«Наш бюджет зависит от саудовского короля»
Пермские власти тряхнули кошельком, показав его содержимое всем желающим. В этой презентации краевой кабмин предстал в виде неисправимых оптимистов, которые давно не видели биржевые сводки. Из них уже можно строить пренеприятные прогнозы и заново кроить бюджет. Кто выживет после секвестра, а кто — нет, кому придется чуть затянуть пояса, а кому — сесть на жесткую диету. Что увидел в трехлетнем бюджете Пермского края корреспондент «URA.Ru» — читайте в материале агентства.
Публичные слушания по проекту бюджета Пермского края на 2015-2017 годы состоялись в столице Прикамья 15 октября 2014-го при не слишком массовом стечении граждан. Органный зал был заполнен разве то на четверть, из чиновников пришли лишь обязанные по долгу службы, а из депутатов Законодательного собрания края — только несколько человек.
Группа оппозиционных товарищей скандалов не устраивала
Им показали, что работа правительством проведена огромная. Особенно в части перекраивания финансов и их оптимизации на будущее. Собственно, одного взгляда на схемы и графики, подготовленные кабинетом для презентации, хватает, чтобы понять: во главу угла был поставлен секвестр всего, что только можно урезать. И это, прежде всего, траты по исполнению двадцати двух государственных программ, на которые закладывается более 98 процентов всех расходов. В денежном выражении этот показатель составляет 326,6 млрд рублей на три года — и это после сокращений почти по ряду ключевых направлений. В кои-то веки правительству края даже пришлось окончательно разобраться с региональной льготой по налогу на прибыль. Соответствующий проект о внесении изменений в закон «О налогообложении в Пермском крае», по словам Геннадия Тушнолобова, представлен на рассмотрение в Заксобрание.
Очевидно, что в некоторых случаях премьер и его команда буквально готовы скрести по сусекам. Например, для того, чтобы не сорвать реализацию майских указов президента Путина по росту заработной платы работников бюджетной сферы. На сегодня он варьируется по краю в диапазоне от 2 процентов по медикам и до 15,3 % — по социальным работникам, с 1 января 2015-го фонд оплаты увеличится еще на 6,6 процента, а по годам прибавка должна быть следующей: в 2015-м — 869,8 млн рублей, в 2016-м — 2,3 млрд, в 2017-м — 5,4 млрд. Но осенний скандал с зарплатой учителей, о чем писало «URA.Ru», показал существенные перекосы в ситуации: выяснилось, что вливаемые в отрасль деньги внутри нее странно перераспределяются.
В частности, как сообщил премьер Тушнолобов на публичных слушаниях, в школах — явный перебор с руководящими работниками: «Вы все в школе учились и помните, сколько завучей было. А в некоторых сейчас — по девять! Есть главный бухгалтер, который чуть-чуть меньше директора школы получает, и многое другое. Неприятные вещи для некоторых сегодня, но мы будем в этом плане наводить порядок. Входить в положение в чье-то? Изучать будем, но входить, скорее всего, не будем. Будут жаловаться, может, будут обижаться. Но я к чему эти цифры привел? Мы анализируем сегодня, в том числе, и в здравоохранении, и в культуре, сколько у нас составляют процентов административные расходы, а сколько составляют расходы, от которых впрямую зависит заработная плата врачей, учителей и работников культуры. И это все зависит от руководителя учреждения, предприятия, организации. Вот там тоже надо разбираться, кто, как, что, кого назначает. Нужно наводить порядок».
Эти суммы стоит запомнить и сравнить с реальной зарплатой в середине 2015 года
«Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!» — именно этой киноцитатой из «Покровских ворот» можно описать то, что сделали с бюджетом на ближайшую трехлетку его разработчики. Оптимизированы в сторону значительного уменьшения здравоохранение и физкультура со спортом, создание доступной среды для людей с ограниченными физическими возможностями и общественная безопасность. Но, конечно, за каждым сокращением стоит вполне объективное основание.
Так, заканчивается федеральное финансирование приоритетной национальной программы «Здоровье», поэтому похудела и строка в бюджете — с 22,1 млрд рублей в 2014-м до 21,8 млрд — в 2015-м. При этом, по словам Геннадия Тушнолобова, расходы в текущем году — очень серьезные. Куплен компьютерный томограф в Березники, четыре реанимобиля для службы медицины катастроф, оборудование для эндоскопии, операционных, службы крови. Аналогичная ситуация и по спортивному направлению. Расходы по нему уменьшены в части прекращения реализации проекта «Спортивный сертификат», целью которого было увеличение числа школьников, занимающихся в секциях. Но ухудшения, считают разработчики бюджета, произойти не должно, поскольку в 2012-13 годах в крае открыто 14 межшкольных стадионов, сейчас строится еще 6, на 2015-й запланировано возведение очередных девяти. А примерно подсчитано, что каждый такой объект, в среднем, дает рост числа занимающихся спортом до двух тысяч человек, то есть, секвестр оправдан.
Кстати, очень сильно — на 349 миллионов рублей — полегчали и плановые затраты на развитие спорта высших достижений. Но причина здесь, оказывается, в бассейне для города Чусовой. Пока идет госэкспертиза определения стоимости, и нет подтверждения софинансирования объекта из федерального бюджета, а без него край в проект не вступит. Поэтому вышеуказанную цифру просто вычеркнули — до решения вопроса в Москве. Из-за бассейнов, кстати, похудели и будущие расходы на общественную безопасность — на 671 миллион. Предполагалось построить в территориях 11 пожарных депо, но проекты были признаны слишком «навороченными». Решили делать попроще — в типовом варианте, не за 70-80 млн рублей каждый, а за 45, что и дало ожидаемую экономию.
Зато рост финансирования заложен по развитию образования и науки, социальной поддержке. В частности, на 65 миллионов увеличится субсидирование частных детских садов, на 14 млн — частных школ. Плюс заявлено, что к 1 января 2016-го местами в детсадах будут обеспечены все дети в возрасте от 3 до 7 лет. На 100 миллионов увеличатся ежегодные денежные выплаты ветеранам труда Пермского края. А к 70-летию Победы ветераны Великой Отечественной, инвалиды войны, блокадники получат возмещение расходов, связанных с капитальным ремонтом их жилья — до 50 тысяч каждому. Это в сумме — 88 миллионов рублей.
В общем, планы — по-прежнему грандиозны. Как рассказала уже в своем докладе министр финансов региона Ольга Антипина, только на программу «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» предусмотрено по 209 млн рублей ежегодно — на оплату переподготовки специалистов, подготовки в интернатуре и ординатуре, компенсации по договорам найма жилья, его приобретения и строительства для врачей и среднего медперсонала. Также будут направлены средства на организацию дополнительного образования медиков. Абитуриентам по программе «Высшее послевузовское образование» будет выплачиваться из краевого бюджета дополнительная стипендия в 1600 рублей, а интернам и ординаторам — по 5,5 тысяч ежемесячно. К 2017 году это закроет потребности государственных медицинских организаций в штатных должностях.
На культуру же в Пермском крае только в 2015-м, по словам Ольги Антипиной, запланировано потратить 1,8 млрд рублей, а средняя зарплата в отрасли в будущем году вырастет до 28953 рублей — на 7,6 процента. Назван и список проектов, мероприятий и фестивалей, которые предполагается финансировать — вот он: «Возрождение исторической памяти», «Пермская библиотека», «Анимационная школа», «Живая Пермь», детский творческий конкурс «Дарования Прикамья», «59 фестивалей 59 региона», «Джазовая лихорадка», «Белые ночи в Перми», Фестиваль театров малых городов России, Фестиваль уличных театров, Фестиваль циркового искусства, Международный фестиваль «Пространство режиссуры», Фестиваль Дениса Мацуева, «Владимир Спиваков приглашает» и конкурс ледовых скульптур.
«И многие другие», — сообщила под финал перечисления министр финансов. Хотелось бы надеяться, что за этими тремя словами — действительно много всего неупомянутого. Так, например, не прозвучала «Флаэртиана», а ведь министр культуры края Игорь Гладнев лично обещал на церемонии открытия минувшего 14-го кинофестиваля документальных фильмов, что финансирование будет продолжено.
Впрочем, ни Геннадий Тушнолобов, ни Ольга Антипина не скрывали, что исполнение бюджета на 2015-17 годы будет зависеть не от желания краевых властей, а от общей ситуации в России. А директор Центра прикладной экономики Юрий Белоусов, экс-депутат и экс-вице-губернатор еще Пермской области честно высказал свое отношение к представленному главному финансовому документу края: «Посчитать очень сложно. Я вот считал на этот год прогноз, на прошлый год, получал достаточно точные цифры, а на 2015-й — не буду. Потому что ничего не понимаю, что произойдет. Не дай Бог, начался долгосрочный тренд низких цен на нефть — 14-15 лет. Сложно что-то считать. Но если оценивать бюджет в целом, то хочу сказать, что он — совершенно нормальный. Может, конечно, ситуация вывести совершенно в другую сторону, но сегодня это предсказать никто не в состоянии. Поэтому рекомендую Заксобранию принять его в первом чтении».
Действительно, верстался бюджет летом по прогнозам социально-экономического развития, составленным еще весной 2014 года. Осенью ситуация поменялась настолько, что для уверенных заявлений о четкой перспективе на три года вперед нужно быть неисправимым оптимистом. И авторы нового прикамского бюджета таковыми оказались, во всяком случае, они заложили в расчеты стоимость барреля нефти Urals в 100 долларов США и в 2015-м, и в 2016-м, и в 2017-м. При том, что по состоянию на середину октября цена углеводородов составила в пике чуть менее 82 долларов за баррель. И, как сейчас говорит ряд экспертов, многое не только в Прикамье, но и во всей России, зависит от саудовского короля, который контролирует мировую цену нефти, а значит, и экономические перспективы РФ. Очевидно, что еще до конца 2015 года документ будет подвергаться корректировке — таковая потребность уже назрела, в чем краевой премьер Тушнолобов откровенно признался.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!