«Российских танков ждут на Вацлавской площади»
Война на Украине, «мыльный сериал» с санкциями и контрсанкциями, информационные «сливы» о двухнедельном блицкриге российской армии в Киев кардинально изменили мнение европейцев о наших соотечественниках. С опасением стали относиться к русским даже в старой доброй Праге. Рядовые европейцы морально готовятся к войне, а интеллигенция обсуждает, как противодействовать непредсказуемому режиму. Столица Чехии времен начала второй «холодной войны» — в материале корреспондента «URA.Ru».
Подозрения, что обсуждение войны на Украине, санкции и контрсанкции превратили Прагу из доброжелательного для россиян города в оплот «антисоветчины», терзали меня с первых секунд схождения с трапа самолета. Но спустя пару минут оказалось, что не все так однозначно. Девушка в будке паспортного контроля, услышав русскую речь, с улыбкой объяснила моему сыну принцип работы сканера отпечатков пальцев. Никакой злобы ни во взгляде, ни в голосе. Но на вопрос, от кого Чехия защищается, вводя такие аппараты, она уклончиво ответила: «Разные злодеи бывают». Русские туристы суетливыми стайками, как в прежние времена, толклись у информационной стойки и с хозяйским видом обходили сувенирные лавки.
Но это благополучие имеет четкие границы. Стоило зайти в рестораны и услышать, что они больше не гудят русскоязычным гомоном. Редкие залы с национальной кухней заполнены больше, чем наполовину. Поэтому официанты учтивы и вежливы как никогда раньше и готовы бороться за каждого клиента. В ход идут самые соблазнительные бонусы. Например, нам в одном из лучших заведений на Староместской площади после порции улыбок и комплиментов пообещали даже бесплатную аренду столика на новогоднюю ночь.
Сильный удар нанесен по местному турбизнесу. Экскурсовод одной из базирующихся на Вацлавской площади (главная площадь Праги) компаний Елена рассказывает, что туристической поток из РФ рухнул примерно на 40%. Автобусы на междугородние экскурсии не заполняются, кораблики по Влтаве ходят полупустые. Чехи относятся к происходящему по-разному. Одни клянут Америку, видя в ссоре с Россией сплошные минусы. «Хотите, расскажу самый популярный чешский анекдот? В Чехии доказали, что Земля круглая. Спросите, как? Да, просто плюнули на Восток, а плевок с Запада прилетел», — говорит Елена.
Прогулочные кораблики по Влтаве ходят почти пустые. Такого не было никогда
Другие стали относиться к русским с большой настороженностью. «Эмигрантам и раньше не просто было здесь жить. Теперь на нас давят еще сильнее. Сказывается проамериканские настроения местных телеканалов», — говорит простая продавщица в уличном киоске. Сертифицированный судебный переводчик рассказывает, что значительная часть населения с тревогой вспоминает прошлое: «Здесь никто не забыл 1968 год (в 1968 году власти СССР ввели в Прагу танки — прим. авт.). Читая новости о событиях на Украине, многие ждут возвращения танков на Вацлавскую площадь. Люди чувствуют, что Путин опасен, при этом никто не считает его глупцом. Но они не понимают, чего от него ожидать дальше».
Политика выплескивается и на улицы. На Староместской расположился местный Майдан, на котором несколько девушек рассказывают всем проходящим об ужасах войны и призывают подписаться под антипутинским воззванием. Одна из них — студентка местного университета, рассказывает, что раньше жила в Крыму и уехала оттуда в знак протеста против перехода полуострова под юрисдикцию России. Вторая с нескрываемым ужасом вспоминает о стычках с «путницами»: «Вчера рядом с нами „Антимайдан“ был, вы бы видели, что творилось. Тяжело, конечно, было...» По вечерам здесь звучат душевные концерты в поддержку «желто-синих». Но кое-что в этом торжестве демократии все-таки смущает: майдановки признаются, что не являются организаторами постоянно действующей акции: «Мы здесь как волонтеры. Организаторы чешские».
В предпринимательской среде царят противоречивые настроения. Пессимисты сетуют на то, что денежный поток из России иссяк — в этом году, например, наши соотечественники практически не покупали недвижимость в Карловых Варах. Оптимисты надеются на предновогоднее ралли и очередную волну эмиграции из России, доход от которой сможет перекрыть предыдущий застой. Особая надежда бизнесменов на Екатеринбург, на долю жителей которого приходится наибольшая доля покупок чешской недвижимости.
Мини-майдан на Староместской площади организовали чехи. За день до этого рядом стоял Антимайдан
Российские эмигранты пытаются самостоятельно разобраться в происходящем, взвешивая все «за» и «против». Пробелов в политическом спектре мировоззрений среди «уехавших» практически нет. В Праге, в том числе, обосновались лояльные Кремлю члены местного совета российских соотечественников, сотрудники офиса «Открытой России» Михаила Ходорковского, штаб-квартиры «Радио „Свобода“». Все они собрались на прошедшем в начале ноября втором фестивале актуальной российской культуры «KULTURUS». Мероприятие вышло бойким и разноплановым. До европейской аудитории, в том числе, доносили свои взгляды «певец» киевского Майдана художник Влад Юрашко и писатель-журналист Виктор Шендерович, и главный редактор «Русского журнала» политолог Александр Морозов. Корреспондент «URA.Ru» встретился с организатором фестиваля, современным художником, экс-участником программы «ESCAPE program», владельцем галереи «Ru.Литвин» Антоном Литвиным и поговорил об акции, отношении к русским в Европе и о видении судьбы России из-за границы.
— Изменилось ли отношение чехов к России и русским?
— Мне кажется, что нет. Те, кто относился в России критически, и сегодня прекрасно понимают, что от КГБ-шного государства ждать хорошего не приходится. Что без серьезного реформирования, люстрации и прочих очистительных мероприятий Россия никуда не двинется. Они как не видели, так и не видят в экономике РФ никакой доктрины. Все заточено на обогащение, причем в максимально короткие сроки, что будет завтра, никто себе не представляет.
— Действительно ли в чешском обществе есть страх повторения событий 1968 года?
— Есть, но не до такой степени. Русские танки в центре Европы сегодня невозможны.
Во время творческого вечера Виктор Шендерович пообещал ни слова не говорить про российского президента. Но выступление от этого менее резким не стало
— То есть вброшенная в информационное пространство летом тема, что российские танки могут дойти до Киева и других европейских столиц за две недели — блеф?
— Это игра мускулами. Если бы Кремль грозил Европе бомбой, то он воспринимался бы как исчадие ада. А заявить, что мы за две недели займем столицы соседних государств танками, это вроде как освободителями Европы себя выставить.
— Как относятся к такой позиции живущие в Европе россияне?
— Люди, которые переехали сюда три-четыре и более лет назад, не были не то что политическими, но даже и идеологическими эмигрантами. Это были простые люди из глубинки: с Урала, Сибири и так далее. Они ехали за лучшей жизнью и были далеки от политики. И мне кажется, что это правильная позиция: зачем уезжать в Европу, где совершенно другие возможности и уровень жизни, чтобы опять тут начинать смотреть телевизор, думать о Путине, режиме и прочем?
— То есть люди нашли новую Родину?
— Дай Бог, чтобы это было так. Этого я не знаю, и в этом, я думаю, никакой русский не признается.
Автограф Виктора Шендеровича для «URA.Ru»
— Если сами эмигранты в своем большинстве аполитичны, то для кого проводится фестиваль KULTURUS?
— Для всех, кто понимает значимость влияния России на европейский мир. Он призван устранить информационный вакуум вокруг России. Чтобы понимать, куда движется эта огромная территория, ее логику, определить, как с нею под боком жить. Ведь неорганизованная, спонтанная жизнь в ней представляет опасность для жизни организованной. Нужно понимать, по каким законам существует Россия, либо окончательно понять, что никаких законов нет, и предпринимать какие-то упреждающие шаги. Выстраивать внутренний и внешний барьеры сопротивления. Каждый сегодня здесь сопротивляется на своем месте: режиссер в театре своим репертуаром, редактор газеты или интернет-портала своим контентом, я как активист и художник — своими работами. Хочется все это консолидировать.
Такая концепция объясняет разношерстность фестиваля. В этот раз у нас, например, принимали участие социолог, теле- и радиопродюсер, музейный консультант, кандидат искусствоведения Анатолий Голубовский, Ольга Романова, которая занимается защитой прав заключенных и продвигает идею о реформировании тюремной системы, и музыканты. Я привожу в Прагу целую палитру людей. Чтобы на фестивале была многокрасочная, а не спекулятивная картина с каким-то одним акцентом. У нас есть мысли по поводу того, чтобы проводить такие мероприятия не только в Чехии, но и в Швеции, в Польше, во Франции.
— Каковы будут темы следующих фестивалей?
— Мы будем компетентно говорить о том, что знаем. Если наш первый фестиваль был посвящен Болотному делу, то второй — Украине, откуда у нас были специальные гости. В следующем году, если танки появятся в Вильнюсе, то мы будем говорить о Вильнюсе. А может быть, Китай захватит Екатеринбург, тогда речь зайдет про Пекинский край.
Художник, организатор фестиваля KULTURUS в Праге Антон Литвин
— Может независимый фестиваль культуры пройти в России?
— Это не ко мне вопрос. Очень мало культурных деятелей в России, которые занимают активную позицию. Помимо этого, нет гарантий, что перед нашим носом в уже арендованном зале не придут и просто не закроют дверь, сказав, что договор аренды недействителен. И это будет самый мягкий вариант. Зачем нам лишние сложности, когда можно в XXI веке провести фестиваль на площадке, где все заинтересованы в его проведении: начиная от местных властей, заканчивая зрителями, чем подвергать себя лишней эмоциональной нагрузке и что-то организовать в России, где это все явно никому не нужно? А те немногие, кому это действительно нужно, смогут увидеть мероприятия KULTURUSа в Интернете. При сегодняшних технических возможностях совершенно не обязательно приезжать сюда лично и участвовать в нем, как зритель.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!