Лишь бы не начал «жестко насиловать»
Главным вопросом сегодняшнего заседания комитеты Думы ХМАО по бюджету, финансам и налоговой политике стали результаты исполнения главного финансового документа региона в 2013 году, представленные директором профильного департамента и заместителем губернатора Верой Дюдиной. Фактические параметры бюджета отличаются от первоначальных планов правительства скорее в выгодную сторону. При 100%-ном исполнении по доходам (136,6 млрд рублей) обнаружился провал по расходам: обязательства исполнены на 96,8% к уточнённому плану на год (166,9 млрд рублей), благодаря чему итоговый дефицит казны ХМАО по результатам прошлого года снижен на шесть с небольшим миллиардов — до 30,2 млрд рублей. Радость, конечно, сомнительная, но всё же приятно.
Евгений Марков сегодня несколько сменил позицию: если раньше под критику депутата попадали в основном заместители губернатора и руководители ведомств, то сегодня он предъявил претензии именно Наталье Комаровой
Однако несмотря на общую оптимистичность отчёта, представители депутатского корпуса всё же нашли повод для возмущений. В частности, лидер фракции ЛДПР Евгений Марков, взяв слово после выступления Веры Дюдиной, заявил, что его соратники будут голосовать против принятия отчёта. «Все бюджетные показатели говорят о серьёзных стратегических просчётах в экономической и налоговой политике. Критиковать конкретно экономический блок не буду, буду говорить персонально о губернаторе Наталье Комаровой. Это её ошибки. Мнение это по большей части даже не моё: я постарался заручиться поддержкой руководителя партии по такому щепетильному вопросу. И в прошлые выходные у нас была встреча с Владимиром Жириновским, обсуждали с ним отчёт», — заявил вечный оппозиционер Марков. В то же время заметим, что ранее Евгений Марков, выступая с критикой правительства региона, в первую очередь предъявлял претензии именно к «команде губернатора», а не самой Наталье Комаровой. Чем вызвана резкая смена риторики парламентария — не совсем ясно.
Главный финансист Югры Вера Дюдина не согласна и с критикой Маркова, и требованиями Кандакова: первый заблуждается, второй требует невозможного
По словам оппозиционера, Жириновский видит ряд ключевых ошибок в работе правительства Югры. Первая из них: поддержка налоговых инициатив по консолидированным группам налогоплательщиков (далее — КГН), которая, добавляет депутат, «существенно вымыла» доходы окружного бюджета. «Мы на этом потеряли 20 млрд. Понятие КГН введено федеральным законодательством, мы на эту ситуацию никак не влияем, но, тем не менее, раньше времени выступили со своими инициативами по налоговому стимулированию. Эти стимулы не дали округу никакой выгоды: дополнительных доходов не получили, объём добычи так и падает на 3 млн тонн нефти в год, ухудшается экология», — перечислил Марков, подчеркнув, что данную позицию ранее в своём докладе подтвердила глава Счётной палаты РФ Татьяна Голикова. «Из-за всего этого у нас выпадают доходы на 43 млрд рублей», — добавляет депутат, подчёркивая, что существующие преференции для интегрированных компаний неэффективны.
В то же время Вера Дюдина с критикой парламентария не согласилась. Замгубернатора подчёркивает: из-за принятия закона о КГН доходы действительно выпадают, однако «всё не так плохо». «Сейчас идёт спор по поводу цифр на федеральном уровне. По данным Минфина, сумма выпадающих доходов по всем регионам страны составляет 16 млрд рублей, по данным Счётной палаты — более 200 млрд рублей. Но, к примеру, из всех наших 20 миллиардов выпадающих доходов 76% — 15,5 млрд — это приобретение нашими компаниями крупных месторождений нефти и влияние этого фактора на налоговую базу. Фактор КГН мы оцениваем в 9,8%, это около 2 млрд рублей. Также оказали влияние факторы применения амортизационной премии (около 3 млрд рублей) и снижение цен на нефть, объёмов добычи и роста доллара. Более детальный анализ на федеральном уровне позволит всем прийти к консенсусу. Не может так разниться оценка у двух ведомств, которые, как мы надеемся, работают профессионально», — отметила Дюдина.
Глава крупной строительно-финансовой компании Сергей Кандаков требует предоставить парламентариям список главных налогоплательщиков региона. «Сургутгазстрой» в него тоже попадёт
В процессе дискуссии также прозвучала идея избирательного применения налоговых льгот, которую озвучил парламентарий Сергей Кандаков. Депутат подчеркивает: льготы надо давать тем, кто платит налоги в казну региона, а не в федеральный центр. «Если платит Сургутнефтегаз хорошо, то пусть пользуется окружными льготами. А если Газпром нам здесь не платит, то пусть получает льготы на федеральном уровне», — заявил Кандаков, возглавляющий «Сургутгазстрой». «Нечего возразить, все правильно», — тихо прокомментировал мысль коллеги председатель комитета Дмитрий Мизгулин.
Кандаков тем временем настаивал на предоставлении списка крупнейших компаний, выплачивающих налоги в казну ХМАО. «Все компании в мире дают такую информацию, все они гордятся тем, сколько налогов платят. А мы почему скрываем от народа, кто и сколько платит?» — не унимался сургутский депутат. Вера Дюдина возразила: подобная информация конфиденциальна и раскрытию не подлежит. Своеобразный выход подсказал Евгений Марков — надо в принципе отменить льготы, и «информация о том, кто и сколько платит, сразу появится». Одобрения идея не вызвала, однако депутат и не настаивал. Лишь подчеркнул, что выступает за то, чтобы преференции стимулировали те процессы, которые нужны региону. «Сегодня все нефтяные компании решают свои вопросы не в этом городе, а в Москве. Согласитесь, мы на это никак не влияем», — резюмировал парламентарий.
А вот Борис Хохряков проявил себя наилучшим образом: оборвал полемику и направил внимание коллег в нужное русло — проработку поправок по льготам на трудноизвлекаемым запасам нефти
Точку в обсуждении поставил спикер Думы Борис Хохряков, также посетивший заседание комитета. Председатель подчеркнул: не стоит делать виноватой в «характерных для всей России проблемах» губернатора Югры. «Вопросы по КГН и долговой политике сегодня у всех субъектов примерно одинаковы, но тут политические процессы не происходят. Касательно льгот я, как профессионал, 18 лет отработавший в Мингеологии и заслуженный геолог РФ, скажу одно: если их не будет, то темпы падения добычи будут куда быстрее. Нам бы не на этом сосредотачивать усилия, а на принятии поправок по трудноизвлекаемым запасам. Нужно быть профаном, чтобы не понимать — надо компенсировать падение. И закон по льготам на „трудные“ запасы — единственный выход. Вот в чём перспектива и второе дыхание Югры. А мы тут спорим из-за 20 миллиардов. Да у нас сотни полететь могут, если мы этим не займёмся», — акцентировал внимание коллег Борис Хохряков, после чего дискуссия сошла на нет.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!