«Нефть — она как Пушкин»
Славный югорский «Дух огня», когда-то стартовавший как культурный проект, призванный объединить югорчан идеей любви к важнейшему из искусств, постепенно «затухает». Одни и те же лица, одни и те же приёмы, заученные фразы — кажется, югорчанам всё это слегка поднадоело. Однообразная тусовка, перемежаемая показами фильмов — вот и вся суть нынешнего «пира». О том, как прошло открытие XII фестиваля кинодебютов, чем пытались удивить, почему по щеке мэтра текла слеза, кто отказался появляться в зале и почему «бабахнули» в конце — в репортаже «URA.Ru».
«Дух огня» как явление уже несколько лет не вызывает повального ажиотажа и энтузиазма ханты-мансийской публики. По сути, фестиваль уже вошёл в стандартную для столицы Югры колею — открытие, пять дней показов разнопланового кино, закрытие. В перерывах — безумные банкеты в «Югорской долине», которые, как утверждают злые языки, выступают главной целью для гостей фестиваля. Нынешний, 12-й по счёту, «Дух огня» лишь подтверждает это мнение. Не событие с большой буквы, а мероприятие в годовом плане местных властей и функционеров от культурной сферы.
Особого ажиотажа на старте не наблюдается
Взять хотя бы традиционную красную ковровую дорожку, по которой к месту действия — концертно-театральному центру «Югра-Классик» — шествуют почётные гости кинофестиваля. В этом году церемония открытия выпала на первый день весны (сам фестиваль стартовал 28 февраля). Приятная для начала марта погода, солнце на ясном небе, наконец-то согревающее после тяжёлой зимы — прекрасные условия. При этом посмотреть на звёзд российского кинематографа пришли от силы пять десятков человек. При этом толпа откровенно поредела уже через полчаса. Чуточку стыдно.
Главные герои последних сплетен светской жизни: югорский ГФИ Дмитрий Кузьменко, его дочь и зять — сити-менеджер Ханты-Мансийска Максим Ряшин
Интересное решение для фестивального интерьера: неподалеку от концертного зала сидят несколько девушек — одна читает книги Соловьёва, другая раздаёт наушники
Внутри концертного комплекса дела обстоят получше. Холл украшает фотовыставка «Жизнь со скоростью 1/100 секунды» за авторством президента фестиваля Сергея Соловьёва. Сам мэтр, окружённый толпой гостей, зрителей и журналистов, рассказывает об Александре Абдулове — человеке, который, по словам друзей и коллег, задавал «Духу огня» темп и ритм, «давал ему свою сумасшедшую энергию». Через несколько минут Соловьёв представит памятник актёру, автором которого выступил московский скульптор Алексей Благовестнов. Хантымансийцы его уже видели — макет скульптуры стоял на сцене во время церемонии открытия «Духа огня» 2011 года, и, откровенно говоря, произвёл на зрителей неоднозначное впечатление.
С памятником связана неприятная и откровенно мутная история. Суть следующая: через несколько дней после представления макет в пух и прах разнесла вдова Абдулова Юлия Милославская. Супругу актёра возмутил и сам вид скульптуры, и тот факт, что с ней авторы идеи не посоветовались. Милославская назвала памятник «нелепым» и заявила, что «подобное творение, которые и скульптурой назвать невозможно» устанавливать нельзя. Какой-либо реакции от организаторов не последовало, однако идею с установкой монумента отложили подальше. Вспомнили только осенью 2013-го: департамент культуры Югры организовал открытый конкурс эскизов скульптуры, в котором победил всё тот же макет Благовестнова. Резкая критика со стороны Милославской, по всей видимости, никого не смутила.
Один из собеседников агентства, знакомый с состоянием дел в культурной сфере округа, заявляет, что в 2011 году мнение вдовы Абдулова было учтено, однако особо никого не волновало. «Да, тогда решили не устанавливать, чтобы лишний раз не подставляться. Было принято решение повременить. Но работа-то уже была проделана, средства вложены. Поэтому в департаменте просто решили провести конкурс, чтобы придать некоторую легитимность», — рассказывает источник. Так или иначе, но теперь памятник в честь Абдулова стоит в фойе главной концертной площадки Югры. Он, к слову, оказался достаточно популярным — гости округа фотографировались на фоне скульптуры на протяжении всего светского вечера.
Дмитрий Кузьменко расположился на предпоследнем ряду, за ним сидит группа из заместителей губернатора
Сергей Полукеев с супругой почему-то сидит поодаль, а не рядом с коллегами
К сожалению, сказать, что церемония открытия вызвала всеобщий ажиотаж, нельзя. Да, гостей было немало, но полностью заполнить концертный зал, рассчитанный на 1 500 человек, им не удалось — полупустым оставался балкон. Зато среди них присутствующих легко можно было найти представителей югорского правительства и местной элиты. Большинство из них, к слову, явились на церемонию с супругами, подтвердив тем самым тенденции последних лет. Из заместителей губернатора Югры не были замечены только Геннадий Бухтин и Александр Ким, остальные в полном составе на церемонию явились. Компанию власть имущим составляли шеф югорской полиции Василий Романица и главный федеральный инспектор региона Дмитрий Кузьменко с новоявленным зятем — сити-менеджером Ханты-Мансийска Максимом Ряшиным, который буквально на днях женился на юной дочери Кузьменко.
Наталья Комарова очень приветлива: улыбается, обнимается и просто веселится
Сама по себе церемония, длившаяся около часа, получилась скомканной. Напомним, темой очередного «Духа огня» стала нефть (при этом изначально заявлялась экология), что нашло своё отражение в программе и оформлении зала. Правда, если говорить о сетке кинопоказов, то, по сути, единственными проявлениями чёрного золота в идее фестиваля (по крайней мере из заметных глазу) стали фильмы открытия и закрытия — «Последствия. Мир без нефти» (документальный фильм National Geographic 2009 года выпуска длиной в 47 минут) и знаменитая «Нефть» Пола Томаса Андерсона, вышедшая на экраны еще в 2007 году. Фестиваль кинодебютов?
За время, скажем так, перформанса оба ведущих измазали друг друга чёрной краской
В оформлении зала и церемонии нефтяная тема прослеживалась чётче. Во-первых, по сцене были расставлены пустые бочки с надписями «Нефть» и «Oil», позднее использованные как подиумы для наград фестиваля, и стилизованные нефтяные вышки. Во-вторых, само открытие стартовало знаменитой композицией «Время, вперёд!» Георгия Свиридова, как нельзя лучше подходящей к теме промышленного освоения Сибири. Интересно, что музыке аккомпанировали артисты Театра обско-угорских народов «Солнце», использовавшие вместо ударных те же самые бочки. Правда, идея уже вторична — в ноябре прошлого года те же артисты презентовали в Ханты-Мансийске «драматический концерт» коллектива «Валя 86», где сразу несколько партий игрались на бочках. К слову, песня «86 регион» того же коллектива будет звучать на закрытии фестиваля.
Атмосферу игрой на бочках разбавляют артисты театра обско-угорских народов «Солнце»
Третий пункт — речь ведущих фестиваля, посвящённая нефти. Общий мотив можно описать кратко, благо те же слова звучали и со сцены: «Нефть — это наше всё». Действительно: без нефти и тех доходов, что она приносит ХМАО и России, не было бы, собственно, ни ХМАО, ни России в их нынешнем виде. Но само по себе действо больше напоминало некие стереотипные шаманские пляски, а речь, видимо, должна была донести до зрителей, что чёрное золото Югры превыше всех культурных и материальных ценностей в мире. В общем, «нефть — она как Пушкин», как выразились ведущие.
Пожалуй, единственным достойным моментом церемонии, вызвавшим действительно сильные эмоции, стала минута молчания в честь Олега Янковского. Здесь, к счастью, всё прошло гладко: на экране демонстрировали кадры из фильма Тарковского «Ностальгия», зал в едином порыве стоял, а по лицу Сергея Соловьёва потихоньку текли слёзы.
В зале почтили память Олега Янковского. Зрители очень серьёзны
Наталья Комарова: «Последние полвека добыча нефти — мировая компетенция Югры»
Церемонию на пару с президентом фестиваля закрывала Наталья Комарова. Короткая речь про мужество нефтяников, пожелание успехов — и традиционная «хлопушка», которой губернатор и режиссёр ударяют вместе уже четвёртый раз. После окончания церемонии был объявлен антракт, гости в ожидании фильма открытия разбрелись по концертному комплексу. А дальше — по старой схеме: отель «Югорская долина», бесконечный банкет и продолжение на следующий день.
А вот такой тортик предлагали гостям банкета в «Югорской долине». Там же была нефтяная вышка в человеческий рост с краном для розлива вина
В оправдание хочется сказать, что сама по себе программа фестиваля довольно хороша. Правда, речь скорее о всевозможных спецпоказах и программе кинокритика Андрея Плахова «Зимняя эйфория. The best». В рамках первых, к примеру, проходят сеансы двух киноновинок сезона, предназначенных широкому зрителю — «Лего. Фильм» и «Помпеи». Плахов радует публику целой плеядой интересных сеансов, но главные среди них — «Волк с Уолл-Стрит» Мартина Скорсезе и оскароносный «12 лет рабства» Стива Маккуина.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!