«Подтухшие нефтяники — их любимое лакомство»
В охотничьем мире большой Тюменской области переполох. И навели его не шпионы-американцы, не погода и не государственные ограничения в отрасли. В регионах «матрешки» отмечено сразу несколько случаев нападения медведя на человека. Специалисты Госохотуправления уверены, что никакая это не тенденция, лесники же, мало того, что называют причины происходящего, еще и знают, кто будет следующей жертвой бурого медведя. Как медведи могут помочь России слезть с нефтяной иглы, почему чиновники, егеря и охотники расходятся во взглядах на проблему и кто реально ее должен решать — в материале «URA.Ru».
Сегодня в Уватском районе Тюменской области егерь застрелил медведя, который накануне убил электрика ООО «Энергия». «URA.Ru» удалось узнать подробности этой скупой информации. Оказывается, этот медведь был очень старый, высотой 2 метра, почти без зубов. И это, по словам специалистов, объясняет, почему он выбрал себе легкодоступную жертву — человека. «Убитого медведя тут же освежевали, под кожей у него практически не было жира, значит, он голодал уже давно. То, что он прикопал свою жертву, а не съел ее сразу, объясняется тем, что медведи свежее мясо не едят. Деликатес для них — тухлятинка», объясняет нам специалист госохотуправления.
На этом тюменские чиновники успокаиваются. Для них убитый электрик — рядовой случай нападения медведя на человека. По теории их всего четыре: на людей может нападать медведица, которая защищает медвежат, старый больной медведь, который не может добыть себе пропитание, медведь, которого ранили, но не добили на охоте, и медведь-шатун, который или не лег в спячку, или его разбудили раньше времени. Происшествие в Уватском районе подходит под хрестоматийное описание. Кстати, того самого медведя в поисках новой легкой добычи сняли нефтяники и выложили в соцсеть.
Вместо того, чтобы отпугнуть, снимаем на видео и потом постим в соцсетях
Видимо, в Госохотуправлении не видели летнее видео с этого же месторождения, где медвежонок пришел в городок к людям полакомиться. Они снимали его из-за угла, так как боялись мать-медведицу. Видимо, она приводила сюда на помойку малышей, вот они и запомнили дорогу.
«URA.Ru» писало уже о том, что люди чаще всего из-за своей доброты становятся жертвами медведей. На юге Тюменской области за последние 13 лет это первый случай нападения хищника на человека. Кстати, именно Уватский район — это основной дом медведей. Так, по данным Госохотуправления Тюменской области, в 2014 году в регионе замечено и посчитано 1778 медведей, из них 953 в Уватском районе.
Пилоты, работающие у нефтяников на аутсорсинге, утверждают, что реальная численность медведей выше, чем по статистике — они сами видели
«Дальше будет только хуже», — уверены егери Тюменской области. «URA.Ru» опросило сегодня троих из разных районов региона и выяснило, что, по мнению людей, которые следят за животным миром не из городских кабинетов, популяция медведей растет каждый год. И виноваты в этом... люди. «Давно уже нет настоящих охотников. Тех, кто не просто может и хочет пойти на медведя. А тех, кто знает, как правильно добыть этого хищника», — утверждают наши собеседники. И это подтверждает статистика: в прошлом году из 139 лицензий закрыли почти половину — 71 зверя. В этом году, говорят, дай Бог, чтобы 20% закрыли. Отсюда вытекает и следующая проблема: растет популяция медведей — еды вокруг становится меньше. И медведи начинают миграцию. В этом году процессу помогло холодное, безурожайное лето — ягод мало, а кедрач дает шишки раз в четыре года.
Голодные и злые медведи, которым надо хорошенько запастись жиром перед зимней спячкой, пошли по самому простому пути. «Медведи, совсем как люди: так же ленивы, потому и тянутся к жилью, где можно отлично кормиться на помойках и огородах. В этом году в Тюменской области уничтожили (в целях безопасности) 4 медведей. Еще одну медведицу с медвежонком, которая не вела себя слишком злобно, удалось отпугнуть», — говорит начальник отдела по охране и контролю за использованием объектов животного мира тюменского Госохотуправления Владимир Касаткин.
В этой ситуации сейчас наши соседи из Югры. В городах-спутниках Нижневартовска, да и в самой столице Самотлора уже полиция и мэрия предупреждают горожан о нашествии медведей. Вопиющий случай нападения медведя на людей зафиксирован в сентябре в Стрежевом (60 км от Нижневартовска) — зверь набросился на супружескую пару, которая выгуливала собаку в районе аэропорта. Медведь буквально разорвал мужчину и искалечил женщину, которая до последнего пыталась защитить своего супруга.
Регулировать численность медведей можно только с помощью оружия. Но если убить хищника без лицензии — это браконьерство
По мнению охотоведа из Александровского района Томской области Виктора Иванова, сейчас вблизи Стрежевого, расположенного всего в 70 км от Нижневартовска, бродят десятки голодных зверей. Как считает эксперт, главная причина, по которой медведи выходят из леса — это голод, вызванный неурожаем дикоросов и орехов. «У животных нет жирового запаса, достаточного, чтобы впасть в спячку. Медведи выходят к людям, либо ищут еду на дорогах», — утверждает охотовед. Причина всему — миграция от голода в лесах Томской области. Стрежевой — как раз на границе Югры и этого региона. И те, кто патрулирует эту территорию по заказу нефтяников, утверждают, что видели с вертолетов не менее 50 медведей в том районе.
Странно, но между собой егеря и охотоведы регионов не общаются, поэтому информация у всех крайне противоположная. Например, в Тюмени утверждают, что в Томской области все нормально с кормом, на Ямале, где также зафиксированы случаи нападения медведя на человека, наоборот, утверждают, что хищники стали размножаться из-за обилия кормов. А тем временем эта несогласованность служб ставит под удар главную отрасль российской экономики — добычу нефти. Дело в том, что сейчас медведи уже выбрали себе места для берлог и стараются держаться рядом с ними, а тех, кто пришел в Югру и Уват в поисках еды, манят помойки у нефтепромыслов. А вовсе не поиск места для сна. По мнению охотников — это будущие медведи-шатуны — самый опасный вид косолапого хищника.
Вот мнение егерей, которые «борются» за чистоту леса с одной стороны, а потом вынуждены спасать этих людей, с другой: «Нефтяники не утилизируют бытовые отходы. Зачем медведю искать орехи, если есть помойка. Медвежата запомнят, что они кормились с помойки, и вернутся туда, когда вырастут. Они и человека не боятся. Для лесников и егерей это самая главная проблема. На публичных слушаниях, когда им выделяют землю под застройку, они в один голос утверждают, что будет утилизация. По факту — нет. Они сами виноваты в том, что их съедят».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!