«Путин об этом точно не знает»
Подняв вопрос о снижении доходов учителей, ОНФ вскрывает лишь верхушку зарплатного «айсберга». На деле проблема гораздо серьезней. Недовольство педагогов нарастает практически во всех регионах Большого Урала. Оппозиционеры и «фронтовики» пытаются использовать его по-своему. Победят первые — педагоги выйдут на улицы, перехватят инициативу вторые — учителя продолжат лишь тихо роптать. В каких регионах школы уже бурлят, а где царят стабильность и спокойствие — в материале «URA.Ru».
О том, что с реализацией важнейшего «майского указа» Путина рано или поздно могут возникнуть проблемы, заговорили еще два года назад. Об этом свидетельствовал в первую очередь галопирующий рост расходов на его исполнение в региональных бюджетах.
Сегодня по решению свердловского губернатора Евгения Куйвашева в правительстве региона создана специальная комиссия, куда вошли специалисты минфина, минобразования, профсоюзов и представители депутатского корпуса, призванная выяснить и устранить причины отдельных случаев снижения заработных плат учителей в муниципалитетах Среднего Урала.
В Свердловской области зарплаты учителей — под особым контролем
«Министерство образования проводит ежемесячный мониторинг уровня заработной платы педагогов и по итогам сентября особую настороженность вызывает ситуация в Каменске-Уральском, Арамильском, Белоярском городских округах и некоторых других муниципалитетах. Созданная по решению губернатора комиссия рассмотрит каждое конкретное обращение по каждому учителю и примет все необходимые меры для неукоснительного соблюдения указов Президента Российской Федерации», — сказала заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Ирина Серкова.
Первым «звонком» стала отмена прошлой осенью в ряде территорий президентской надбавки в размере тысячи рублей за классное руководство. Например, она исчезла из зарплатных ведомостей педагогов в Артемовском районе Свердловской области. «Нам не объяснили, почему ее отменили. Думаю, сам Путин об ее отмене точно не знает», — рассказал один из местных педагогов.
Вторым шагом стал перевод с 1 января 2014 года ряда школ на другую методику расчета зарплат. Кое где перешли от подушевой системы к окладам. При этом к расчетам возникло множество вопросов. «5 лет назад мы уже были на окладе, у меня он составлял 7 800 рублей. С нового года стал 8 000 рублей. Сами подумайте, как за это время цены выросли», — рассказывает местный педагог. В других присоединившихся к этой схеме муниципалитетах базовая часть заработной платы выросла более существенно. В Краснотурьинске она составила 11 000 рублей. Больше всего пострадали те, у кого было много детей в классах.
Владимир Путин часто заезжает в школы. Но вряд ли подозревает, какие страсти кипят в коллективах
Со временем школам начало не хватать денег на оплату сотрудникам второй части зарплаты — компенсационной, в которую, в частности, входят стандартные выплаты за классное руководство и ведение кружков. Директорам пришлось использовать для латания возникающих «дыр» третью — премиальную часть, которая к осени оказалась фактически вычерпанной. Помимо этого, для сохранения былого дохода педагогам приходилось брать на себя дополнительную нагрузку. Сейчас им приходится за зарплату в 29 тысяч рублей работать по 30 часов в неделю, в противном случае они будут получать почти вдвое меньше. Те, кто не смог этого сделать, привыкают к более бедной жизни. «Временами мы думаем, что можно пойти на ультиматум и задать вопрос, почему так происходит, но никто не делает этого», — делятся учителя.
В Нижнем Тагиле базовая оплата часа работы учителя осталась на прежнем уровне, однако резко просели стимулирующие выплаты, часть которых перекинули на финансовую поддержку детсадов. Учителям объяснили, что средняя зарплата педагогов в муниципалитете (около 37 тысяч рублей) были значительно выше средней по области (около 30 тысяч рублей).
В Сургуте президентская надбавка исчезла в сентябре. Зарплату до необходимого уровня талантливым учителям дотягивают за счет повышающих коэффициентов. Те, кто не проявил себя в ходе аттестации, не вырастил победителей олимпиад и не имеет других значимых достижений, потерял в зарплате в отдельных случаях вплоть до 50%. Но особого протеста это пока не вызывает. «Если в классе есть беспорядок, то учителя должны отвечать за это морально и материально. Сопротивляться — только хуже себе сделать», — говорят местные педагоги.
Виктор Басаргин благословил отмену надбавки за сложность для учителей
Гораздо более тяжелая ситуация сложилась в Пермском крае. В одном из муниципалитетов без объективного анализа перешли на почасовую ставку и убрали надбавки за сложность. Особенно от этого пострадали педагоги, работающие с большим числом учеников. «Бывает, что мне приходится вести уроки сразу для нескольких классов. У меня зарплата упала на 7 тысяч рублей — до 12 400 рублей. Очень многие недовольны. Учитель вместо того, чтобы готовиться к урокам, вынужден себя пиарить, чтобы заслужить премиальные выплаты».
В Кургане лидер местного профсоюза работников образования Нина Михайлова говорит о единичных жалобах на снижение доходов, которые пока не стали тенденцией. На Ямале педагоги резких скачков зарплаты пока не заметили, однако утверждают, что ее реальный размер часто в два с лишним раза ниже официально заявляемого властями. И лишь Тюменской области пока удается избежать перечисленных выше проблем.
Рассерженные учителя грозят в случае дальнейшего снижения зарплат объявить избирательную забастовку: «Каждые выборы мы — как те рабы: родителей агитируй, в день голосования работай. Учителя этих чиновников во власть провели, а взамен фигу с маслом получили. Какой смысл дальше на них работать».
Дальнейшее падение зарплаты учителей может спровоцировать избирательную забастовку
Как минимум в двух регионах к разрешению ситуации подключился ОНФ. Еще в сентябре пермские «народофронтовцы» получили сигнал о принятии краевым правительством постановления, снижающего «расценки» на подушевое финансирование. Оказалось, кабинет перебросил 400 миллионов рублей расходов с общего образования на дошкольное, поскольку учеников стало меньше, а малышей — больше. «Что касается уровня заработной платы воспитателей, — резюмировали в региональном штабе, — то она не только не увеличилась, но и по сравнению с прошлым годом уменьшилась». Главный «фронтовик» Прикамья, глава крайисполкома Евгений Симакин назвал действия властей манипуляцией с цифрами с целью скрыть сомнительные подходы к бюджетному планированию.
Следующим шагом стали инициированные правительством массовые проверки на местах, в которых помимо сотрудников министерства образования, приняли участие представители профсоюзов, школьной общественности, аппарата прикамского уполномоченного по правам человека. Неожиданно выяснилось, что формально «майский указ» выполняется, во всех проверенных школах доходы учителей выросли. Однако председатель ревизионной комиссии регионального штаба «Народного фронта» Алексей Клейн заявил, что успокаиваться рано — проблемы могут появиться в четвертом квартале.
Депутаты Законодательного собрания уже колесят по региону, рассматривая каждую жалобу о снижении заработной платы в индивидуальном порядке. На ближайшее заседание парламента вызван министр образования Юрий Биктуганов. «Думаю, в „ручном режиме“ нам удастся снять вопросы педагогов», — говорит лидер фракции правящей партии Елена Чечунова. «Сегодня я был в Алапавевске. Здесь проблем нет. Завтра буду в Туринске. Мы даем в газетах объявления с просьбой присылать нам все жалобы», — заявил «URA.Ru» депутат Максим Иванов.
Александр Бречалов предлагает каждому учителю по «удочке»
Эксперты, констатируя активность ОНФ на зарплатной теме, полагают, что ее цель — прощупать состояние и настроение общества, понять, готовы ли люди отстаивать свои права и требовать обещанного властью. «„Народный фронт“ объединяет тех же учителей, родителей, общественников. Говорит им: „Давайте вытаскивать на свет эту и другие проблемы, решать их сообща“. Это „удочка“, которая дается в руки каждому вместе с шансом использовать ее себе во благо. Нужно лишь желание действовать. В случае с зарплатами учителей видно, что такое желание у людей есть», — заявил «URA.Ru» генеральный директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.
Если же всплеска активности не будет, уровень зарплат может остаться на прежнем уровне. По крайней мере, главы регионов с их проблемными бюджетами такому сценарию только обрадуются.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!