«Мыла мама раму — не отмоет нацистов Обама!»
Давно на площади Труда не было так людно, как сегодня. Дело не столько в указании из Москвы, но и в народной активности — «защитить братский народ». Федеральный центр будет доволен: сегодня по ТВ покажут Екатеринбург с клоуном, жгущим доллар, ОМОНовцами в жилетах «Беркута», сотню лозунгов и флагов. Среди них — «Красная варежка», которая забывается. Площадь Труда — и ответ западной пропаганде, и новое утверждение аудитории ТВ над поклонниками Facebook, и соревнование для партий. Как проиграл Шептий, почему не приехал Куйвашев и что общего у Екатеринбурга с поселком Шаля — в репортаже «URA.Ru».
К митингу на площади Труда начали стихийно готовиться с понедельника. «Бегали в мыле, — раскрывает внутреннюю кухню один из организаторов. — Главное требование Москвы — чтобы не было подвозов. На народный сход люди должны приходить сами. Как скроешь, что в понедельник губернатор собирал у себя парламентские партии и просил поддержки? Общественная палата [Свердловской области, заявитель митинга] обзвонила все областные организации: и получила должный эффект — каждый прислал по несколько человек».
То, что происходило сегодня на площади Труда, официально называлось «народным сходом»: «Губернатор запретил подвозы — все должно быть натурально... Обзванивай предприятия!»
Рассказывают, ресурсом пытался поиграть и секретарь ЕР Виктор Шептий. «Пришло указание: 50 человек с районного отделения, — говорит знакомый единоросс. — Но мы работаем от выборов к выборам, никто столько не собрал. Спасибо „Молодой гвардии“ — прикрыли».
Тем не менее митинг — проверка ресурса движений и политических сил. ЕР оказалась не в форме, чтобы собрать по 50 человек с районного отделения. Спасли «Молодая гвардия» и ЛДПР
В день X, 6 марта, на площади Труда встречают ряды флагов «мгеровцев», несколько — «Единой России», один — «Справедливой» и с десяток синих транспарантов ЛДПР. Здесь же — «Партия пенсионеров» и движение «В защиту человека труда». От флагов пестрит в глазах: от имперских до георгиевских, от эмблемы Лестеха до казачьей хоругви. Чуть поодаль флаги «Союза десантников Свердловской области». Ими покачивают вовсе не бравые вояки, а работники «Таганского ряда» — судя по их национальности и причастности основателя рынка к ВДВ.
«Народный сход» по сигналу Москвы начали активно готовить с понедельника. Хорошо потрудились, показатели — пестрота пришедших и массовость
«А нам приходить настрого запретили. Губернатор не идет: митинг народный. Но из окна вид хороший — около 4,5 тысяч человек собралось», — говорит по телефону знакомый из администрации Евгения Куйвашева.
Федеральное телевидение выполняет свою роль. На митинге — сотни простых лиц и самодельных транспарантов
Областные власти зря перестраховывались. Десятки, может, сотня рисованных транспарантов, растяжек и самодельных газет — признак того, что об Украине сегодня думают не только власти. Бабули притопывают от холода или романса «У Черного моря». Школьники из соседней гимназии «чекинятся» на митинге. Деловитые мужчины средних лет, видимо, с какого-то предприятия, вспоминают родственников с Украины или как отдыхали в Крыму.
«Собралось около 4,5 тысяч», — смотрят из резиденции. Немного привирают, но близко к правде
В центре толпы — свой неформальный лидер, краснолицый клоун Вовочка с желтым поролоновым носом. «Мыла мама раму — не отмоет нацистов Обама, — выкрикивает содержание своего транспаранта Владимир Кадцын, майор ГУФСИН, переквалифицировавшийся в клоуна. — Я спрашивал у детей, кто такие нацисты. Только двое сказали, что это плохие люди. А они хуже, чем плохие».
Даже клоуны в эти дни переквалифицировались в трибуны. Вовочка, например, сжег доллар
Раньше екатеринбургская звезда Вовочка вел утренники и садил яблони. А теперь он пытается зажечь однодолларовую банкноту. «Скоморохи на Руси всегда говорили правду, вот и я на них равняюсь», — признается мне клоун, не справляясь с зажигалкой на ветру.
От требований и лозунгов рябит в глазах. Одни — против фашистов, вторые — за российский Крым, третьи — «казаки и своих не бросают».
Камеры журналистов следят не за ним, а за бабулей рядом. У нее в руке вовсю полыхает двухдолларовая банкнота. «Редкая. Не 70 рублей сжигаете, а больше», — говорю. «Пускай! — подначивают в толпе. — Смотрите: денежка какая черная стала. Как Обама! Дождалась, Америка!»
Особняком держится пожилой мужчина с седой бородой. Его лозунг теряется среди остальных, но кардинален по содержанию: «Нет войне! Нет агрессии! Нет оккупации! Мир всем народам!» «Пацифист», — спокойно представляется мужчина. Надо отдать должное митингующим, он вышел с площади Труда сам. Впрочем, требований и лозунгов здесь столько, что вряд ли кто вчитывается.
Вот двое бывших сотрудников ОМОНа. Один заказал себе футболку, изображающую бронежилет «Беркута», второй пришел в черном берете. «Пацанов втоптали в землю, — говорит тот, что в российской форме. — Надо вступиться за своих».
Площадь контрастов. Вот митингующие — гости столицы Урала с флагом ВДВ
— А вы зачем пришли? — интересуюсь у группы из пяти пенсионерок. Флагов и транспарантов у них нет.
— 300 человек НАТО высадились в Харькове. Как не поддержать наших братьев? — на лице самой активной бабули — вся скорбь мира.
— А вы это откуда знаете?
— По телевизору увидела. Как ему не доверять? Не монтаж же.
Если бы не тысячи людей вокруг, можно было бы представить, что я снова спрашиваю об Украине жителей поселка Шаля.
Андрей Ветлужских (справа) представлял движение «В защиту человека труда». Вовремя — сегодняшний митинг был похож на сбор «под Варежкой» два года назад
Сегодняшние митинги в Екатеринбурге, Салехарде, Нижнем Новгороде, Саратове покажут по федеральным каналам. Но собравшиеся — не только участники информационной войны России с западными медиа, но и их жертвы. От кого спасать Украину — фашистов, американцев, Януковича (в толпе звучала и такая версия) — мало кто понимает. Поэтому самодельные акции стихают, когда на сцену выходит Андрей Ветлужских. «Тихо, давай послушаем», — на полном серьезе мне говорит бородатый казак, который только что расписывал, как поедет «к братьям в Крым».
Станислав Набойченко вспоминает, что родился в Крыму...
Главу свердловской Федерации профсоюзов представляют также сопредседателем движения «В защиту человека труда». Почему Ветлужских не назвали также членом центрального штаба ОНФ, осталось загадкой. Но «красные варежки» появились в повестке своевременно. Как и два года назад, в России назрел идеологический раскол, который позволяет противопоставлять аудиторию телевизора и «Фейсбука».
Ведущий народного схода говорит о беспорядках на Украине. И повторяет, наверное, самый шокирующий для себя факт: в Киеве сожжено здание профсоюзов.
Дмитрий Шадрин использует микрофон, чтобы отомстить политологам Киселеву и Крашенинникову
Как и у людей в толпе, у каждого выходящего к Татищеву и де Геннину — свой призыв и свой враг. Секретарь СР Александр Норицин предлагает отмежеваться от тех, кто живет фашистской риторикой. Секретарь обкома КПРФ Дмитрий Шадрин отправляет политологов Константина Киселева и Федора Крашенинникова, которые высказывались против войны, из страны: «Не нравится в России — чемодан — вокзал!». А лидер фракции ЛДПР в Заксобрании Денис Носков извиняется, что он с товарищами не истребил террористов еще в Чечне. Весь этот плюрализм подытоживает глава украинской культурной автономии в Екатеринбурге Петр Щербина с вольной интерпретацией Гоголя: «Породниться родством по душе, а не по крови, так любить может один только человек. Русский». Речи иссякают за 40 минут.
Александр Норицин предлагает отмежеваться от фашистских риторов
— Казаки петь хотят, — подходят к организаторам пара усатых мужичков, когда вокруг сворачивают лозунги и флаги.
— Министр культуры не разрешал, — отвечает им женщина около звукового пульта. Казаки — единственные, кто не спешит уйти по своим делам. И все же запевают.
На выходе с митинга всех провожают рамки металлодетектора с американским флагом: «С гордостью сделано в США». Показываю Андрею Ветлужских находку. Сегодняшний трибун машет рукой: «И сюда добрались».
И вновь в мировой информповестке продолжается бой
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!