«Среди губернаторов есть случайные и проходные люди. Но это расстрельная должность, и ситуация усугубилась»
Новость с пометкой «молния»: губернаторы во вторник будут в Крыму. Вместе с Дмитрием Козаком погрузятся в проблемы территорий, за которые они теперь отвечают. У губернаторов паника: на 8 апреля были другие планы, но все отменено — с Москвой не спорят. Другой пример: на прошлой неделе в отставку отправили Сергея Боженова, любимчика Кремля, которому сошла с рук даже пьянка в Италии с местными депутатами, вывезенными чартером. Но раз, и опала. Что происходит? Россияне требуют от губернаторов демонстрации власти, они сами играют в маленьких региональных Путиных, чиновничья Москва вытирает о губернаторов ноги. Нужна ли эта должность, что погубило Юревича и спасает Якушева, к какому типу относят Кобылкина и кто должен уйти в отставку — в интервью «URA.Ru» рассказал глава Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.
— Валерий Валерьевич, на прошлой неделе в отставку был отправлен Сергей Боженов — губернатор Волгоградской области, назначенный перед возвращением прямых выборов. Про него говорили, что он — любимчик федеральной власти и вот, не доработал до конца срока. В чем причина?
— У Гоголя есть повесть «Заколдованное место». Волгоградская область то самое заколдованное место и для губернаторов, и для мэров. Чем больше пытаешься что-то сделать, что-то изменить, тем выше шанс, что долго ты не продержишься. А делать что-то нужно, потому что область очень сильно отстала в своем развитии, проигрывает многим сопоставимым с ней по уровню соседям. Связано это с тем, что здесь много разнообразных конкурирующих интересов, как чиновных, так и бизнесовых, и, конечно, силовых.
Поэтому сценарии отставок последних градоначальников и губернаторов до безобразия похожи: как только назначенный или избранный политик пытается всерьез что-то поменять, его тут же «спускают под лед» местные группы интересов. Начинается борьба бульдогов под ковром, вскрываются нарушения, в прессу сливается компромат, идут жалобы в Москву, открываются уголовные дела — и через какое-то время приходится уходить.
Валерий Федоров по долгу службы всегда знает, кого из губернаторов народ любит, а кого нет
— От Боженова совсем ничего не зависело?
— Конечно, он мог залечь на печи и курить бамбук. Но его же не для этого губернатором назначали! Он должен был объединить, консолидировать расколотую элиту, стабилизировать ситуацию в регионе. Не получилось. Уже с первых дней работы в должности стали его троллить — за вывоз депутатов в Италию, да и дальше по-всякому.
— Эта история с выездом якобы на инвестиционные переговоры была громкой, но без последствий. Почему на нее не было реакции федеральных властей?
— А какая должна была быть реакция? Боженов решал вполне реальную задачу: в регионе все друг с другом на ножах, с управленческий точки зрения хаос и анархия, область стагнирует. Нужно выводить её на другую траекторию. Как это сделать? Первая задача — установить контакт с местной элитой, правила игры с ней. Это он, собственно, и пытался сделать. Он же варяг, чужой, и прекрасно понимал, что без контакта с местными кадрами он тут долго не протянет.
Хотите устроить выездной тимбилдинг для элит? Пожалуйста. Только аккуратнее с недоброжелателями
— Вообще, если говорить о стиле поведения губернаторов. Складывается впечатление, что многие из них несут себя во внешний мир как маленькие Путины: «Нас назначил президент, и мы можем копировать его стиль». Он опаздывает на три часа, он отменяет совещания — и нам можно. А в действительности можно?
— Не знаю, не пробовал. Но я вообще-то не уверен, что это плохо. Большому Путину все очень неплохо удается, народ его любит и с триумфом избирает на новые сроки. Почему бы и не поподражать? Сейчас называть губернатора человеком, которому все позволено, глубоко неверно. Может быть, кому-то и было что-то позволено лет 10-15 назад, но сейчас губернаторов, которые в своих регионах были царями и богами, почти не осталось. Ведь есть силовики, которые никак не зависят от губернаторов, подчиняются Москве и очень пристально за ними следят. Прокуратура — государево око. Общество гораздо более взыскательно, чем прежде — тему борьбы с коррупцией власть давно уже не игнорирует, наоборот, активно эксплуатирует.
Посадки есть, и их немало. Губернатор Тульской области Вячеслав Дудка сидит, в Курганской области несколько вице-губернаторов посадили, прежде чем губернатору Олегу Богомолову пришлось покинуть свой пост.... Какое уж тут «царствуй, лежа на боку»?!
Команда первого курганского губернатора Богомолова не смогла противостоять силовикам
— Давайте разберемся, каким должен быть губернатор. Это многогранная история, какие грани и для каких аудиторий вы находите?
— Единого идеального типа не сложилось и вряд ли может сложиться. Но есть несколько губернаторов-маяков, примеры для подражания. Например, глава Татарстана Рустам Минниханов. Он очень эффективный губернатор, прочно контролирует элиту, врос в территорию, выдвигает своих соратников, членов своей команды на другие посты, который тоже работают очень удачно и в московском, и федеральном правительствах. Он на хорошем счету, выполняет федеральные поручения и является одним из очевидных кандидатов на федеральную карьеру (если это понадобится ему).
Другой тип — губернатор Московской области Андрей Воробьев. Он федеральный, партийный человек. Молодой, энергичный, умеет нравиться людям, открытый и доброжелательный. При этом всегда увязывает свои действия с федеральной повесткой.
Кобылкина ждет федеральная карьера. Если он захочет
Еще один пример — глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. Он местный, прошел все этажи в регионе. На хорошем счету, во всех рейтингах наверху, народ его уважает. Молодой, энергичный и незабронзовевший. Тоже очевидный кандидат на федеральную карьеру.
— Вообще, есть какие-то подклассы губернаторов? Вот, казалось бы, для Кремля они все расходный материал, но почему-то Якушев в Тюмени сидит десятый год, а Юревич не досидел и до конца одного срока. Оба популярны. В чем причина?
— Это два, я бы сказал, полярных типа. Челябинская область — это проблемный регион, так и не оправившийся от кризиса 2008-2009 гг. Один преддефолтный «Мечел» чего стоит... А история с арестом главы ЧТПЗ Комарова? А затяжной конфликт вокруг главы областного суда? Этот регион — поле битвы и был таким полем все время работы Юревича. Многое зависит и от стиля работы губернатора — или ты человек, который умеет договариваться, или ты, как бодливый бык, рогами всех расталкиваешь. Очевидно, что Юревич — это такой агрессор, настроивший против себя очень многих. А на федеральном уровне его поддержка в последние пару лет ослабла.
В Тюмени мы видим полную противоположность. Беспрецедентно высокие и устойчивые темпы развития региона; отсутствие конфликта в элитах; выстроенные отношения с Центром; достойный результат «партии власти» на выборах; высокий рейтинг губернатора. Якушев — технократ, очень деловитый, людей ценит не только по критерию надежности, но и критерию эффективности, умеет работать в команде. Очевидный кандидат на продвижение вверх.
Юревич был слишком агрессивен и настроил всех против себя
— Насколько выросла в судьбах губернаторов роль межэлитных региональных конфиктов в территориях?
— Она всегда была высокой, но сейчас приобрела еще большее значение, потому что вернулись выборы. Конфликт в элитах — это прямой путь к провалу кандидатов партии власти. Поэтому губернатор, который хочет избраться, должен с элитами договориться, иначе слишком велик риск, что он провалится. А федеральный центр не склонен рисковать, он лучше заменит такого человека. Поэтому в выборном контексте раскол элит подобен смерти для действующего губернатора.
— Губернатор — такая позиция, что ты можешь в ней не засидеться. Как федеральные власти относятся к губернаторам? Как к расходному материалу?
— В Москве их рассматривают как ключевое звено управления, которое отвечает за все, что происходит в области. Если в области что-то не так — виноват губернатор. Можно кивать на то, что это компетенция мэра, но все равно спросят губернатора. Поэтому они и жалуются, что им полномочий не хватает. Реально большие куски закреплены либо за территориальными органами федеральной власти, либо за муниципальной властью, а спрашивают с них. Но с другой стороны, эти жалобы тоже нужно делить надвое.
Губернаторы попали в ножницы: денег нет, а указы Путина исполнять надо. Теперь вертятся как уж на сковородке
Такова главная, базовая логика нашего «ресурсного государства»: все сословия всегда жалуются на то, что они служат государству лучше всех, а им недодают почестей, полномочий, денег, привилегий. Жалуются мэры, врачи, учителя, силовики, прокуроры. Всем чего-то не хватает — и в нашей системе это нормально, все ждут чего-то от государства, а точнее, от президента.
Но реальные причины нынешнего обострения губернаторских жалоб — перенапряжение региональных бюджетов из-за ножниц, в которые они попали: финансовые обязательства выросли, а экономика стагнирует. Надо выполнять майские указы президента, а с источниками туго. Поэтому и вертятся сейчас губернаторы как уж на сковородке...
— Как губернаторы относятся к регионам? Просто как к очередной ступени карьерной лестницы или действительно заинтересованы в повышении качества жизни? Почему?
— Грубо можно было бы поделить их на четыре группы. Первая — случайные и проходные люди. Для них регион сам по себе ничего не значит, они рассматривают его как временную недолгую остановку в своей карьере на федеральном уровне или в бизнесе. Для него главное отличиться на посту, а дальше — хоть трава не расти. Забудет регион, как страшный сон.
Какой губернатор придется в твой регион, остается только гадать. И надеяться, что эта должность для него что-то значит
Вторая — управленцы-технократы. Они имеют четкое представление о том, как улучшить экономические и социальные показатели региона, но людей особо не видят, работать с ними не умеют. Для них выборы — риск. Они через силу заставляют себя идти на них. Политику они не чувствуют и её боятся.
Третья группа — это, наоборот, губернаторы-политики, люди, прошедшие школу депутатских, мэрских, а кто-то — уже и губернаторских выборов. Они понимают, что голые цифры роста ВВП это еще не все, что с людьми нужно разговаривать, нужно их слушать, выполнять обещания, давать уверенность, что ты для них работаешь, а не они для тебя. Таких губернаторов нам явно недостает, потому что с 2004 года губернаторы не избирались, а прежних, выбиравшихся в 90-е, при президенте Медведеве почти всех поснимали.
Четвертая группа — ставленники федерального бизнеса, так сказать, «смотрящие» за регионом от одной из государственно-олигархических групп. Это тоже довольно частое явление, поскольку федеральные бизнес- группы являются одной из ключевых сил на нашем политическом поле. Обычно как губернаторы малоудачны, у них целевой ориентир другой — защита и продвижение интересов своих покровителей.
Якушев знает, как повысить ВВП, но ему стоит быть ближе к людям
Большинство губернаторов не рассматривают себя как временных для региона людей. Во-первых, в федеральном руководстве не так много вакансий. А во-вторых, если губернатор не варяг, а вырос из самого региона, то этот пост для него очень значим, это уже, по сути, осуществление его мечты. Поэтому люди стремятся на этом посту проработать долго.
И мы знаем примеры, когда губернаторы сидят долго и народ отнюдь не стремится от них избавиться. Посмотрите на губернатора Белгородской области Евгения Савченко. На главу Калужской области Анатолия Артамонова. Это люди, которые совершенно не рассматривают свой пост губернатора как перевалочный пункт. Более того, они так вросли в регион, что в Москве у них не факт, что получится. Вот, не получилось у Ишаева, когда он стал министром — а когда был губернатором все отлично получалось. Умные губернаторы это понимают.
— Часто можно слышать от губернаторов, что их должности — место, которое не пожелаешь и врагу. Рисуются?
— Слова губернаторов, что у них расстрельные места, вполне правдоподобны. Более того, в последнее время ситуация усугубилась. Раньше можно было смотреть только наверх, а мнением населения особо не заниматься. Это закончилось примерно в 2010 году, когда назначенный на пост губернатора Калининградской области Георгий Боос — вполне себе технократ и прогрессивный управленец, теряет работу из-за массовых протестов в области. А сейчас еще больше требований предъявляется. Уже недостаточно быть только лояльным, обеспечивать высокие проценты «Единой России» на выборах.
Высокие проценты «Единой России» и лояльность уже не повод оставлять главу региона в должности. Задач прибавилось
У губернаторов должно быть все нормально с силовиками, федеральными бизнес-группами, работающими на территориях. Они должны выполнять обещания президента при том, что денег на это особо не дают. Все это заставляет всерьез вкладываться и впахивать.
Ну а теперь еще и выборы. Все они зажаты в тиски. Сверху президент, снизу народ. Мнение последнего игнорировать уже невозможно.
Плюс появился новый инструмент давления — «Народный фронт» в условиях нынешней стратегии Путина — общение напрямую с народом, поверх голов элиты. «Народный фронт» выступает каналом связи, собирает вести с полей и докладывают президенту о том, как распоясались те или иные чиновники, не исключая и губернаторов. Случай с Волгоградом — отличная демонстрация возможностей «Фронта».
«Народный фронт» прибавил губернаторам головной боли. Нужно и за элитами смотреть, и с силовиками дружить, и с народом общаться
— Есть мнение, что губернаторы устали ловить сигналы Кремля, не всегда понимают их и хотели бы больше конкретики. Всегда ли сигналы понятны? Нужно ли что-то менять в работе федерального центра с губернаторами?
— Если устал ловить сигналы — подавай в отставку. Никто не держит, есть большая очередь желающих на губернаторское место. Понятно, что с возвращением выборности вводятся дополнительный уровень сложности, дополнительные критерии, а прежние — тоже не пропадают.
Если ты не политик, а управленец чистой воды, значит, иди на управленческую должность, иди в бизнес, деньги зарабатывай, кто мешает? А губернатор — это не только управленческая, но и политическая должность, и должна доставаться политику. А вот уже его зона ответственности — собрать такую управленческую команду, чтобы обещания, данные народу и президенту, были выполнены.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!