Кризиса не вижу, о безработице не слышу и в докладе о них не скажу
Руководители уральских регионов официально проводили 2013 управленческий год. На фоне глобальных политических и экономических потрясений их отчеты оказались почти незамеченными. Лишь «URA.Ru» отыскало в сухом официозе «подводные камни». Прочитав тексты вступлений между строк, мы выяснили, кто из лидеров общероссийских рейтингов боится давать поручения, кто скрывает отсутствие дел за потоком слов, а кто нарушил неписаный политес по отношению к Владимиру Путину.
Мы внимательно изучили все опубликованные на официальных сайтах губернаторов доклады глав пяти регионов. Шестой из них — Алексей Кокорин — был освобожден от выступления перед региональными парламентариями. Поэтому за основу было взято его недавнее послание к общественности. Мы разложили тексты их по словам, посчитав, какие из них повторяются чаще, проанализировали, какими оборотами VIP-чиновники излагают одни и те же мысли. Перед тем, как прочитать первую страницу, мы оценили «увесистость» докладов. Наиболее многословной оказалась Наталья Комарова, уложившаяся в 33 600 знаков. Максимальную краткость продемонстрировал Евгений Куйвашев, которому для выражения своих мыслей потребовался на треть меньший объем — 21 300 знаков.
Светлое прошлое и непонятное будущее
Как и следовало ожидать, главы всех регионов с опаской смотрят в будущее, делая ставку в выступлениях на итоги минувших дней. Такой настрой отразился на языке докладов, перенасыщеном глаголами прошедшего времени («было», «достигли» и другие). Наибольшую ставку на былые достижения сделал Евгений Куйвашев — о достигнутых успехах он вспоминал в 10 раз чаще, чем строил планы на будущее («будут», «исполнится» и другие глаголы). В речах Бориса Дубровского, Владимира Якушева, Натальи Комаровой и Дмитрия Кобылкина «слова-отчеты» встречались примерно в 3 раза чаще, чем «слова-планы». И лишь врио губернатора Курганской области Алексей Кокорин оказался близок к паритету между прошлым и будущим, дав понять землякам, чем именно он будет заниматься в случае победы на осенних выборах.
Много слов и мало решений
Ориентация на прошлое во многих случаях не порок, а преимущество. Опираясь на накопленный опыт, губернаторы могут направлять свои регионы к новым достижениям. Однако, судя по кодовым словам в докладах, они не преисполнены решимостью — руководители большинства областей и округов предпочитают слова делу. Они гораздо чаще используют в речи от первого лица мягкие формулировки, не предполагающие ответственных шагов. Блекло смотрится в этом отношении даже занимающий первые строчки губернаторских рейтингов Владимир Якушев. Его любимые глаголы: «отмечу», «добавлю» и «считаю». Помимо этого, лидер Тюменской области «благодарит», «напоминает» и даже зачем-то просит позволения. Но он ни разу не показывает свою уверенность и не дает ни одного поручения. Во многом схожий лексикон у Евгения Куйвашева. Однако он смотрится более волевым, чем восточный коллега, так как не скрывает своих желаний («хочу») и обращает внимание на насущные проблемы.
Наталья Комарова обладает особым мнением по ряду принципиальных моментов (четырежды употребленный глагол «считаю») и активно ориентирует слушателей на свое видение решения проблем («подчеркну»). В отличие от предыдущих коллег-мужчин она дает одно поручение, но при этом об уверенности в ее речи нет ни единого слова. Настоящим хозяйственником проявил себя Дмитрий Кобылкин, произносивший управленческое «хочу» в разы чаще других губернаторов. При этом его желания воплотились в два обязательных к исполнению указания.
Особая история с Алексеем Кокориным и Борисом Дубровским, которым через несколько месяцев предстоит пройти проверку всенародными выборами. Как и подобает кандидатам, они больше говорят, чем принимают решения. Врио главы Курганской области не только «говорит», но и «повторяет». Он стал одним из немногих губернаторов, использовавших глаголы, побуждающие к действию («дайте», «давайте», «используйте»). Но при этом чаще предлагал «поверить» в его правоту, чем давал конкретные распоряжения. У Бориса Дубровского, запомнившегося на старте карьеры афоризмом «Давил и давить буду», оказалась на деле не столь железная хватка. Он «объявлял», «оговаривался» и «озвучивал», лишь единожды призывав: «Сделайте». Но стоит ли этот порыв считать проявлением власти, сказать, исходя из текста выступления, сложно.
Словестная энергетика: активная позиция или пассивное ожидание
Отражением жизненной позиции VIP-чиновников является число употребляемых ими в речи активных глаголов. Если в их словах преобладает «пассив» («было сделано» вместо «мы сделали», «решены проблемы» вместо «мы решили проблемы»), то ярких идей и инициатив от них ждать чаще всего не приходится.
Алексей Кокорин формирует имидж активного политика. Но его речь говорит об обратном
Наиболее активной оказалась жизненная позиция Евгения Куйвашева и Владимира Якушева: 64% глаголов в их докладах использованы в активном залоге («рассмотрим», «появилась», «позволили» и другие). Своими докладами они демонстрируют, что они «делают», а не что у них «делается». На другом конце «полюса» неожиданно оказался Алексей Кокорин. Вместо того, чтобы показывать себя в качестве центра принятия решений, он «уходит» в пассивные формулировки: «ведется», «поставлена», «разработана». Явно неудачная позиция для доклада, который многие эксперты назвали будущей предвыборной программой врио главы Зауралья.
Коллективная безответственность как программа действий
Особе значение в речи губернаторов имеют слова, символизирующие стоящие перед ними задачи и пути их решения. Этот пункт докладов оказался почти однотипным для глав всех регионов. Все они дали понять, что их приоритетами являются «работа» и «развитие». В числе других стратегических направлений поиск «нового» и дальнейшее «развитие». Для усиления эффекта лидеры областей и округов вставляли в выступления усилительные «маркеры» «необходим» и «должны». Но вот как будет контролироваться достижение намеченных целей остается непонятным — большинство спикеров не употребили слова «контроль» и «ответственность». И лишь немногие из первых лиц уральских регионов нацеливали слушателей на наведение «порядка» на подвластных территориях.
Власть это «Я»
Крайне важным в деятельности каждого губернатора является восприятие себя как субъекта власти. Некоторые из них, чаще всего говоря о государственной «машине», употребляют местоимение «Я», обозначая тем самым склонность к волевому, а, порою, и авторитарному стилю управления. В их числе Алексей Кокорин, упоминавший себя в первом лице в полтора раза чаще, чем другие государственные учреждения. Однако возлагать на свои плечи всю полноту ответственности за предлагаемые шаги врио, по всей видимости, пока не готов. Временный глава Зауралья разделил ее с командой, 36 раз упомянув неопределенное о размытое местоимение «мы». Наиболее скромным оказался Евгений Куйвашев, заявивший о своей персоне лишь единожды, поставив во главу угла «правительство», федеральные органы власти и законодателей.
Алексей Кокорин, Борис Дубровский и Наталья Комарова продемонстрировали лояльность к муниципальным властям, говоря про их проблемы чаще, чем про региональные. В случае с Комаровой это вполне объяснимо — ряд территорий ХМАО находятся под контролем политических оппонентов губернатора, с которыми ей еще предстоит выстроить конструктивные отношения. По всей видимости, она будет решать эту и многие другие проблемы в одиночку, о чем свидетельствует полное отсутствие в ее речи слова «мы».
Не менее показательным стало и отношение спикеров к вышестоящим политикам. Все из них без исключения использовали в речах слово «президент». Однако не все назвали главу государства по фамилии, как того требует чиновничий политес. Так, неожиданно отошел от негласного правила Владимир Якушев, принимавший Владимира Путина в 2013 году и получивший от него недавно разрешение не участие в досрочных выборах.
И, как это ни странно, ни один из губернаторов не упомянул в докладах слово «выборы», несмотря на то, что уже в ближайшее время в большинстве уральских регионов развернутся серьезные избирательные баталии.
«Дети наше все»
Примерно с такой же частотой, как о субъектах власти, губернаторы говорили о своем работодателе — населении. Однако в ряде случаев эти упоминания носили формальный характер. Даже вошедшие де-факто в предвыборную кампанию Борис Дубровский и Алексей Кокорин чаще вспоминали о земляках как о неких абстрактных «людях» и «жителях». Наталья Комарова проявила патриотизм, выведя на первые позиции понятие «югорчане». Продолжая путинский тренд на демографическое развитие, главы регионов также рассуждали о «детях» и «семьях». Самым «народным» губернатором стал Владимир Якушев, обозначивший свое отношение подрастающему поколению 21 раз. Гораздо реже звучало: «школьники» и «аграрии». А некоторые слои населения были и вовсе забыты. В том числе, руководители большинства регионов не промолвили ни звука про инвалидов, студентов и пенсионеров, жизнь которых во многом зависит от позиции государства.
Не время для банков и торговли
Показательны и результаты подсчета слов, обозначающих экономические и бюджетные понятия. Они демонстрируют, что Алексей Кокорин более всего заинтересован в привлечении денег в Курганскую область — врио губернатора упомянул в различных контекстах слово «инвестиции» 35 раз. У Куйвашева в приоритете «промышленность», Якушев нацелен на развитие «производства», Дубровский и Комарова — «строительства». В первой тройке наиболее популярных слов Кобылкина ожидаемо оказалось «транспортный». При этом большинство руководителей регионов не обмолвились о банковской системе, не обозначили свою позицию по поводу необходимых бизнесу кредитов, обошли стороной торговлю. Кроме Натальи Комаровой никто не вспомнил о «партнерстве» между государством и предпринимателями. Впрочем, судя из выступления губернатора ХМАО, ее интерес к сотрудничеству ограничен «нефтяной» и «энергетической» сферами. А Дмитрий Кобылкин дал понять, что заинтересован в развитии «оленеводческого» и «рыбопромыслового» промысла наравне с расширением «инфраструктуры». Примечательно, что последний чаще других приводил в докладе конкретные цифры (189 упоминаний), в 11 раз обогнал по этому показателю Алексея Кокорина (17 упоминаний).
Уральская социалка: у кого что болит...
В отличие от предыдущего года, в новых отчетах губернаторы ушли от слепого копирования кремлевских вводных в социальной политике. Как показывает разбор текстов докладов, каждый из них сделал акцент на проблемах, особо остро стоящих именно на его территории. Так, Алексей Кокорин выдвинул на первый план «образование» и «здравоохранение», качество которых вызывает наибольшие нарекания со стороны населения. Он уделил внимание проблемам «молодежи», массово покидающей Зауралье после получения образования. Евгений Куйвашев семикратно рассуждал о строительстве — регион не выполнил планы по развитию данной сферы.
При этом в озвученной губернаторами социальной тематике оказалось много необъяснимых «белых пятен». В том числе, неожиданно забыли о пенсионерах даже подписавшие программы по поддержке старшего поколения Борис Дубровский и Евгений Куйвашев. Много критиковавший мэров за неспособность навести порядок на улицах Владимир Якушев обошел стороной «благоустройство». А Комарова и Кобылкин, в округах которых то и дело вспыхивают межнациональные конфликты, не включили в речи блоки, посвященные данной проблеме. И лишь один Дубровский активно рассказывал о «безработице», хотя в ближайшее время с этой бедой придется столкнуться каждому его коллеге.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!