«Ну что вы раскудахтались? Генерал вам скоро все объяснит»
История повторяется. Проблемной Среднеуральской птицефабрикой занялось УФСБ. После выемки документов, о которой моментально стало известно СМИ, вопрос о возможности преднамеренного банкротства ГУПа снять уже не удастся. Выявление странных финансовых схем на другой птицефабрике два года назад поставило крест на карьере министра АПК Ильи Бондарева. Не исключено, что сейчас отвечать за ситуацию придется другому областному куратору — Михаилу Копытову. Что искали и чего не нашли на птицефабрике, можно ли сделать деньги на «птичьем море» и почему в связи с этой историей упоминают американский KFC — читайте на «URA.Ru».
Дорогие гости
На Среднеуральской птицефабрике состоялись выемки документов. По данным источников они были проведены при участии сотрудников Управления Федеральной службы безопасности по Свердловской области в рамках оперативно-следственных мероприятий. Официального подтверждения в ФСБ получить не удалось, какого рода документация была изъята, пока также непонятно. Ни в пресс-службе министерства по управлению госимуществом Свердловской области, ни в пресс-службе регионального министерства агропромышленного комплекса прокомментировать ситуацию не смогли. Однако, по данным неофициальных источников, силовиков интересуют сделки, которые могли бы объяснить причины ухудшения финансового положения областного предприятия.
Так, есть вопросы по договорам, заключенным с контрагентами по начальной цене контракта и с отсрочкой платежа — то есть на невыгодных для птицефабрики условиях. Потом эти контракты были признаны несостоявшимися, но ни одного обращения от участников закупок в Управление федеральной антимонопольной службы Свердловской области не поступило.
Больше всего наблюдатели недоумевают, почему за это дело взялась ФСБ и для чего была обеспечена «утечка» информации в СМИ
Первыми тревогу забили представители профсоюза, лидер которого Тамара Дерягина на встрече с губернатором Евгением Куйвашевым еще в марте заявила о катастрофической диспропорции между выручкой и расходами. Тогда же она обратила внимание на наличие признаков фиктивного банкротства предприятия. Важнейшим вопросом стали поиски оборотных средств для закупки комбикорма. Кроме того, встал вопрос о распродаже активов, чтобы покрыть убытки и расплатиться с долгами: кредиторская задолженность птицефабрики достигает полмиллиарда. 250 млн из них — кредиты банков, привлеченные для техперевооружения и строительства инкубатория, который так и не был достроен, а закупленное импортное оборудование лежит на складе.
Тогда же областные власти в лице куратора — минагропрома и главы свердловского кабмина Дениса Паслера (возглавляет совет директоров птицефабрики) пообещали предприятие «не бросать». Была созвана межведомственная комиссия по эффективности управления госсобственностью (ее возглавляет Денис Паслер). Деятельность отраслевого министерства в отношении птицефабрики была признана неудовлетворительной.
Если продать куриц и оформить их исчезновение, как «мор», можно неплохо заработать
После этого, минагропром начинает проверку организации закупок, никаких нарушений не выявлено. Оптимизация затрат «Среднеуральской птицефабрики» на закупку комбикормов и корректировку питания (50% в себестоимости продукции) также стала основанием для вывода «о наличии положительной динамики».
И вот не прошло и полугода, как на птицефабрику «заходит» ФСБ, которая, во-первых, птицепромом ранее не особо интересовалась, во-вторых, служба пришла в рамках проверочного материала, а не уже возбужденного дела. В кулуарах Белого дома этот факт воспринимают как сигнал. Вот только кому он адресован, остается только догадываться.
В пух и прах
Свердловский птицепром всегда считался «золотым активом». Считается, что именно из-за теневых схем закончилась карьера на госслужбе бывшего министра АПК Ильи Бондарева. После того, как при Александре Мишарине власти официально объявили о скорой приватизации региональных птицефабрик — «Рефтинской», «Среднеуральской», «Первоуральской» и «Свердловской» — за контроль над ними стали биться представители различных групп влияния.
На тот момент совокупная стоимость предприятий превышала 6 млрд 100 млн рублей, и ликвидное имущество задолго до продажи «попилил» узкий круг людей. Напомним в двух словах расклад сил. Самая богатая и крупная птицефабрика — «Рефтинская», как говорили, вызывала повышенный интерес у Илья Бондарева и его заместителя Владимира Гребнева. На «Первоуральскую» (ее доля на рынке составляет около 12%) засматривался свердловский парламентарий Илья Гаффнер.
Когда разгорелся скандал вокруг Ильи Бондарева, никто не верил, что все закончится отставкой. Может ли Копытов повторить его судьбу — сказать сложно
После того, как Бондарев был отправлен в отставку, гендиректором «Первоуральской» был назначен Андрей Пестов, который считается не только опытным бизнесменом, но и другом свердловского премьера. Ранее он так же, как и Паслер, работал в КЭС Холдинге. По неподтвержденной информации, у Пестова есть какая-то связь с компанией KFC, американской сетью кафе общественного питания, специализирующейся на блюдах из курицы. В России сеть работает по франшизе, в Екатеринбурге пока представлена весьма скромно, лишь тремя точками.
И «Первоуральская», и «Среднеуральская», где год назад сменился директор (по распоряжению премьера им стал Александр Виноградов), в последние годы перед приватизацией вдруг оказались крайне нерентабельными. По итогам 2011 года первоуральская птицефабрика сработала с прибылью 65 млн рублей, по итогам 2012 года был получен убыток в сумме 7 млн 998 тыс. рублей. По итогам первого квартала 2013 года — оглушительный провал с убытком в 30 млн рублей.
«Активы с птицефабрик уже почти выведены. Остались только птицы. Но и их скоро не останется. Вы знаете про мор, который недавно произошел. В отчетах было сказано, что на одной из птицефабрик умерли 5 тыс. кур. Хотя на самом деле они были реализованы в обход «кассы», — знает источник «URA.Ru», близкий к одному из предприятий. По этой версии, директора, так и не дождавшись приватизации активов, фактически уже ведут собственный бизнес.
Земля и люди
Еще одна версия проблем птичников связана с земельным вопросом. Как уже писало «URA.Ru», далеко не все местные жители с восторгом восприняли девелоперские планы компании «Атомстройкомплекс». Жалоб на екатеринбуржцев в разные инстанции, в том числе — к силовикам, как говорят, поступало немало. Часть из них содержала просьбы проверить, имеет ли право корпорация строить на земле в этом районе: говорили и о нарушении санитарных правил, и о посягательствах на имущественный комплекс птицефабрики.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!