«Владимир Владимирович, помни: твои старые друзья всегда рядом»
Инаугурация Владимира Якушева — не просто одно из трех десятков торжеств, которые прокатываются в эти дни по России. Выборы тюменского губернатора признаны альтернативными и легитимными, он показал шестой результат по России. А значит, может заявить право пересмотреть свою позицию о равноправии Тюмени, ХМАО и ЯНАО. Будущее «матрешки» обсуждают не только в кулуарах: Якушев — в программном заявлении, Комарова — в иносказательном поздравлении, Кобылкин — в шуточном. «А где нам подарки?» — уже заявляют Югра и Салехард. Каменный гость на фуршете, странные дары Неелова, скрытые предупреждения от Комаровой и все желания Кобылкина — в репортаже «URA.Ru».
Как пройти к тюменской филармонии, екатеринбургскому журналисту узнавать не приходится. У здания — столпотворение «пиджаков». Элиты трех регионов, поддержавших Владимира Якушева, заслонили символ губернаторской кампании —пластиковые буквы «Я доверяю». Зато неприкосновенен другой — советская красная дорожка, проложенная от дороги до места Владимира Владимировича в центре зала. Через нее даже не прыгают фотографы. А соавторы победы Якушева, губернаторы Наталья Комарова и Дмитрий Кобылкин, проходят сбоку от нее. Неприкосновенность дорожки непринужденно нарушает лишь спикер думы ЯНАО Сергей Харючи.
Заблудиться в поисках места проведения инаугурации сегодня было невозможно
Во время избирательной кампании Владимир Якушев часто говорил о равноправии трех регионов. Но после 14 сентября он стал губернатором, избранным народом с результатом 86,56% (шестая цифра по России) и вошедшим в ТОП-10 рейтинга глав регионов ФоРГО. После этого риторика о «старшем регионе и двух младших братьях» могла поменяться. Но даже любимцы тюменской прессы стараются об этом не говорить.
На улице дает интервью Михаил Селюков, кандидат в губернаторы от ЛДПР. «Это наш губернатор», — чеканит депутат тюменской Облдумы от Югры. Но на мой вопрос про объединение Тюмени, ХМАО и ЯНАО уходит от ответа: «Разделение закреплено законом, иначе быть не может». Местный лидер «Опоры России» Эдуард Омаров в разговоре с журналистами добавляет: «Все уже привыкли к такому порядку».
После 15:00 у дорожки ни души, как и в холле филармонии, куда перевезли агитационный шатер Якушева, стоявший на Цветном бульваре. Здесь тач-панель с результатами работы Якушева с 2006 по 2014 годы. «Первые два года Владимир Владимирович включался в работу», — объясняет гид. Здесь же стеклянный куб с нефтью, стеклобоем и шихтой — главными продуктами региона.
Галстуки-триколоры у элиты в моде
Люди только у лестницы на второй этаж. Там Владимира Якушева ждут главные гости торжества.
— Чего стоим? Пошли, места займем, — говорит губернатор ХМАО Наталья Комарова. Хозяйка Югры в сером платье чуть ниже колена и расстегнутом кардигане.
— По сценарию ждем, — настаивает спикер тюменской Облдумы Сергей Корепанов.
— Я твои желания угадываю, заметь, — хозяйка Югры будто игнорирует пассаж и обращается к Дмитрию Кобылкину. Глава ЯНАО, как всегда, одет с иголочки, статен. — Все желания сказать?
— Пора заходить, мы же голосовали, — отшучивается Кобылкин. Владимир Якушев на второй этаж буквально вбегает, но по другой лестнице. Кобылкин снова выходит из положения с улыбкой: «Ну вот, а мы к вам спиной...»
Поцелуй с Комаровой, рукопожатия с остальными — и виновник торжества продолжает идти по ковровой дорожке мимо ровных рядов. Все приглашенные рукоплещут стоя. С балкона на третьем этаже, который выделили журналистам, это выглядит усладой для перфекциониста. Абсолютно все места заняты, но никто не стоит в проходе. Ближе к сцене сидят «седые головы» и «серые костюмы», дальше — серые пиджаки меняются на темно-синие, а головы молодеют. Сверху Большая Тюмень выглядит единой и непобедимой.
Во главе — Владимир Якушев, слева от него — Наталья Комарова, справа — супруга губернатора Лариса, еще правее — Дмитрий Кобылкин.
Лариса Якушева — между двумя губернаторами-мужчинами
Зал украшают люди. Внутри филармония демократична, как и весь центр Тюмени: евроотделка, абсолютно белая сцена и бежевые кулисы с гербами региона и страны. Под ними Владимир Якушев в костюме, белой рубашке и красном галстуке произносит короткую присягу. И остается на сцене, вытянувшись, будто солдат в парадной форме, который только что выносил губернаторскую цепь. Когда Корепанов одевает на Якушева символ тюменской власти, первой в зале начинает хлопать Наталья Комарова.
Но с поздравлениями первой выходит не руководитель Югры, а тройка сенаторов: Михаил Пономарев, Юрий Неелов и Степан Киричук. Говорит один Неелов: «Везет нам, тюменцам! Опять народ неплохого парня избрал в губернаторы». Поочередно на сцену выносили подарки: хомут («примеряй, пять лет тебе регион тащить»), метлу («мети по-новому, но не забывай хорошее старое»; ею губернатор символически поводил по сцене), зеркало («чтобы чаще смотрелся и не зазнавался: нос вверх попер — ты это дело быстренько урегулируй») и кнут с пряником («излюбленный в России метод управления»). «Помни, твои старые друзья всегда рядом», — после даров Неелова солдаты, цепи и гербы могли выглядеть нелепо. Но аплодисменты в зале и улыбка совершенно не смутившегося Якушева не дали торжеству превратиться в аппаратный капустник.
Почему-то военные — непременный атрибут инаугураций в разных регионах
Эрнест Валеев, который выступает от депутатов Госдумы, в поздравлении касается темы «тюменской матрешки», под знаком которой и проходят все дальнейшие выступления: «Избран первый губернатор под знаком сотрудничества трех субъектов». Хлопают все, кроме Натальи Комаровой.
Следующее выступление — ее. «Если пригласить всю делегацию ХМАО, сцены не хватит — нас ползала, — даже во время спича Наталья Комарова напоминает о значении Югры в выборах. Ее речь, пронизанную намеками, интересно передать полностью: «Мы голосовали за развитие, за сотрудничество трех субъектов... самостоятельных субъектов РФ. Мы уверены, что пять лет вашей работы пройдут под знаком доверия, стабильности и предсказуемости наших отношений. В вашу библиотеку мы передали редкий том трудов Плутарха. Я зацепилась за одну из мыслей. Цезарь, одержав верх на выборах, привел знать в смятение: он мог увлечь народ на любую дерзость. Есть историческая аналогия для нашего времени. Для вас это третий срок губернаторства. В советское время летоисчисление исчислялась пятилетками. Так вот третья советская пятилетка проходила под лозунгом догоним и перегоним. Вот вам и карты в руки». Наталья Комарова заслуживает от губернатора продолжительные объятия. «А где нам подарки?», — напоследок то ли в шутку, то ли всерьез говорит хозяйка Югры.
Речь Натальи Комаровой сегодня слушали с особым интересом, ища в ней скрытые смыслы
На сцене губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин: «Мы и так были друзьями, а за время кампании стали очень близкими и родными людьми. Пока поднимался, вспомнил случай, как в Новом Уренгое Владимира Владимировича на сцену пригласили как губернатора ЯНАО». В зале смех и аплодисменты. Якушев смеется и поправляет: «Исполняющего обязанности!» «Нам все равно было приятно, — продолжает Кобылкин. — Не могу не вспомнить случай в Салехарде. Пришла бабушка и спросила, где Володя Якушев сидит. Мы сказали, что здесь у Владимира Владимировича нет кабинета. А она говорит: „хватит, пора ему на работу выходить“. У нас такое население, очень вас уважают. Мы полтора процента проиграли Югре, но это не значит, что настолько мы вас меньше любим и уважаем. Огромное спасибо Сергею Собянину, Юрию Неелову, которые сделали эту программу сотрудничества, и мы ее продолжаем. У нас денег после кампании не осталось, правильно Наталья Владимировна сказала: а где нам подарки?». В итоге Кобылкин дарит три фигурки мамонта разной величины: «Где кто — вы сами, думаю, понимаете». Комарова не хлопает, а переговаривается с соседом, гендиректором «Сургутнефтегаза» Владимиром Богдановым.
Дмитрий Кобылкин: «За время кампании мы стали родными людьми
Позже «URA.Ru» застанет в коридоре всех трех губернаторов. Но Владимир Якушев откажется говорить о «подарках» для своих коллег: «Позже вам сообщу». «Нам еще предстоит приватный разговор», — добавит Наталья Комарова. Похоже, подарки определятся к ее собственной кампании, которую ждут в 2015 году.
Александр Карелин, большой человек во всех смыслах
Речь Якушева на церемонии — не программное заявление на будущую пятилетку, а слова благодарности всем, кто повлиял на результат: от президента Владимира Путина до глав районов. Но, в первую очередь, спич подводит итоги всем шуткам и намекам об отказе от идеи объединения Тюмени, ХМАО и ЯНАО. Но уже серьезно: «По большому счету избирались и Наталья Владимировна, и Дмитрий Николаевич. Все мы делали сообща, выбрались втроем. Я отдаю отчет: проценты, которые мы получили — уровень доверия ко всем трем губернаторам, — элиты поддерживают тезис аплодисментами. — Когда-то из одного субъекта у нас получилось три. И в этом наша сила, все вопросы мы должны решать только сообща».
После речей — «Полонез» Чайковского из «Евгения Онегина», «Полет шмеля», «Тарантелла» и Ave Maria в исполнении коллективов филармонии. А журналистов провожают на улицу: «Вы и так услышали на несколько статей».
Впрочем, остаться стоило. В холлах двух этажей филармонии кейтерингом, кафе «Максим» («цены конские», — шепчутся гости), накрыто 39 одинаковых столов: вина, шампанское, морс, вода, тарелка с фруктами, канапе и пирожки. Столы украшает небрежно брошенная голубая ткань и цветочная композиция из роз и хризантем. Когда гости выходят из зала, в филармонии становится тесно.
Свободных мест в филармонии сегодня не было
Стол № 1 находится у лестницы, и стоять за ним не очень-то удобно: у его центра — бюст народного артиста СССР Юрия Гуляева. Зато за скульптурой удобно укрыться от посторонних взглядов: так делают президент хоккейного клуба «Автомобилист» Алексей Бобров и Сергей Корепанов. У стола кроме каменного гостя — депутаты Госдумы: Александр Карелин пробует пирожки, а Павел Дорохин потягивает шампанское. Владимир Якушев к столу не подходит: его то и дело приглашают к стойке микрофона для получения подарков. Например, Дорохин, не допущенный на выборы («но это не значит, что я не уважаю Якушева», — говорит он «URA.Ru») дарит губернатору символ Госдумы. Поодаль и Комарова с Кобылкиным — они заняты беседой с Богдановым из «Сургутнефтегаза».
Читают телеграммы. На слова от предшественника Якушева Сергея Собянина — «крепкого здоровья и новых масштабных проектов» — никто никак не реагирует. Зато упоминание следующего адреса — от президента Беларуси Александра Лукашенко — порождает одобрительный гул.
«За всех жителей Большой Тюмени», — наконец поднимает первый тост Владимир Якушев, окончательно снимая большую интригу.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!