«Золотые» бараки, саботаж и чудеса арифметики
Коррупционные чистки в губернаторском корпусе могут продолжить жилищные. Вопросы есть даже к главам сильнейших территорий: их подчиненные манипулируют со статистикой аварийных домов и выкупают квадратные метры за нереальные деньги. Перспективы дальнейшего переселения из бараков туманны — из-за недобора бюджетов регионы в ближайшие месяцы начнут урезать социальные расходы. Предчувствуя это, «барачники» пишут письма во все инстанции и набираются опыта в проведении протестных акций. Где ликвидация аварийного жилья идет с опозданием в 300 и более дней, кто выполняет программу менее чем на 1% и когда первый уральский губернатор почувствует на себе гнев Кремля — читайте в новом исследовании «URA.Ru».
Чем больше бараков, тем меньше финансирование
Федеральная программа переселения граждан из аварийного жилья была запущена в 2003 году, но до третьего президентского срока Владимира Путина практически бездействовала. Новую жизнь ей дал «майский» указ главы государства № 600. В рамках его реализации Фонд содействия реформированию ЖКХ получил реальные деньги и полномочия. Федерация на условиях софинансирования с регионами начала выкупать квартиры и дома у «барачников», покупать для них новое жилье, заключать договоры со сторонними подрядчиками о долевом строительстве новых квартир. Еще одним механизмом стало вложение средств в строительство частных домов для переселенцев.
Однако и это не сдвинуло дело с мертвой точки. На одном из последних заседаний Госсовета Путин был вынужден констатировать, что по итогам 2013 года программа выполнена только на 4%, из опасного жилья переселены чуть более полутора тысяч человек из запланированных 42 тысяч. Никто из чиновников не смог тогда объяснить причины провала.
Анализ базы данных госкорпорации (все данные на 24 сентября 2014 года) показывает, что за прошедшее время ситуация кардинально не улучшилась. Многие губернаторы не смогли в полной мере воспользоваться предоставленным им инструментом. Лучшим лоббистом стал глава Свердловской области Евгений Куйвашев, договорившийся о привлечении 6,67 миллиарда рублей на расселение 21 116 человек из 1 334 домов. Лишь немногим отстали от коллеги тюменский и прикамский губернаторы Владимир Якушев и Виктор Басаргин, «выбившие» 6,29 и 6,1 миллиарда рублей соответственно. В конце списка оказались руководители двух регионов, в которых проблема аварийного жилфонда стоит острее всего, — губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин и глава Югра Наталья Комарова. На Ямале в список на расселение включен 501 дом. При этом на столицу округа Салехард не приходится ни одного здания. Руководство соседнего ХМАО заявило, как об аварийных, о 234 домах. Из федеральной части программы по непонятной причине выпали такие проблемные территории, как Нижневартовск, Покачи и Радужный.
306 дней игнорирования путинского указа
Тот же ХМАО возглавляет антирейтинг регионов, имеющих просрочки в реализации программы переселения. Абсолютный рекорд игнорирования путинских поручений зафиксирован в Нягани, где новые квартиры попавших под действие программы югорцев не оформляются в их собственность 306 дней. В Мегионе отмечено неисполнение договора на приобретение квартир на вторичном рынке в течение 238 дней. Не лучшим образом обстоят дела и с возведением отдельных домов в рамках госпрограммы. Антилидером стал поселок Сосновка, где срок получения разрешения на строительство по адресу улица Школьная, 2 истек 453 дня назад. Документы суда, по данным фонда, так и не получены. Среди других вопиющих случаев здания в Сосновке по адресу Первопроходцев, 3 (392 дня) и в Советском в микрорайоне Нефтяник, 19 (327 дней).
Как пояснил «URA.Ru» курирующий вопросы ликвидации аварийного жилья сотрудник департамента Жилищно-коммунального комплекса и энергетики Югры Алексей Ряднов, в представленной в базе госкорпорации информации могут содержаться устаревшие сведения. «Сведения по Советскому и некоторым другим муниципалитетам о фактическом исполнении контрактов за 2013 год еще не введены. В этом есть доля нашей вины», — признался он. Представитель правительства ХМАО подчеркнул, что еще в июле округ находился в «зеленой» зоне рейтинга Фонда содействия развитию ЖКХ. Он уверен, что по мере обновления информации регион восстановит свои позиции и советует повторно проанализировать базу в октябре.
В Пермском крае лидером по контрактным просрочкам здесь стала деревня Степанова, где оформление новых квартир для жителей аварийных зданий затянулось на 286 дней. Не столь вопиющее, но все-же значительное отставание в пгт Октябрьский — 188 дней. Максимальная просрочка собственных строительных работ в рамках программы составила 108 дней (село Плеханово улица Центральная, 1ж). Примечательно, что Прикамье стало одним из двух регионов, где жители аварийных домов уже начали выходить на несанкционированные митинги. Протестные акции прошли этим летом в не вошедших в госпрограмму Березниках.
Замыкает тройку наиболее медлительных регионов Свердловская область. Здесь две проблемные точки — Верхотурье и Тавда, где исполнение контрактов и ход строительства отстают на 172 дня. Как заявили в Верхотурской гордуме, работы были приостановлены из-за отсутствия финансирования. Но на сегодняшний день проблема решена, и строительство дома по адресу улица Заводская, 4а вскоре возобновится.
Деревянные бараки по цене элитных квартир
За этими кустами на улице Пароходской находится самый дорогой на Большом Урале барак
К более интересным выводам можно прийти, проанализировав стоимость контрактов на выкуп аварийных квартир, покупку жилья взамен сносимого и строительство новых площадей. Законодательство гласит, что выкупная цена барачных площадей состоит из нескольких слагаемых — их рыночной стоимости, убытков, понесенных собственниками в связи с переездом, и затрат на оформление документов. Если обитатели аварийных площадей не согласны с предложенной им суммой, то они вступают в торг с государством. При этом чиновники могут в любой момент прекратить переговоры и обратиться в суд, который и определит конечную цену.
Самым дорогим неожиданно оказалось барачное жилье в Тюмени. При средней стоимости на вторичном рынке 66,5 тысячи рублей за квадрат (по данным риелтерских агентств), значительная часть выкупных контрактов заключалась по в 1,2-1,5 раза более высокой цене. Абсолютным рекордом стало одно помещений по адресу Пароходская, 34, владелец которого реализовал свое жилье за 154685 рублей 99 копеек за квадрат. Второе место в списке наиболее дорогих бараков Большого Урала занял дом по адресу Волгоградская, 27, владелец одной из квартир в котором получил компенсацию в размере 136753 рублей 25 копеек за квадрат.
В департаменте земельных отношений и градостроительства администрации Тюмени «URA.Ru» заверили, что стоимость всех заключенных в рамках программы контрактов формировалось на основе оценки сертифицированных структур. В мэрии признали, что в ряде случаев вопрос решался в зале суда. Но выносились ли судебные вердикты в этих двух случаях, сказать не могли — для выяснения дополнительных данных необходимо поднимать первичные документы.
В более скромные суммы обходится переселение аварийных домов на Ямале, где практически отсутствует практика выкупа квартир — в подавляющем большинстве случаев заключаются договоры на долевое строительство. Самым дорогим оказалось расселение домов в Надыме по адресу городок УПТК НГПС, дом 5 (93314 рублей за квадратный метр) и в Ныде (улица Озерная, 12, 82992 рублей за квадрат).
В базе Фонда нет данных о заключении, либо исполнении заключенных в Ханты-Мансийске, Кургане и Екатеринбурге контрактов. Но разделив объем выделенных на снос конкретных домов средств на размер расселяемых в них площадей, можно вычислить предполагаемую стоимость барачного квадрата. В Ханты-Мансийске максимальная из них составляет 66 174 рубля (ул. Комсомольская, 55), в Кургане 59 797 рублей (ул. Гагарина, 50), в Екатеринбурге 52 202 рубля (ул Памирская, 19). По непонятной причине, в базе данных Фонда нет ни одного аварийного дома в Челябинске.
Разброс в исполнении программы — в 20 раз. Но скоро все изменится
По предварительным данным, пока наилучший показатель реализации программы у Тюменской области, где расселено 14,66% попавших под действие программы жителей бараков. У занявшего последнюю строчку ЯНАО в 20 раз меньший показатель — 0,77%. Однако уже в ближайшее время может все измениться. В первую очередь, регионы научатся работать с госкорпорацией более оперативно, своевременно предоставляя ей отчеты. Помимо этого, эксперты прогнозируют, что в условиях разрастающегося кризиса исполнение «майских указов» останется одним из немногих инструментов, гарантирующих социальную устойчивость в стране.
К концу года президент может собрать новый Госсовет, на котором проанализирует реализацию своих поручений. Губернаторы понимают, что им крайне невыгодно оставаться в отстающих и предпримут все силы для завершения долгостроев и улучшения своих позиций.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!