«Лучше показывайте природу края в HD, чем губернатора»
Не успела Россия забыть олимпийские «кульбиты» Натальи Комаровой, которая неожиданно появилась в Сочи на арендованном самолете, как путинские «фронтовики» снова атаковали хозяйку Югры. На этот раз их претензии намного серьезнее, а требования более чем конкретные. В свою защиты представители региона готовы привести массу аргументов, но слушать их Москва не желает. На чем погорели власти, с какими суммами округу лучше не расставаться и почему губернатору ХМАО пора начинать паниковать — в материале «URA.Ru».
Сегодня для губернатора ХМАО Натальи Комаровой прозвенел очень тревожный звонок. Представители ОНФ («Народный фронт «За Россию») обвинили хозяйку Югры в неоправданной расточительности: глава округа «засыпала» миллиардами «ручную» телекомпанию «Югра».
«Эксперты ОНФ обратили внимание на рекордные траты региональных бюджетов на СМИ. Окружная телерадиокомпания „Югра“, принадлежащая правительству ХМАО, 19 июня объявила тендер на приобретение оборудования на 1,4 млрд рублей. ОНФ требует от руководства округа остановить расточительную закупку», — заявили сегодня «фронтовики». В ОНФ подчеркивают: вложения только в одну телекомпанию превышают весь бюджет автономного округа на СМИ (в текущем году на эти цели планировалось потратить 848,7 млн рублей).
Напомним, программа модернизации комплекса аппаратно-студийного и внестудийного оборудования ОТРК «Югра» обсуждается с 2011 года — именно тогда в плане закупок телерадиокомпании впервые появилась привлекающая внимание строчка со стоимостью проекта в 640 млн рублей. За два года сумма успела вырасти до 1,4 млрд рублей. Заявки от участников конкурса принимаются вплоть до 9 июля, их рассмотрение пройдёт на следующий день, а победитель будет объявлен 11 июля. Обеспечение заявки — 70 млн рублей; договор на поставку должен быть выполнен к середине февраля следующего года.
Общий список требуемого компаний оборудования и ПО занимает 18 печатных листов. На 1,4 млрд рублей компания планирует модернизировать контрольно-распределительную аппаратную, новую центральную аппаратную, а также существующие аппаратно-студийные блоки. Кроме того, будут переоборудованы системы цифрового архива и безленточного производства, многоканальной записи и видеомонтажа, тележурналистских комплексов, систем служебной связи, аппаратных радиовещания и графического оформления, а также двух существующих ПТС (передвижных телевизионных станций). Однако важнейшей частью контракта выступает создание двух новых 18-камерных ПТС с возможностью расширения до 50 источников и полного визуального мониторинга всех сигналов с мест режиссёров для трансляции спортивных и общественно-политических событий в форматах HD/SD.
Глава телекомпании Валерий Раевский: «А люди смотреть хотят!»
При этом каждая ПТС должна состоять из двух автомобилей: основного — на базе Mercedes-Benz с изотермическим раздвижным фургоном, оснащённого 18 телекамерами для формирования основной программы; и вспомогательного грузопассажирского авто той же марки, предназначенного для перевозки грузов, отдыха съёмочной группы и установки автономных генераторов. В оборудование ПТС должны входить 16 телекамер HD-формата (т.е. поддерживающие разрешение 1080р) и две телевидеокамеры HDTV Super SloMo. Ко всему этому должны прилагаться многочисленные штативы, гарнитуры, наглазные и накамерные видоискатели, объективы всевозможных фокусных расстояний и адаптеры к ним, ЖК-панели, видеомониторы и так далее. Список оборудования крайне велик и подробен, занимает едва ли не главную часть тендера.
Даже более скромный проект модернизации ОТРК, точнее, требуемая на него сумма, вполне естественно вызвал шквал критики со всех сторон ещё три года назад. Не оценили щедрости и депутаты окружного парламента, и без того возмущавшиеся регулярными восьмизначными тратами на убыточную телекомпанию. Тогда вопрос с модернизацией «Югры» был закрыт. Проект вновь всплыл в повестке весной, когда выяснилось, что деньги на переоборудование намерены взять в том числе и у бюджетного Фонда поколений. Конечно, в кредит, однако каким образом ОТРК намерена отдавать заём не уточнялось. Ясность в разговоре с корреспондентом «URA.Ru» внёс руководитель организации Валерий Раевский, не только заявивший, что намерен расплатиться с инвесторами в течение трёх лет, но и детально расписавший необходимость технологических перемен.
«Это не мои личные амбиции, это нужно зрителям, которые хотят смотреть все спортивные и культурные мероприятия округа в хорошем качестве, но приехать в Ханты-Мансийск возможности не имеют. В прошлом году меня завалили письмами с претензиями по поводу того, что мы показывали не все матчи Континентальной хоккейной лиги. Почему не показывали — потому что КХЛ предъявила нам претензии по поводу качества картинки. Раньше это были рекомендации, сейчас они — то есть вещание в формате HD — обязательны к выполнению. То же самое с биатлоном — в прошлом году Андерс Бессеберг (президент IBU — ред.) объявил, что они обязательны. У нас идут международные соревнования по конкуру, соревнования паралимпийцев, в 2015 году будет финальный этап Кубка мира по биатлону, будет Сурдлимпиада. Люди хотят это видеть. Те же блогеры говорят, что лучше показывать природу нашего края в HD, чем губернатора. И мы к ним прислушиваемся и потихоньку начинаем это делать», — заявляет Раевский.
Депутаты Думы ХМАО медиаменеджера не поддержали
По словам гендиректора «Югры», перед компанией стоит задача максимально снизить нагрузку на бюджет — «либо заработать и вернуть средства, либо просто снизить объёмы финансирования за счёт собственной прибыли». «Мы хотим, чтобы создаваемый нами контент — и спортивный, и культурный, и развлекательный, — можно было продавать. Понимание, где взять деньги есть, знаем, как привлечь инвесторов. Я уже провёл ряд переговоров, бюджетных денег в этом проекте не будет. И я знаю, как буду эти деньги возвращать: по нашим подсчётам, оборудование окупится за три года, средства инвесторов будут покрыты за счёт ОТРК», — подчёркивает Валерий Раевский. Однако напрямую предполагаемых инвесторов руководитель компании не озвучивает: «Я говорю со всеми. С миру по нитке — нищему рубаха».
В качестве примера «упущенной возможности» он приводит Кубок мира по водному поло среди женских команд, который пройдёт в августе. «Нам сказали — дайте картинку на мировую трансляцию, но в HD. А мы не можем. Да, договорились, что обеспечим вещание через интернет. Но могли бы дать прямую трансляцию на мир через Евровидение, специалисты у нас есть», — сокрушается Раевский.
По мнению медиаменеджера, 1,4 млрд рублей — не такая большая сумма для региональной телерадиокомпании. «Это наше будущее. У нас в коллективе больше 500 человек, это семьи и их жизнь. Наши детские и социальные программы сегодня запрашивает центральное ТВ, но мы не можем его давать ввиду низкого качества картинки. Но главная проблема в том, что нашему оборудованию более 15-20 лет. Запчасти и техника, которую мы используем, давно сняты с производства. Мы продержались на том, что приобрели про запас. Но больше запасов нет, значит, наше ТВ закроется. А народ смотреть хочет. И это не только ХМАО, мы работаем по Уралу. Мы хотим отработать требования людей, никакого подвоха здесь нет. Есть противоборствующие силы, которые не хотят, чтобы в округе развивалось ТВ», — отмечает Раевский.
Ни одно из официальных мероприятий с участием губернатора Натальи Комаровой не обходится без камер «Югры»
В Екатеринбурге телевизионщики и профильные чиновники из администрации за скандалом следят с неподдельным интересом: в Свердловской области pr-бюджеты властей и их обоснованность не раз критиковались местной оппозицией. «Размах „Югры“ конечно впечатляет, но особого криминала в этой истории судя по всему нет. С другой стороны, и ОНФ по-своему прав. Так ли нужно покупать свои ПТС-ки? Могли бы спокойно арендовать у нас, на весь этот биатлон вышло бы ну максимум миллион с небольшим», — говорит чиновник.
Раевский поспешил ответить на заявления критиков телеканала о том, что дешевле и проще брать оборудование для трансляций в аренду, чем закупать его. «У нас КХЛ идёт более полугода. Плюс биатлон — это значит, надо привезти и увезти. Так же будет с Сурдлимпиадой, с водным поло, со всеми соревнованиями. Получается, техника должна быть здесь, в городе, 365 дней в году. За три года мы её окупим — мы сможем пускать продукт не только по России, но и за рубеж. В случае с арендой за те же три года мы останемся у разбитого корыта», — добавляет директор ОТРК.
Снимать красивый биатлон можно только очень дорогим оборудованием
Неизвестно, подействует ли на аналитиков ОНФ объяснения югорских телевизионщиков. Пока представители «Народного фронта «За Россию» настаивают на том, что правительство ХМАО не имеет право на подобную расточительность. «Действительно, в 2015 году Ханты-Мансийск станет единственным городом России, в котором 18–22 марта пройдет один из этапов Кубка мира по биатлону. И безусловно его организация должна пройти по первому разряду. Но, это никоим образом не может оправдать такую роскошную закупку. Региональной компании, работающей на территории с населением 1,5 млн человек, в подобном оборудовании нет необходимости. Итоги конкурса предполагается подвести 11 июля, поэтому обращаемся к губернатору округа Натальи Комаровой, пока не поздно еще раз проанализировать целесообразность данных трат на СМИ и в целом закупочную деятельность региона, который не раз уже попадал в рейтинг расточительности антикоррупционного проекта ОНФ „За честные закупки“ из-за трат на чартерные авиаперелеты и дорогостоящие автомобили», — заявила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева и пообещала, что ОНФ продолжит изучение ситуации, поскольку из региона поступают сведения о том, что телекомпания «Югра» уже неоднократно проводила за госсчет перевооружение своих мощностей.
Напомним, с подачи ОНФ своих постов лишились несколько губернаторов. В частности, падение губернатора Челябинской области Михаила Юревича началось с интереса «фронтовиков» к дорогому вертолету Юревича и его расходов на охрану. Но эксперты считают, что до отставки Натальи Комаровой не дойдет — представители ОНФ уже публично осуждали ее за аренду самолета, на котором хозяйка Югры вывезла правительственную делегацию и сирот на Олимпиаду в Сочи, но эту шумную и фееричную историю Кремль «спустил на тормозах».
«ОНФ — это структура с очень неопределённым статусом. И как опыт показывает, они легко могут выступать рупором официоза, который он сам озвучивать не хочет. Это, с одной стороны. С другой — они склонны проявлять инициативу, которую потом приходится определённым образом зачищать», — считает независимый политолог Лев Березин.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!