«Зачем развивать туризм, если у нас теперь есть Крым?»
На следующей неделе Борис Дубровский должен представить депутатам долгосрочный план развития Южного Урала. Несмотря на все усилия чиновников, документ по-прежнему критикуют, предлагают переработать и дополнить «невыполнимыми задачами». Судя по тому, с какими нервами новая редакция «Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» проходит через профильные комитеты регионального парламента, ее утверждение будет более сложным, чем ожидалось. Подробности — в репортаже «URA.Ru».
«Стратегия развития Челябинской области до 2020 года» (она же «Стратегия-2020»), начатая разрабатываться на пике экономического подъема и увлечения идеями долгосрочного планирования, устарела уже к моменту своего принятия. То бишь к 2008-2009 годам, когда экономика области рухнула на 20 и 14 процентов соответственно. И, как выразилась сегодня министр экономического развития Елена Мурзина, «сместились все тренды».
Заложенные в документе «пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан, динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе» оказались, мягко говоря, неактуальны. Впрочем, не будем лукавить: «Стратегия-2020» изначально представляет собой один из тех многостраничных документов — «в-о-о-от такой кирпич!» — которыми по указанию свыше регионам положено было обзавестись. После чего со спокойной душой положить в ящик стола, ибо практической полезности от них никто не требовал.
Покойный губернатор Петр Сумин, опытный аппаратчик, с правилами бюрократических игр был знаком не понаслышке и принимал их как данность. Надо — подготовим и представим. Получится лучше, чем у других? Очень хорошо, козырнем при случае. Бизнес-губернатору Михаилу Юревичу на чиновничьи ритуалы было наплевать, пока к нему не возникало претензий в Москве. Имеющейся «Стратегии...» для этого было вполне достаточно.
Владимир Мякуш. «Пока мы с вами туризм развивать собирались, к России уже Крым присоединить успели»
Но вот на смену им пришел производственник Борис Дубровский, воспринявший документ через призму представлений о бизнес-планах и стратегиях развития компаний. Он прочел последний вариант «Стратегии...», одобренный экспертами ЗСО в день его назначения, и, по собственному выражению, не понял ее. Спустя пару недель Дубровский заявил буквально следующее: «Я посчитал невозможным квалифицированно заниматься работой, которой я занимаюсь, не понимая стратегических направлений и решений, обозначенных в этом документе...» Вместо того, чтобы на правах главы области представить областному парламенту документ — его утвердили бы со стопроцентной вероятностью, — он предложил переработать его.
Взятый первоначально до февраля тайм-аут затянулся до конца марта. Все это время подчиненные Дубровского объясняли urbi et orbi, что Дубровский вовсе «не раскритиковал „Стратегию-2020“, как это утверждают СМИ, а захотел в ней детально разобраться». Что она представляет собой некий набор целей, а перечень конкретных мер по их достижению — это совсем другое. А уж пресловутое «Как сказал Борис Александрович, это ведь своего рода мечта...» — с многозначительным видом было сказано немереное количество раз.
В итоге, как заявил сегодня в Заксобрании председатель областного правительства Сергей Комяков, «Стратегия... не претерпела коренных изменений». Да, многие «тактические» моменты скорректированы, текст приведен в соответствие со «Стратегией развития РФ до 2030 года» и аналогичной для УрФО, «основу документа составили 293 конкретных проекта, инициированных бизнесом», «с учетом майских указов президента социальный блок представляет теперь собой единую пограмму развития здравоохранения, образования» и т д. Но в главном Сергей Львович, безусловно, прав.
Вряд ли новый глава Южного Урала догадывался, что вопрос о стратегии развития области вызовет такой бюрократический переполох. Будет ли Дубровский и дальше играть по собственным правилам?
Поэтому сегодняшнее «путешествие» по комитетам документа сильно напоминало хождение по граблям. Депутаты — Дубровский разрешил! — выражали свое недоумение, непонимание и неудовольствие. Елена Мурзина замучилась отвечать на уже неоднократно звучавшие вопросы: каким образом в кризис ее ведомство планирует ежегодно увеличивать ВРП на 15% (в физических величинах — 1,5-2%); почему нет кластера машиностроения (понятие отсутствует в классификаторе видов экономической деятельности — есть авиа-, автомобилестроение и т.д.); отсылать от сжатой презентации к полному тексту документа. Моральная поддержка со стороны Сергея Комякова, осуществлявшего своеобразное сопровождение документа в ЗСО, была нелишней.
Особенно на заседании комитета по бюджету и налогам, где страсти достигли апогея, и разговор временами шел на повышенных тонах. «Я увидел неплохой план создания стратегии, но не увидел самой стратегии!» — с римской прямотой рубанул магнитогорец Сергей Евстигнеев. «Где целевые показатели? Почему целью развития туристической отрасли обозначено формирование положительного имиджа области, а не увеличение количества приезжающих туристов? Сколько туристов мы планируем привлечь в тысячах? — бушевал депутат. — Я воздержусь голосовать за этот документ!»
Министр попыталась объяснить, что для привлечения туристов необходимо сначала сформировать положительный имидж региона. До этого спрогнозировать динамику туристического потока «в головах» невозможно. Ответ прозвучал почти оскорбительно: «Вы хотите сказать, что мы не умеем лицемерить?»
Многие замечают, что после смены губернатора магнитогорский депутат Сергей Евстигнеев начал выступать часто и резко
Ситуацию сгладил Владимир Мякуш, заявив, что многострадальная «Стратегия...» не догма и ее можно доработать. «У нас на это еще шесть дней есть», — иронично заметил спикер.
И тут беда подкралась с другой стороны. «Хорошо, допустим, мы имеем в виду некие стратегические цели, которые сложно выразить рядами цифр. Тогда давайте поступим так: у нас область сегодня занимает 12-е место в России по валовому региональному продукту. Давайте поставим цель выйти к 2020 году, скажем, на десятое место?» — предложил директор Златоустовского машзавода Сергей Лемешевский. — Да, мы сейчас просели, но ровно в той же ситуации оказались прочие субъекты — так что это вполне корректная формулировка«.
«Это невыполнимая задача», — быстро ответила Мурзина. «Амбициозная и стимулирующая задача», — поправил ее Владимир Мякуш. Прозвучало это как-то мечтательно, предложение Лемешевского явно пришлось ему по вкусу.
Опытный производственник Сергей Лемешевский не всегда столь благостен, как в общении с Шохиным на заседании СПП
Министр, похоже, поняла, чем грозит такая постановка вопроса, и начала издалека объяснять, что за счет эффекта низкой базы сравнение с другими регионами может оказаться невыгодным. «Кто-то начал развивать то или иное направление с нуля. В процентах это даст такую динамику, на фоне которой наши достижения...» Но Лемешевский не дал сбить себя с мысли ни Мурзиной, ни вклинившемуся в разговор председателю областного отделения ПФР Виктору Чернобровину: «Позвольте, речь не о процентах, тоннах или кубометрах. Речь о ВРП в денежном измерении. Помимо прочего, кстати, этот показатель будет отражать и увеличение доли инновационных производств и наукоемкой продукции в экономике области, ведь ее стоимость заметно выше».
От неприятного обсуждения перспектив прорыва в первую десятку субъектов РФ благодаря «Стратегии-2020» министра невольно спас депутат от ЛДПР Андрей Ткаченко, осведомившийся, почему в документе нет машиностроительного кластера. Разъяснения его не удовлетворили, что вызвало легкую перепалку на несколько минут. Но заявления о том, что к 2020 году «мы похороним машиностроение на Южном Урале», уже никого всерьез не задели. Депутаты устали, начали шутить, что с присоединением Крыма развитие туристического кластера, к примеру, вообще утратило актуальность. И, с мягкой подачи многоопытного Владимира Мякуша, как-то незаметно проголосовали за новую редакцию «Стратегии...» Разумеется, при условии доработок.
«Ты машиностроение в Стратегии-2020» не видишь? А оно там есть!" Андрей Ткаченко привык говорить неудобные вещи, но в этот раз верх остался за оппонентами
В следующий четверг состоится последнее перед заседанием областного парламента обсуждение документа. Для этого соберутся главы и депутаты муниципалитетов, представители общественных организаций, эксперты и прочие заинтересованные лица. Вряд ли это собрание, сколь бы острым оно ни оказалось, повлияет на принятие «Стратегии 2020», хотя кто знает. Но в любом случае выпущенного Борисом Дубровским джинна уже не загнать обратно в бутылку: все, что уже прозвучало и еще будет сказано в ходе дискуссии, теперь неминуемо будет использовано. Как минимум, при критике оппозицией результатов деятельности областного правительства.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!