнее звено сложить.
Монтер пути чтоб землю носом рыл.
Как хорошо устроились, скажу я вам.
Ошибки, промахи свои тем замели
А уваженье где? Один словесный хлам.
Союза наработки все давно к нулю свели.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!