«Тот, кто мешает нам жить». Градобоев так долго строил строителей, что они его уволили
«Утром претензия — вечером отставка. Но можно и наоборот». Два увольнения в администрации Челябинска могут стать началом полного переформатирования строительной отрасли города. Застройщики ликуют. Но комментарии по-прежнему дают только на условиях анонимности. Подробности — в материале «URA.Ru».
Вчерашнее выступление Дмитрия Градобоева на традиционной аппаратке в качестве замглавы администрации Челябинска по градостроительству стало последним — к почти единодушной радости строителей. И, в общем-то, собственного начальника.
Для человека со стороны — не говоря уже о жителях других регионов, — происшедшее не имеет под собой рациональных оснований. Вот уже несколько лет показатели жилищного строительства были одним из козырей команды Михаила Юревича — вспомним хотя бы рекомендацию Дмитрия Медведева присмотреться к южноуральским «студиям-малогабариткам». И средняя цена квадратного метра, и объемы ввода в эксплуатацию позволяли медиаблоку экс-губернатора демонстрировать достижения в этой сфере, не прибегая даже к особым натяжкам. Причем именно за счет показателей областного центра.
В конце января тот же Градобоев с гордостью рассказывал «URA.Ru», что по итогам 2013 года было введено в эксплуатацию почти 903 тыс. квадратных метров жилья и впервые за всю историю Челябинск обогнал своего извечного соперника — Екатеринбург. «В 2012-м построили и вовсе миллион квадратов. Но если тогда мы по сравнению с Екатеринбургом построили больше на душу населения, то в этом обогнали и по абсолютным показателям», — сказал тогда Градобоев.
Показатели жилищного строительства в Челябинске всегда считались достижением губернатора Михаила Юревича
Так что, как говорится, ничто не предвещало ни отставок, ни радости застройщиков. Кстати, их бизнес в Челябинске никогда не был легким. В городе до сих пор вспоминают (и зачастую недобрым словом) вице-мэра по капитальному строительству Александра Исупова — впоследствии замминистра областного строительства. Челябинцы связывали с ним многочисленные разрешения на точечную застройку, при мэре Вячеславе Тарасове отравлявшую жизнь горожанам. В 90-х речь о комплексном освоении территорий не шла, строители старались подсесть на существующие инженерные коммуникации, и в просторных некогда челябинских дворах одна за другой возникали «свечки» и пристрои.
Последний «привет» в адрес Исупова прозвучал в 2012 году, когда сити-менеджер Сергей Давыдов в сердцах поручил подготовить заявление в Следственный комитет о возбуждении уголовного дела против ОАО «Жилтехстрой» Виктора Тартаковского и чиновников прежнего состава мэрии, выдававших компании разрешения. По словам Давыдова, Исупов, уже покидая мэрию в 2005 году, выдал без всякой проектной документации разрешения, в результате чего город получил десяток долгостроев и разборки с обманутыми дольщиками.
В середине нулевых на строительном рынке Челябинска началось переформатирование. Для начала сменивший Тарасова на посту мэра Юревич учинил форменный погром «придворным» застройщикам прежней администрации. Тому же «Монолит-инвесту» припомнили все: намерение снести единственный садик для слабовидящих детей, уничтожение хоккейной школы ЧГАУ, планы по застройке детской железной дороги и строительство торгового центра на Алом поле. Чего стоил только разорванный договор на комплексное освоение 11-го микрорайона на севере-западе — собственными силами Евгений Рогоза мог осваивать отведенные земли лет семь, не меньше. В довершение всего мэрия отбила иски прокуратуры, оспорившей выделение застройщикам 12 площадок под жилищную застройку без проведения аукционов. Созданный в городе Союз строителей, куда вошли почти сорок компаний, внушил застройщикам самые радужные надежды и оставил «бунтарей» в изоляции.
Деятельность вице-мэра Жана Мезенцева заставила челябинских строителей засомневаться, что Юревич выполнит обещания о равных правилах игры на рынке
Однако первые «звоночки» прозвучали практически сразу. О назначенном куратором строительства Жане Мезенцеве в Челябинске рассказывали анекдоты. Вспомнить хотя бы совместную поездку Юревича и губернатора Петра Сумина в краеведческий музей. Оба чиновника, и без того пребывавшие не в лучших отношениях, увидели деловито обмеряющих прилегающую территорию так называемого «Сада камней» рабочих.
«Это что такое?» — недобро осведомился губернатор у Юревича. Но тот пребывал в неменьшем недоумении. «Михаил Валерьевич, я вам просто забыл сказать, тут строить будут. Документы пока не оформлены, я сказал, чтоб просто замеры проводили», — зачастил подскочивший Мезенцев. В этот день Жану Зиновьевичу пришлось написать заявление об уходе с открытой датой. Чуть погодя вскрылась история с земельными участками, которые предприимчивый вице-мэр умудрился оформить на себя лично — и Юревич завизировал документ.
Потом внимание от происходящего в жилищном строительстве отвлекла сначала эйфория кратковременного экономического подъема, а затем разразившийся кризис. Наконец, весной 2010 года Михаил Юревич занял кресло губернатора и получил контроль над принадлежащим области ЮУ КЖСИ. При Сумине компания действовала преимущественно за пределами Челябинска, а ее сотрудники в приватных беседах жаловались, что «строить в областном центре им не дают». Теперь же ситуация поменялась с точностью до наоборот.
Переход замглавы администрации Челябинска Сергея Мануйлова на пост гендиректора ООО «Гринфлайт» совпал с выходом из числа учредителей компании предпринимателя Александра Москалюка — экс-водителя Юревича, а ныне совладельца целого ряда фирм и фигуранта «медицинского дела»
Уже в начале 2012 года «Эксперт» констатировал «челябинское чудо»: по итогам 2011 года Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки стала застройщиком номер один в регионе. Возможным это стало «благодаря партнеру КЖСИ и новому застройщику — инновационной девелоперской компании «Гринфлайт». По крайней мере, так заявил возглавивший на тот момент «Гринфлайт» экс-глава ОАО «ЮУ КЖСИ» Дмитрий Карабинцев. Затем «Гринфлайт» возглавил бывший глава КУИЗО Челябинска Сергей Мануйлов. К суперпроекту «Парковый» прибавились «Академ-риверсайд» и «Парковый-2», а «Гринфлайт» оброс целым рядом компаний-партнеров — ООО «Промстрой», ООО «ЖБИ-Восток», ООО «Европа-Урал», ипотечное агентство и т. д. Весь этот конгломерат компаний открыто называли аффилированным губернатору Михаилу Юревичу, по-прежнему сохранявшему контроль и над Челябинском. И наличие в составе учредителей «Гринфлайта» бывшего водителя губернатора Александра Москалюка, по слухам, исполнявшего деликатные поручения Юревича, лишь укрепляло общую уверенность.
На взгляд представителей других застройщиков составляющие «чуда» выглядели не так привлекательно. Во-первых, во всеуслышание было заявлено о новом архитектурном облике Челябинска. То бишь об уходе от строительства «серых безликих панелек» в сторону индивидуальных проектов. При этом никто официально панелек не запрещал, да и запретить не мог — просто соответствующие проекты «неправильных» застройщиков не принимались на экспертизу. Команду на это, как утверждают собеседники агентства, отдавал именно Градобоев. У «правильных» с панельками не было никаких проблем — достаточно взглянуть на «Парковый» и «Академ». По итогам прошлого года объемы «Гринфлайта» оцениваются примерно в 180 тыс. квадратов — и это отнюдь не кирпич. Во-вторых, практика выставления на аукцион крупных участков выдавила с рынка мелких застройщиков. Найти 10 млн рублей за гектар проще, чем оплатить по той же цене участок в 50 га. Присущий «мелочи» ценовой демпинг, с которым приходилось считаться основным игрокам, с рынка исчез. Сегодня небольшие компании присутствуют в Челябинске ровно в тех количествах, которые позволяют отрицать обвинения в монополизации рынка.
В итоге часть застройщиков ушла из Челябинска, в том числе — за пределы области. Кто-то был вынужден провести серьезные сокращения работников. Кто-то внял негласным указаниям и скоординировал цены так, чтобы не ломать бизнес «Гринфлайту». Правила игры на строительном рынке окончательно сформировались.
На этом крохотном участке вопреки обещаниям Сергея Давыдова с третьей попытки начали строить 17-этажную «элитку» с офисами
После неожиданной отставки Михаила Юревича и замены его на Бориса Дубровского многие фигуры местной политики оказались в сложном положении. В том числе и глава администрации Челябинска Сергей Давыдов, традиционно считавшийся проводником интересов экс-губернатора в Челябинске. Вообще говоря, это далеко не так, у Сергея Викторовича появились собственные интересы, далеко не всегда совпадавшие с представлениями Юревича. Свидетельством тому процесс зачистки мэрии от фигур второго плана, контролировавших как ключевые моменты происходящих в годе процессов, так и в известной степени обеспечивавших лояльность самого Давыдова. Пример — отставка заместителя главы и начальника КУИЗО Игоря Волового, который сменил на этом посту ушедшего в «Гринфлайт» Сергея Мануйлова. Оба чиновника считались именно людьми экс-губернатора.
Тема застройщиков и мешающих им чиновников развивалась в схожем ключе. В четверг, 13 февраля, Борис Дубровский встретился с представителями крупнейших строительных компаний. Те намеревались скорее «прощупать» нового руководителя области на предмет того, что от него можно ожидать в перспективе. Однако осторожный обмен общими фразами перетек в конкретику. «Такое ощущение, что действует принцип „этого пущу — этого не пущу, этому цену скажу — этому не скажу“, — прозрачно намекнул глава региона. — Мы должны убрать надуманные вещи, которые не позволяют инвесторам, в том числе средним, входить на рынок. Возможно, они связаны с личной заинтересованностью отдельных лиц, с попыткой разделить застройщиков на „мой — не мой“».
И вырвал-таки у осторожных бизнесменов конкретную фамилию «того, кто мешает им жить». Уже на следующий день стало известно, что Давыдов расторг контракт с начальником ГУ архитектуры и строительства Челябинска Александром Жаданом. И не угадал. Малой жертвой не обошлось.
Встреча застройщиков с Борисом Дубровским положила начало переформатированию строительного рынка в Челябинске. Но до конца поверить своему счастью большинство из них не готово
17 февраля сити-менеджер Челябинска Давыдов немного опоздал на свою аппаратку — задержался на аналогичном мероприятии у врио губернатора. Не исключено, что именно там ему и подсказали правильную фамилию. Трудно сказать, догадывался ли об этом Градобоев, но уже во второй половине дня стало известно, что замглавы администрации Челябинска попрощался с коллективом перед уходом в двухнедельный отпуск, из которого уже не вернется.
«Именно с именем Градобоева связывают большую часть незаконных обременений строительного бизнеса, сделавших невозможным формирование нормальной конкурентной среды и развитие строительной отрасли в Челябинске. В профессиональной среде всем известно, что Градобоев фактически работал до последнего дня непосредственно на интересы и по прямым указаниям Юревича, сплошь и рядом игнорируя позицию своего непосредственного начальника — сити-менеджера С.Давыдова. Именно его руками отрасль в Челябинске была монополизирована под компании, аффилированные с экс-губернатором, а большинство независимых застройщиков изгнаны из города. Результатом стало резкое снижение качества вводимого жилья, взвинчивание цены квадратного метра», — подвел черту под отставкой чиновника политолог Александр Подопригора.
В этой связи интересно, что ждет теперь сферу жилищного строительства в Челябинске. «Если понимать под незаконными обременениями взятки — то влияние поборов практически не скажется на цене. Даже если власти перестанут заставлять нас строить школы, детсады и прочие социальные объекты — тоже ведь незаконное обременение, поскольку является обязанностью муниципалитета, — это скажется на себестоимости, но никак не на продажной цене», — заметил корреспонденту «URA.Ru» один из собеседников. По словам другого, негласный запрет на строительство панельного жилья в Челябинске фактически перестал действовать одновременно с отставками Градобоева и Жадана. А это позволит вернуться в Челябинск компаниям-изгоям.
Застройщикам интересно не то, кто сменит Дмитрия Градобоева, а то, как изменятся после этого правила игры
Открытым остается вопрос, что изменится в Челябинске после ухода Градобоева для обычных горожан. Приведет ли это к повышению доступности жилья? Чтобы, как выразился Борис Дубровский, «квадратный метр в Челябинске стоил не 50 тысяч рублей». Это выяснится примерно через полгода, тогда же врио губернтора намерен в очредной раз встретиться с застройщиками. А пока все обсуждают, кто сменит Дмитрия Градобоева в его должности. Пока называлась единственная кандидатура — исполнительный директор компании «Легион» Андрей Мурдид.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!