«Россель дар речи потеряет от таких „ломбардных“ сделок»
Еще не отгремели разбирательства по крупнейшей в этом году афере с пропавшими акциями аэропорта Кольцово, как правительство уже готово заложить почву для нового скандала. Одну из крупнейших спортивных площадок области Дворец игровых видов спорта «Уралочка» планируют принести в жертву другой — Центральному стадиону, которую готовят к чемпионату мира по футболу-2018. «Ломбардную» схему придумали в областном кабмине, а кто и как ее будет реализовывать — рассказываем в материале «URA.Ru».
В ближайшее время депутатам свердловского Заксобрания предстоит одобрить еще одну сделку, которая либо избавит региональную казну от лишнего ярма, либо в очередной раз оскандалит область. Здание Дворца игровых видов спорта «Уралочка» власти решили передать в залог с целью обеспечения обязательств ГУП СО «УРАЛ-2018», связанных с привлечением заемных денежных средств для приобретения имущества у ОАО «Центральный стадион».
Передача любого другого госактива банку вызвала бы меньший общественный интерес. В случае с ДИВСом — к сделке будет самое пристальное внимание
Новое госпредприятие было создано недавно на базе другого ГУП — «Специализированного монтажно-эксплуатационного предприятия» путем переименования. Его курирует свердловское министерство строительства. Планируется, что «УРАЛ-2018» займется подготовкой и проведением матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году. В связи с его появлением у наблюдателей тут же возникла масса вопросов об источниках финансирования. Одним из них, судя по всему, станет «ломбардная» практика, первой ласточкой в которой как раз и будет здание ДИВСа.
«Уралочка» сегодня закреплена на праве оперативного управления за ГАУ СО «Дворец игровых видов спорта», включено в перечень объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению и состоит из двух блоков А и Б общей площадью 29973 кв.м и балансовой стоимостью 1,12 млрд рублей.
«Есть определенный долг по Центральному стадиону. Сейчас, чтобы передать объект строителям и Москве „чистым“, нужно срочно гасить его, но денег нет. Поэтому решено взять кредит в банке под имущество областного объекта. Обсуждался ряд активов, в том числе ДИВС — решили остановиться на последнем», — рассказал «URA.Ru» источник в областном правительстве, утверждающий, что все эти вопросы сегодня — сфера персональной ответственности и выбора вице-премьера Валентина Грипаса.
Гендиректор УГМК Андрей Козицын (справа) привык видеть на площадке ДИВСа победы своего любимого баскетбольного клуба. А вдруг на этом фото, где он обнимает главу Уральского филиала Сбербанка Владимира Черкашина — будущий владелец ДИВСа и конечный выгодоприобретатель?
Однако в письме от 23 июня (копия имеется в распоряжении «URA.Ru») МУГИСО отвечает на некий ранее заданный вопрос не Грипасу, а свердловскому министру спорта Леониду Рапопорту. «Передать в залог здание ДИВС возможно после его изъятия из оперативного управления ГАУ СО „Дворец игровых видов спорта“ и передачи в хозяйственное ведение ГУП СО „УРАЛ-2018“, а также исключения из перечня объектов, не подлежащих отчуждению. В связи с тем, что стоимость здания ДИВС превышает 20 млн рублей, решение правительства Свердловской области о передаче его в хозяйственное ведение ГУП СО подлежит согласованию с Законодательным собранием Свердловской области».
Минспорта Леонид Рапопорт (крайний слева) и министр по управлению госимуществом Алексей Пьянков (по правую сторону стола), как заверяет их окружение, в сделке не участвуют, но почему-то о ней активно переписываются
В том, что согласие депутатов будет получено, точно так же, как оно было получено в ситуации с акциями Кольцово в прошлом году, особых сомнений ни у кого нет. И никаких нарушений, как уверен вице-спикер Заксобрания Георгий Перский, скорее всего не будет. «У нас есть надзорные органы, сильный экономический блок правоохранительный и в этом смысле никто на красный свет не пойдет. На вопрос, нужен ли ДИВС Свердловской области, мы сможем ответить, только когда будет показана оценка, исходящая из сложившейся практики — перед голосованием, уверен, мы ее сможем увидеть. Важно будет понять, во сколько содержание ДИВСа обходится бюджету, какие мероприятия важные для области там проводятся — это тоже стоит оценить, а вдруг этот объект убыточный? Но дачей согласия полномочия Заксобрания и ограничатся, поскольку развязать себе руки в части контрольных полномочий депутаты не хотят, сколько бы мы этого ни предлагали».
Единственное, что по мнению Перского, нужно учесть уже сегодня — появившуюся информацию о том, что далеко не все ранее заявленные города примут у себя чемпионат мира 2018. «Прежде, чем соваться во всю эту историю — надо иметь твердые гарантии и понимание того, что город не вылетит», — заключил парламентарий.
ДИВС, как и Храм-наКрови, был одним из главных имиджевых проектов Эдуарда Росселя. Культовое сооружение область уже утратила, передав его РПЦ, ДИВС может уйти банкирам
Коллега Георгия Перского, пожелавший остаться неназванным, считает, что правительство придумало схему перевода одного из прибыльных гособъектов в частную собственность.
«По моей информации, кредит планируется взять крошечный — около 300 млн рублей. Затем его успешно не погасят, сославшись на непреодолимый дефицит бюджета и другие острейшие проблемы экономики области. Банк оставит залог себе, а потом реализует, как надо. Кстати, будет очень интересно посмотреть, какой банк под это все подпишется», — рассуждает политик.
Торжественное открытие Дворца игровых видов спорта в Екатеринбурге состоялось 11 июня 2003 г. С 9 по 13 июля 2014 года в нем прошел XII международный волейбольный турнир на Кубок Бориса Ельцина
ДИВС для этой схемы подходит как нельзя лучше, поскольку явно не является таким уж интересным залогом, за которым банки выстроятся в очередь: избавиться от «спортивной» недвижимости будет непросто, а такая необходимость возникнет: Дворцы игровых видов спорта для банков — бизнес откровенной непрофильный.
«Согласно методике оценки рисков, залог в данном случае роли не играет: банк обращает внимание, прежде всего, на исполнение бюджета и ближайшие финансовые перспективы, — проконсультировали „URA.Ru“ эксперты СКБ-банка. — Лимит возможного кредитования определяется, исходя из комплексной оценки бизнеса клиента. Заемщики с высоким кредитным рейтингом могут кредитоваться без залога, в остальных случаях требования к обеспечению составляют от 50% до 100% от суммы кредита. Если кредит корпоративного заемщика не будет погашен, то банк изыщет иные источники выплат для урегулирования ситуации, при их отсутствии обратит внимание на залог и иное имущество либо активы должника в судебном порядке. В целях быстрой компенсации потерь по кредиту такой залог, как ДИВС, не применим: в случае продажи срок экспозиции будет слишком длинным. Но как вариант, возможна передача банком такого залога в аренду».
В МУГИСО заверяют, что идея заложить какое-нибудь из госпредприятий под кредит действительно муссировалась, но якобы от нее уже отказались. «Я о такой сделке или планах пока не знаю, не следила за этим вопросом. Завтра на вечер у Дениса Владимировича назначено совещание по Центральному стадиону — обязательно задам вопрос», — сообщила «URA.Ru» советник премьера Елена Воронова.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!