«По губернатору согласования с Володиным прошли...»
В коридорах власти поднялась новая волна обсуждения предстоящих в Зауралье выборов губернатора. На этот раз рассуждают уже не о каком бы то ни было сохранении курса и преемственности, а о возможности допустить к управлению регионом совершенно неожиданных персон. Все это вписывается в новый тренд Кремля, идеологи которого давно хотели продолжить эксперименты in vivo. И в качестве живого организма — целый регион: депрессивный, который, по столичной логике, вроде бы и не жалко. Курганская область может стать одним из таких подопытных. Кого могут прислать на смену Олегу Богомолову, для чего это нужно Москве и что об этом думают лидеры курганской оппозиции — в материале «URA.Ru».
Тема передачи власти в регионах оппозиционным партиям возникла относительно недавно. Вскользь она прошла в федеральных средствах массовой информации, но особого внимания на ней все же никто не заострил. К примеру, как рассказывает газета «Аргументы недели», администрация президента якобы подумывает о сотрудничестве с коммунистами. Эту идею, по сведениям издания, уже обсуждают в Орловской области, где «один из видных местных единороссов, бывший член КПРФ, работавший на значимых государственных постах регионального и федерального уровней [...] претендует на то, чтобы стать губернатором». Условие сотрудничества с правящей верхушкой — создание коалиционного правительства, в состав которого войдут представители и «Единой России», и КПРФ.
На будущую кампанию есть уже деньги — скромная реклама сменится масштабной агитацией
Идея кажется весьма обоснованной и проверенной на практике. Наглядный пример — губернатор Кировской области системный оппозиционер Никита Белых. Такие же виды у Кремля есть, и их реализация якобы находится в серьезной разработке. Это подтверждают в политических кругах в Кургане. Суть проста: системную оппозицию нужно втянуть в совместную работу с действующей властью, чтобы тем самым нейтрализовать «лишний», никому ненужный негатив, чтобы оттянуть ее от несистемной оппозиции, а коль уж речь зашла о коммунистах, то не дать возможности западным антироссийским силам перетащить их на свою сторону.
Коммунисты подходят по всем параметрам, устраивающим Кремль. Тем более в Курганской области, которая традиционно считается «красным регионом» — процент поддержки КПРФ в Зауралье был и остается достаточно высоким. Скажем, если в 2004 году на выборах в областную Думу коммунисты получили 10,9% голосов, то в 2010 году на выборах в областную Думу (действующий созыв) по единому округу за коммунистов проголосовало уже 25,21% избирателей — это четыре места в парламенте, плюс один кандидат (лидер обкома Василий Кислицын) победил как одномандатник. На федеральных выборах в 2011 году КПРФ, правда, чуть ухудшила свой результат, но все равно сохранила позиции на уровне 20%: на выборах в Госдуму коммунисты получили поддержку 19,19% избирателей (ЕР тогда набрала около 50% голосов).
Кроме того, не нужно забывать и другой момент: население области стареет, и больше трети избирателей — пенсионеры (260 тыс. человек), значительная часть которых по-прежнему тяготеет к левым, социалистическим идеям. Кроме того, именно этот электорат, как правило, самый активный на выборах, кроме, разумеется, чиновников, поведение которых жестко контролируется.
В целом, вариант разыгрывания карты с передачей власти коммунистам именно в Курганской области весьма реалистичен. Тем более если при этом будет достигнута договоренность о создании коалиционного правительства, где найдется место и оппозиции, и партии власти. К примеру, как это может быть в Орловской области, где кандидат на пост губернатора от КПРФ Василий Иконников успел публично сообщить, что готов сформировать коалиционное правительство, если победит на выборах.
Лидер курганских коммунистов Василий Кислицын, впрочем, заявил, что информацией относительно возможного розыгрыша партии с «передачей» Зауралья кандидату от КПФР не располагает. «Хотя, когда мы были на совещании в Москве, была предварительная информация, что власть что-то передаст оппозиции, — заявил Кислицын. — Но проблема-то в чем: они почему-то хотят отдать не те регионы, которые являются спонсорами, донорами, у кого есть деньги, а те, которые депрессивные. Я понимаю, что мы готовы и за это взяться. Но тогда должна быть договоренность с властью, чтобы она все-таки дала деньги на развитие тех или иных реальных проектов».
«В Курганской области, — продолжает лидер зауральских коммунистов, — все упирается в высокую стоимость энергоресурсов. Нынешняя власть выбрала самый дорогостоящий вариант — уголь, есть же разные виды электростанций: гидро-, атомные, а у нас уран [урановые месторождения в Далматовском и Звериноголовском районах], кстати говоря. Мы по худшему варианту пошли, потому что есть заинтересованные лица».
Василий Кислицын выбирает кадр
Кто пойдет на выборы губернатора Зауралья от КПФР, Василий Кислицын пока сказать точно не может. Возможно, как уже сообщалось ранее, это будет он сам, так как в области именно он выиграл рейтинговое голосование. Возможно, это будет Анатолий Локоть. Но он сейчас баллотируется в Новосибирской области, где выборы состоятся в апреле. «Я знаю, что по Новосибирску некоторые согласования с Вячеславом Володиным пошли. Там у нас выдвигается Анатолий Локоть. Мы его кандидатуру тоже не снимаем — может, он там и не пройдет, — рассказал Кислицын. — У нас же есть еще Коломейцев, еще ребята молодые — скамейка запасных молодых есть, которых могут перекинуть из региона в регион. Есть третий вариант — не из числа членов партии, а из числа специалистов в экономике, сторонников партии. Но поскольку не решен вопрос о будущем нашего губернатора, они пока не решаются обозначить свои фамилии. Вопрос будет решен после Олимпийских игр. По [Дмитрию] Медведеву назрел вопрос, а это потянет цепочку и по губернаторам».
В кулуарах, наконец, называется еще одна фамилия — Ивана Мельникова, первого заместителя председателя Госдумы. Якобы именно его в ближайшее время начнут раскручивать в Кургане. Но Василий Кислицын отрицает такую перспективу. «Не думаю, что Иван Иванович пойдет в Курган — он фигура федерального масштаба. Да и по возрасту он (Мельников родился в 1950 году, — ред.) меня постарше немного, скорее всего, он не на Курган. Хотя чем черт не шутит. Но у меня пока такой информации нет, — признался Кислицын. — Вообще, если бы власть была умная, она на это бы пошла: снять с себя ответственность, переложить на оппозицию — мы допустили такое, а вы тут мучайтесь».
«Мы в принципе готовы и хотели бы взять на себя ответственность, — говорит коммунист. — Но проблема в том, что надо работать в рамках той общей социально-экономической стратегии, которая у нас порочна. Это значит работать по их правилам игры. Тогда, если идти на договоренность с президентом, нужны определенные условия: прежде всего, новая промышленная политика, включая новую индустриализацию, то есть поворот к реальному товаропроизводителю. Пока мы это не сделаем, у нас так и будет экономика самопроедания. У нас же все „купи-продай“, на социалку отдаем, а производство не развиваем. Тут надо коренные изменения. Способна на это власть или нет — вот в чем вопрос. Если они на это не пойдут, тогда смысл теряется».
Есть версия, что ставка на КПРФ, несмотря ни на что, достаточно высока
Создание коалиционного правительства — вещь вполне разумная и допустимая, считает Василий Кислицын. Он даже обмолвился, что «уже продумывал эту тему» и пришел к выводу, что и в действующем правительстве, и в структурах областных департаментов есть толковые люди. «У нас очень много молодых работников, которые прошли уже определенную школу и проявили себя. Я не говорю про возрастных, которые в правительстве. Специалисты хорошие, молодые, динамичные есть в каждом департаменте. Есть хорошие руководители промышленных предприятий. Есть люди, которые работали раньше, но не сработались с нынешней властью. Мы ведем с ними переговоры», — заявил лидер коммунистов.
На какие бы посты ни решили баллотироваться в этом году коммунисты, свою кампанию они уже практически начали: по крайней мере в Кургане, где, например, появились новые билборды КПРФ. Причем именно билборды, раньше коммунисты обходились более дешевой «наружкой», но сейчас они могут себе позволить агитацию и подороже — поговаривают, что на предстоящие выборы Москва курганскому обкому партии якобы уже выделила 10 млн рублей.
Лидер думских либерал-демократов Юрий Ярушин, в свою очередь, скептически смотрит на такой вариант развития событий. Во всяком случае, заявил он, ЛДПР никогда ни с кем не кооперировалась и не собирается это делать. «Решать все будет Высший совет партии. Мы не знаем, каким будет это решение. Но у нас пример есть — губернатор Смоленской области Алексей Островский, член ЛДПР, — отметил Ярушин. — Что бы мы сейчас ни говорили, все может измениться в последний момент, все будет так, как решит Кремль».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!