«У нас этих фондов развелось!»
На Ямале, как и в других регионах, может появиться алиментный фонд. В новый «котел» предложено сложить деньги, которые помогут матерям-одиночкам и детям в спецучреждениях, супруги и родители которых отказались платить за содержание несовершеннолетних. Предложения депутатов Совета Федерации обсуждают повсеместно, все идет к тому, что за нерадивых родителей будут платить регион, иначе собрать нужную сумму невозможно. Общественники уже предостерегают: траты казны этим не ограничатся, придется увеличить штат ответственных за фонд чиновников. О каких суммах идет речь и почему пока никто не видит реальной работы властей — в материале «URA.Ru».
Ямал отправил в Совет Федерации свои предложения по созданию в регионе алиментного фонда. Сам законопроект еще не готов, идет сбор мнений с мест, но инициатива сенаторов по душе многим. Речь идет о формировании специального общего счета, где будут аккумулироваться средства на выплату алиментов детям, родители которых отказались давать содержать несовершеннолетних. Наполняться он будет, по задумке представителей СовФеда, за счет штрафов. При этом предлагается ввести новые финансовые санкции за неисполнение семейного законодательства.
Планируется, что общий фонд будет региональным — то есть в каждом субъекте свой. На Ямале специалисты и депутаты отказались принимать инициативу в том виде, в котором он был предложен первоначально. Парламентарии подготовили поправки, а общественники и вовсе заявили, что фонд не нужен.
В числе аргументов против создания фонда алиментов — опасность окончательного: если платить готово государство, какой смысл тратиться?
По данным службы судебных приставов, сегодня на Ямале на принудительном исполнении находится больше пяти тысяч листов о взыскании алиментов. Порядка 2500 — потенциально в зоне риска, это либо злостные нарушители, либо привлеченные к уголовной ответственности, либо находящиеся в розыске. Общая сумма задолженности — 184 млн рублей. «Сумма взысканных штрафов составляет всего 64 тыс. рублей», — сообщил представитель управления ФССП на Ямале. В органах опеки и попечительства приводят и другую цифру — средний размер алиментов составляет порядка 7 тыс. рублей. При этом сумма санкций по статье «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», составила всего 184 тыс. рублей. Многомиллионную дыру. это явно не закрывает, поэтому предложено найти другой источник финансирования.
Уполномоченный по правам ребенка в ЯНАО Виталий Орешкин в своем отзыве на законопроект, направленном в ЗакСобрание Ямала, заявил, идея создания фонда не основано на мониторинге и статистике о количестве налагаемых штрафов за нарушения семейного законодательства и предложил предусмотреть средства в окружной казне на эти цели.
«Предлагаю доработать данный законопроект с учетом предложений по организации таких фондов за счет средств региональных бюджетов», — заявляет г-н Орешкин.
Специалисты считают, что матерям-одиночкам нужно помогать именно через фонд
Депутаты согласились с этим мнением. «Указанные изменения не позволят сформировать алиментный фонд в объеме, достаточном для финансового исполнения обязательств по содержанию несовершеннолетних, необходимо определить налоговые источники формирования алиментного фонда», — говорит парламентарий Елена Зленко.
При этом все заинтересованные в разработке законопроекта специалисты отмечают: риск получить еще больше неплательщиков огромен. Нерадивые родители решат, что бюджетный фонд и так оплатит содержание их детей. А значит, можно и дальше скрывать зарплаты и не платить алименты.
Еще одна опасность — рост числа чиновников. Распределять деньги алиментного фонда предполагается через органы опеки и попечительства. Но представители этих ведомств не готовы взять на себя дополнительные обязательства. Сейчас в законе у них есть обязательства только в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот. При этом в муниципалитетах штат таких специалистов невелик — около 8 человек.
Общественники в один голос твердят, что алиментный фонд — это очередная бюрократическая структура
Госпожа Зленко отмечает, что возложение дополнительных полномочий на органы опеки и попечительства повлечет увеличение их штатной численности. Общественники, которые занимаются вопросами семьи детства, еще более категоричны.
«Опять создают какой-то фонд. Зачем? Не понятно, кто его будет возглавлять, аккумулировать средства, а это немалые деньги. Это раздувание аппарата. Не проще ужесточить наказания алиментщикам, тщательнее следить за исполнением наказаний?», — говорит председатель ОО «Окружной комитет солдатских матерей» Людмила Буряк.
Такого же мнения придерживается председатель ноябрьской городской общественной организации «Многодетные семьи» Наталья Каткова, добавляя, что непонятны условия работы этой структуры. «У нас в организации 700 многодетных семей, и только в семи из них дети воспитываются без отца. Острой проблемы по алиментам или их невыплате нет. Этот фонд может быть и нужен, может быть, кому-то и поможет. Если его задачи будут четко сформулированы и понятна структура работы — то почему бы и нет. Если этот фонд благотворительный — то толку от него не будет. Хотя с другой стороны -само слово „фонд“. У нас этих фондов развелось очень много», — говорит г-жа Каткова.
Представители общественных объединений уверены: пора заставить работать уже действующих специалистов по работе с нерадивыми родителями
При этом специалисты признают, что работа действующих институтов не налажена. «Это актуальный и серьезный вопрос он требует особого внимания. Дети, которые остались без воспитания родителей, скорее нуждаются не в деньгах, а в должном отношении и внимании. Я не готова сказать насколько это будет эффективно. Создание нового фонда это формирование нового управленческого аппарата, а это неправильная форма работы. У нас сформирована достаточно серьезная структура, есть нужные инстанции по работе с должниками, есть приставы, развита судебная система и надзорные органы, которые великолепно в этом разбираются, достаточно институтов для помощи детям, включая общественные организации и объединения на всех уровнях. Вопрос требует проработки, но сам подход неправильный. Жаль, что сегодня раздувается такое огромное количество фондов, организаций, но реальной работы», — говорит председатель председатель Салехардского отделения Союза женщин России, депутат гордумы Софья Алферова.
Предложения с учетом мнений специалистов и депутатов отправлены в Совет Федерации.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!