«Я хочу восстановить честь сына»
Этой истории исполнилось ровно семь лет. И все годы подполковник в отставке Татьяна Усенко пытается добиться справедливости, направляя одну за другой жалобы в высшие инстанции, обивая пороги кабинетов. К ней относятся как к сутяжнице, упрекают в мстительности, а она всего лишь хочет восстановить права своего сына, бывшего сотрудника правоохранительных органов, лишившегося погон и не ставшего, как планировалось, продолжателем милицейской династии. Подробности — в материале «URA.Ru».
16 августа 2007 года Александр Усенко ехал с похорон. Он не сидел за рулем, а был пассажиром. Автомобиль остановил экипаж ГИБДД, в тот день дежурил лично начальник районной госавтоинспекции Евгений Тишков — в Чебаркуле проходила «Миссия-2008», с участием глав нескольких государств, по всей области дежурили усиленные наряды.
Усенко, и он этого не отрицал, был нетрезв — только что закончились поминки. У водителя при себе не было прав, и Александр попросил не эвакуировать машину на штрафстоянку, а дать возможность вызвать другого водителя с правами. Возник спор, Тишков откровенно выругался в ответ на эту просьбу. Александр заявил, что начальнику районного ГИБДД, будучи при исполнении, надо вести себя корректней. И тогда Тишков вызвал дополнительный наряд. Водителя, кстати, отпустили. Александр Усенко потом рассказывает, что его толкнули, он упал, ударился виском о дверцу автомобиля и потерял сознание. Парня затолкали в багажник милицейской машины и повезли в вытрезвитель. Кстати, везли полтора часа. Уже в вытрезвителе он успел позвонить матери и сообщить, где находится, после чего у него отобрали мобильник и разбили. Татьяна Усенко прибыла очень быстро и, как сейчас она рассказывает «URA.Ru», увидела, как били и унижали ее сына, как скрутив, сделали с ним знаменитую «ласточку» — одна из пыток в кабинете силовиков. Татьяна Усенко пыталась остановить противоправные действия сотрудников медвытрезвителя и забрать сына, но ее просто вытолкали за дверь. Впоследствии видеозапись, установленная в здании медвытрезвителе, была уничтожена.
С начала этой истории милиция стала полицией
Не помогло и то, что Усенко на тот момент была действующим сотрудником милиции, проходила службу в Челябинском юридическом институте, входящем в систему МВД. Да и сам Александр Усенко служил в милиции — в РОВД Ленинского района Челябинска. И по сей день женщина считает, что если бы в ту ночь она раз за разом не приходила в медвытрезвитель, пытаясь забрать сына, получая при этом очередной отказ в выдаче, его бы просто убили. Александра Усенко отпустили утром. Позже экспертиза зафиксировала следы побоев: кровоподтеки на верхних и нижних конечностях; ссадины на голове и на правой верхней конечности; раны на 3-м пальце правой кисти, образовавшиеся от многократных, не менее двадцати, травматических воздействий тупым твердым предметом, синовиит (воспаление синовиальной оболочки), повреждение сухожилия мышцы бедра с формированием гематомы.
Дальше были жалобы, во все инстанции, на действия сотрудников ГИБДД и вытрезвителя. Но это ни к чему не привело. Усенко самого отдали под суд, по ч.1 ст.318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). Пострадавшим представителем власти оказался начальник ГИБДД Тракторозаводского района Евгений Тишков (экспертиза показала наличие у Тишкова ссадины на мизинце в 2 мм, полученную им при задержании). Александра Усенко на период расследования отстранили от должности. Здесь начинается почти детективная история.
На суде зачитывали показания некоего Фаткуллина, якобы видевшего, как Усенко ударил Тишкова. Есть и показания подчиненных Тишкова. Но в материалах дела никакого Фаткуллина не было, гражданин с такой фамилией не допрашивался, в суд не вызывался. Но, основываясь именно на показаниях несуществующего свидетеля, суд и признал Александра Усенко виновным — 27 апреля 2009 года Тракторозаводский районный суд приговорил его к 70 тыс. рублей штрафа. Подавались кассации, вплоть до Верховного суда РФ, но приговор оставили в силе. Усенко, будучи осужденным, уже не мог служить в милиции.
В Челябинском областном суде сменился председатель, может, именно ему предстоит поставить точку в этом деле
Вообще в деле есть и другие несоответствия. Так, согласно материалам, 16 августа 2007 года в 19 часов Александр Усенко напротив дома № 1 по улице Мамина «применил насилие в отношении представителя власти», а в 20 часов 40 минут того же дня он был задержан у дома № 43 по улице Шуменской «в состоянии опьянения, оскорбляющем общественную нравственности». Поясним, что напротив дома № 1 на Мамина как раз и остановили автомобиль, в салоне которого находился Александр Усенко. А дом № 43 на Шуменской — здание РОВД Тракторозаводского района. Получается, что Усенко напал на сотрудника милиции, потом полтора часа где-то гулял, пришел к зданию РОВД и «стал оскорблять общественную нравственность». Это противоречие также не учтено судом.
Когда расследование уже шло, Татьяне Усенко подбросили в почтовый ящик материалы на Евгения Тишкова и еще нескольких сотрудников милиции. Из материалов следовало, что у Тишкова и его коллег дипломы о высшем образовании поддельные.
Неизвестно, по какой причине эти материалы поступили к Усенко — или хотели ей помочь в делах сына, или у Тишкова имелись недруги. Но оказалось, что Тишков и другие сотрудники действительно не учились в вузе. Более того, один из непосредственных начальников Тишкова, бывший свидетелем в уголовном деле против Александра Усенко, заявил потом, что знал о «липовом» дипломе.
В СК РФ по Челябинской области новый руководитель, но и здесь не хотят ворошить историю семилетней давности
Татьяна Усенко пыталась добиться возбуждения уголовного дела в отношении Евгения Тишкова, но все сроки давности уже истекли. Также было установлено, что и другие сотрудники, о которых шла речь в материалах, переданных Усенко, поступили на службу в правоохранительные органы по поддельным дипломам. Но и по ним, к тому времени, когда данный факт был признан, сроки давности вышли. Кто-то уволился по выслуге, а кто-то продолжает служить в полиции. Тишков также ушел на отдых и получает пенсию, как офицер в отставке. В этой истории есть один нюанс. На тот момент, когда задерживали Александра Усенко, Тишков, а сроки давности за поддельный диплом еще, кстати, не истекли, не имел права быть должностным лицом, если следовать букве закона. То есть он не являлся представителем власти и, как считает Татьяна Усенко, ее сына не могли судить по ч.1 ст.318 УК РФ. А приговор выносили, в том числе, и на основании показаний Тишкова, как пострадавшего представителя власти.
Вся эта история изложена в бумагах, из которых можно составить несколько томов — судебные материалы, жалобы, апелляции, обращения в генпрокуратуру и Верховный суд РФ. Татьяна Усенко ходит по кабинетам руководителей силовых структур. Уже сменились председатель областного суда, руководство в СК РФ по региону, назначен в 2010 году и уже уволен начальник ГУ МВД по Челябинской области. «Чего вы добиваетесь?» — устало спрашивают у женщины. «Правды», — отвечает она.
«Мне все равно, что будет с Тишковым и его коллегами, устроившимися на работу по поддельным дипломам. Решат, что закон не имеет обратной силы, и они имеют право получать пенсию. Я хочу только одного, чтобы пересмотрели приговор в отношении моего сына. Чтобы была восстановлена его честь», — говорит «URA.Ru» Татьяна Усенко.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!