«Большинству крымчан все равно, что думают на Западе»
Решение о создании филиала «Российской газеты» в Крыму было принято сразу после того, как сам Крым и Севастополь вошли в состав России как новые субъекты Федерации. Ранее здесь российские СМИ просто не работали, предпочитая отправлять собкоров в краткосрочные командировки. Представительство предложили возглавить редактору «Пермских губернских новостей», в недавнем прошлом руководителю филиала «РГ» в Перми, а еще раньше в Челябинске, Илье Изотову. 21 апреля он прибыл в Симферополь, и уже на следующий день появились первые публикации с полуострова, сейчас Илья активно осваивает новую российскую территорию. О своих первых впечатлениях на черноморском побережье он рассказал «URA.Ru».
— Первым полноценным крымчанином, с которым я смог поговорить, стал «бомбила», отвозивший меня из аэропорта в Симферополь. Оказалось, что таксисты, хоть и рады стать россиянами, везде одинаковые: выставляют счета приезжим по максимуму. Запросил тысячу рублей, хотя потом выяснилось, что стоит такая услуга в несколько раз дешевле.
— Недешево!
— Гривны и рубли пока имеют параллельное хождение. Путаница, конечно, есть. Пенсионеры уже получили пенсию в рублях, а в магазинах и на рынках все еще принимают гривны. Приходится пересчитывать по курсу, особенно когда платишь в одной валюте, а сдачу дают в другой. Российской мелочи катастрофически не хватает. Но уже с 1 июня, вот только на днях объявили, гривна прекращает хождение, будут только рубли, а те, у кого сохранились украинские деньги, могут обменивать их на российские в банках и на почте.
Один из самых популярных товаров в Крыму — стикер с российским флагом
В Симферополе Илья снял домик у местного крымского татарина. Кстати, по словам Изотова, среди тех, кто рад вхождению в Россию, а это абсолютное большинство, не только русские. Есть среди оптимистов крымские татары, местные армянские и грузинские диаспоры, с теми, кому Илье довелось уже встретиться.
— Что, действительно, прямо радуются?
— Да! Особенно такие настроения усилились после событий в Одессе, Донецкой и Луганской областях. Мне так и говорят: «Мы теперь реально понимаем, что бы нам грозило! Хорошо, что нас успела забрать Россия...»
Запись в фейсбуке Ильи Изотова от 27 апреля: «В субботу и воскресенье был в Севастополе! Больше всего поразило число российских флагов, выставленных на балконах. „Севастополь был, есть и будет российским!“ — говорят абсолютно все! Люди абсолютно точно представляют, какие сложности их ждут в связи с присоединением к России. Разговор бабушек в троллейбусе: „Мне уже 78, а пожить в России еще очень хочется, ведь я 20 лет жизни потеряла!“»
— Что ты имел в виду под словом «сложности»? Я так понимаю, они должны быть довольны тем, что станут больше получать. Пенсии-то выше, чем украинские. Хотя, наверное, и цены, в соответствии с покупательской способностью, в Крыму вырастут...
— Конечно, вырастут. Именно эти сложности в Крыму и понимают, готовы с ними смириться. Кстати, и уровень зарплат в России выше. Я это даже по зарплатам журналистов сужу. В полтора-два раза меньше, чем у нас были.
Первая полноценная вкладка в «РГ» с крымской тематикой
— У наших коллег по цеху как теперь дела на информационном рынке в Крыму? Кому-то же пришлось расстаться с бывшими работодателями, если говорить о представительствах центральных украинских СМИ.
— Все крымские СМИ становятся российскими, начался большой передел рынка. А что касается взаимоотношений, то референдум по отделению Крыма многих коллег рассорил. Некоторые начали всерьез называть друг друга «фашистами» и «оккупантами». Информационная война тоже наблюдается. К примеру, когда в Крым пытался въехать экс-председатель меджлиса Мустафа Джемилев, украинские СМИ писали, что его ездили встречать на границе около 5 тыс. крымских татар. А сами татары, я с ними говорил, мне рассказывали, что было их около 1,5 тыс. человек.
С героем публикации Рефатом Сеитбекировым
— Так значит, все-таки есть крымские татары, недовольные вхождением в Россию?
— Они не столько недовольны, сколько не верят, что их проблемы будут решаться. Впрочем, и украинские власти их не решали на протяжении 23 лет.
— Какие именно проблемы?
— Полная реабилитация, возвращение земель, что принадлежали их предкам. Они стали массово возвращаться перед самым развалом СССР. Более 200 тыс. человек вернулось в Крым, а к поселкам, где они живут, не могут подвести инфраструктуру. Да и землю при украинских властях очень сложно было оформить в собственность. Все это привело к полнейшему хаосу.
Туристический бизнес развивался в Крыму большей частью за счет местного бизнеса
— А как тебе сам Симферополь? Все-таки это центр Республики Крым, раньше украинской, теперь российской.
— Первое ощущение, что попал в советский город в разгар перестройки. Сплошная торговля и вся стихийная. С лавок, с коробок. Нормальных торговых павильонов практически нет. То есть город как бы замер в своем развитии, и государство развитию не способствовало. И дело не только в торговле. Хороших дорог в Крыму тоже почти нет.
— И туристическая сфера замерла?
— Вот туризм как раз развивался. Но тоже стихийно. На побережье есть отели всех видов, рестораны. Однако единой концепции нет. Строили, кто как сможет, много проблем с самозахватом земли. Местный туристический бизнес как мог, так и выживал, без поддержки со стороны государства.
«А Севастополь всегда оставался русским...»
«Самый популярный товар в Симферополе — стикеры, которыми автовладельцы заклеивают на госномерах флаг Украины. Девушка-продавец говорит, что спрос огромный, только у нее разбирают до 100 стикеров за день. Параллельно идет процесс замены на российские госномера — пока у Крыма код Москвы 777», — написал в своем фейсбуке Илья Изотов через три дня приезда в Крым.
— Правда, что надеются на то, что российские власти сделают Крым лучше?
— Правда. И большинству крымчан, если честно, все равно, что по поводу их вхождения в Россию думают на Западе. Все спешат обменять украинские паспорта на русские, в паспортные столы очереди выстраиваются. Ну а Севастополь всегда оставался русским. Между прочим, в Симферополе еще достаточно много вывесок на украинском языке, их пока не снимают, денег не хотят тратить, чтобы заменить на русские, на «потом» откладывают. А в Севастополе таких вывесок нет вообще — ну, считанные единицы. Говорят, что их почти и не было! По крайней мере, на частных учреждениях.
Вывески на украинском языке в Севастополе, конечно, были, но очень мало — только на официальных учреждениях. В Интернете есть ролики, как люди срывают их, чтобы выбросить в море. Говорить долго и обстоятельно с Ильей не получилось. Его торопила обычная редакционная текучка. Первые полноценная вкладка «РГ» уже вышла 8 мая, при этом офиса у редакции еще нет, надо обустраиваться, работы предостаточно.
«Крымчанам, по большому счету, все равно, что думают об их вхождении в Россию на Западе»
— А украинская мова звучит?
— Я слышу только русский язык, чаще русский южный говор.
— Илья, удачи тебе!
— Спасибо! Приезжайте к нам в Крым.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!