«Если боишься — собирайся и уходи»
Для Александра Поршаня должность сити-менеджера — неожиданный поворот в жизни. Больше 30 лет он проработал на заводе «Курганстальмост», был депутатом городской Думы нескольких созывов, но управление городом — совсем другое дело. В борьбе элит за пост руководителя администрации Кургана Поршаня называли компромиссной кандидатурой. Многие не верили, что производственник сможет вывести работу мэрии на новый, более качественный уровень. Сегодня первые шаги уже сделаны — создана новая администрация, которая, как ожидает сити-менеджер, станет двигателем прогресса в городе. Как менялась структура администрации, откуда появилась «темная лошадка» Елена Иванова и какую роль в принятии решений играет губернатор Алексей Кокорин — в первом после назначения интервью Александра Поршаня эксклюзивно для «URA.Ru».
— Александр Васильевич, как обустроились на новом месте?
— Нормально. Но сразу скажу: если кто-то думает, что здесь медом намазано, он глубоко ошибается. Работы очень много.
— Тяжело привыкать? Управление городом — это все-таки не работа на производстве.
— Я бы не поверил тому, кто пришел бы на это место и сказал, что легко. Проработав почти всю жизнь совершенно в другой сфере, сразу вникнуть во все, что касается управления городом, невозможно. Даже если вопросы, которые приходилось решать раньше, в чем-то переплетаются. На это требуется время.
— Опыт работы на производстве при руководстве городом применим?
— Я постоянно работал с людьми. Опыт огромен, и он, я уверен, мне поможет. Прежде всего, это планирование — рабочий механизм должен быть отлажен.
— Насколько изменилась ваша жизнь за этот месяц? Свободного времени, наверное, совсем нет?
— Надеюсь, когда пройдет какое-то время, появится опыт, все встанет на свои места, и свободное время появится. На сегодня, вы правы, свободного времени абсолютно нет.
— Семья не обижается?
— Нет, семья с пониманием относится. Родные всегда поддерживали меня.
— Вы уже представили новую структуру администрации города. Как два разных подразделения сохранены департамент ЖКХ и департамент развития городского хозяйства. Насколько это оправдано? Был период, когда эти направления были объединены.
— Единый департамент был давно. И тогда это подразделение едва ли не подменяло собой всю администрацию города, так много у него было функций и сфер ответственности, что специалисты в конечном счете захлебнулись, и это пошло во вред работе. Сегодня из функций департамента развития городского хозяйства мы убрали те, которые ему были несвойственны. Департамент должен заниматься благоустройством города. У него для этого все есть: полномочия, аппарат.
Департамент ЖКХ тоже достаточно мощный. В сфере его ответственности мы оставили строительство. Это объяснимо: в городе идет большая работа по переселению из ветхого и аварийного жилья, строятся дома для детей-сирот. Поэтому объединять эти подразделения нет необходимости.
— От чего отталкивались при работе над новой структурой?
— В целом, мы постарались избавить департаменты от несвойственной им работы. Почему, например, комиссия по несовершеннолетним входит в управление административной практики, если есть департамент социальной политики? Это их святое дело. Все изменения, которые произошли, сделаны, исходя из здравого смысла. Мы попытались оптимизировать структуру администрации, чтобы она была удобна для работы с населением. Изменения, которые внесены, на мой взгляд, оправданны. Я думаю, что все подразделения будут нормально работать. Понимание у руководителей есть.
— Образование департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений позволит ли качественно изменить подходы к работе?
— Надеюсь. Да, получился большой департамент. Кто-то даже называет его монстром. Может быть. Но это нормальная структура, которая, уверен, будет работать, и человеку не нужно будет бегать по всему городу, чтобы сдать документы. Заявитель должен четко понимать, что он в одном месте сдаст пакет документов и получит ответ в установленные сроки, избегая бесконечных хождений и переписки с разными ведомствами.
— Сферу земельных и имущественных отношений нередко называют одной из самых коррупциогенных. Как контролировать «чистоту» процесса?
— Отвечу банально — нужно просто честно работать. Для контроля у нас есть все необходимые органы и законы. Если человек выходит за рамки, то он должен отвечать за это. В случае выявления факта коррупции, будем разбираться, и если он подтвердится, этому человеку в администрации города места не будет.
— Департамент архитектуры возглавила Елена Иванова, она совсем неизвестна в Кургане. Почему был сделан такой выбор?
— И хорошо! Все же хотели новых людей — получили. Я буду очень рад, если она по-новому посмотрит на многие вещи, на развитие города. Надеюсь, что она внесет изюминку в работу департамента. Ее образование и опыт позволяют на это надеяться.
— Если я правильно понимаю, Иванова не специалист в области архитектуры, ее конек — земельные отношения. Как будет решаться вопрос по главному архитектору?
— У главного архитектора широкий спектр обязанностей. В первую очередь — выстраивание четкой линии развития города, правильной его застройки, чтобы в архитектуре города появилась какая-то изюминка. Николай Борисович (Гуменных, руководитель комитета архитектуры до 22 октября 2014 года. — прим. ред.) грамотный специалист, но все-таки к нему были вопросы. Мы будем подбирать нового человека.
— Есть уже кто-то на примете?
— Есть предложения. С людьми я еще не разговаривал, поэтому пока озвучивать фамилии не буду. Если эти специалисты не примут предложение, будем объявлять конкурс — не только в пределах Кургана, по всей России.
— Но, насколько я знаю, проблема еще в низкой зарплате, не только в отсутствии специалистов...
— Да, зарплата низкая, но найти варианты ее повышения можно. Контрактная система, например. Если мы найдем подходящего специалиста, вопрос заработной платы мы попытаемся решить.
— Как вы принимаете кадровые решения?
— Все, наверное, ожидали, что придет новый руководитель и начнет всех менять. Поймите правильно: чтобы всех поменять, надо прийти с готовой командой. Но у меня за дверями не стоят 20-30 специалистов, которые были бы готовыми управленцами. Поэтому сегодня всех менять — это неправильно.
Я всем дал понять: не надо работать по 18-20 часов. Работайте 8 часов в сутки, но за это время выполняйте все задачи, которые от вас требуются. Ничего другого не надо. Любая инициатива будет приветствоваться. Даже самую фантастическую идею я готов рассматривать. Возьмите историю про гиперболоид инженера Гарина. Кто знал, что сегодня что-то подобное будет? Сегодня мечтаем, чтобы автомобили по воздуху летали. Любая идея может быть воплощена в жизнь.
Найти хороших специалистов не так просто. Мы иногда не видим подходящего человека, а ведь он находится рядом, работает, но его не замечают. Будем пробовать молодых людей, у них есть идеи, свое видение. Даже если будут ошибаться, это неплохо — будем помогать.
При принятии кадровых решений, конечно, мы проводили согласование с губернатором — мы же в одной команде работаем и все понимаем, что ответственны за город. Алексей Геннадьевич к кадровым вопросам относится с большой серьезностью. Он понимает, что шашкой махать не нужно: на любой должности должен быть грамотный человек, который должен добросовестно выполнять свою работу.
— Вы пришли в администрацию в переходный период, когда произошла смена власти не только в городе, но и в области. Это создает особые трудности? Или, напротив, работа «с чистого листа» многое упрощает?
— Хороший вопрос. С одной стороны, начинать при работающей старой команде, наверное, было бы проще. С другой — пришли совершенно новые люди, с которыми у нас схожее видение развития города. Но не совсем правильно говорить, что мы будем работать с чистого листа. На созданной базе мы просто «выруливаем» так, чтобы в городе было комфортно.
Чтобы было хорошо, надо просто любить свой город. Каждый второй курганец сегодня скажет, что у нас все плохо. Нет, не плохо. Надо просто самим задуматься над тем, что мы здесь живем и что ради нашего же комфорта, ради комфорта наших родных не нужно сорить, пакостить. Кто свалки создает? Сами люди. Надо уважать друг друга. Надо повышать культуру, а не тыкать друг в друга пальцем. Я хочу, чтобы в Кургане все говорили: да, есть трудности, но мы с ними справимся сообща — нужно объединение. Понимаете, здесь не надо больших денег — только соответствующее отношение и воспитание любви к городу.
— Сейчас идет работа над бюджетом 2015 года. Каким он будет? Насколько будут сбалансированы доходы и расходы? Какие направления удастся обеспечить финансированием в полном объеме?
— Бюджет будет достаточно сложным. Пока цифры озвучить не могу, это преждевременно. Скажу лишь, что бюджет будет социально направленным, и все свои обязательства мы выполним в полном объеме. Подробную информацию по основным направлениям мы представим уже в ноябре. Мне бы хотелось, чтобы мы сформировали его грамотно и чтобы средства были направлены на первоочередные нужды, а не размазывались тонким слоем.
— В этом году остро встал вопрос ремонта дорог: серьезные проблемы есть на Бажова и Тюнина. Как планируете работать с подрядчиками в будущем, чтобы не повторять ошибок этого года?
— Мы уже принимаем меры. С подрядчиками, работавшими на объектах, которые вы назвали, ведется очень жесткий разговор. Более того, они предупреждены, что из-за срыва ими договорных обязательств мы пойдем в суд. Они будут нести ответственность по закону. У нас есть хороший рычаг: по решению суда компания может быть признана несостоятельной.
— Как я понимаю, именно так стоит вопрос по ОАО «Свердловскавтодор»?
— Да, по этой компании вопрос стоит именно так. Если у руководства предприятия найдется сила воли и материальные средства, аргументы, которые мы могли бы принять, если они будут готовы закончить работы в те сроки, которые мы им установим, тогда можно разговаривать. Если нет, у них будут большие проблемы.
Вообще, о таких подрядчиках информацию нужно доносить до руководства тех регионов, где они зарегистрированы. В данном случае — до губернатора Свердловской области. Я уже дал задание подготовить такое письмо. Они пришли на наши дороги, но свои обязанности не выполнили. Мы должны открыто об этом заявлять, чтобы и другие компании понимали, куда они приходят и зачем. Это не периферия, это областной центр. Нужно строго подходить к таким подрядчикам, требовать, чтобы свои обязательства они выполняли в срок и в полном объеме. Наши специалисты, конечно, тоже недоработали, тот, кто виноват, ответит за свои дела. Никто от ответственности не уйдет.
— Планы по дорожному строительству на 2015 год уже известны?
— Мне бы не хотелось их озвучивать до принятия бюджета. Есть планы по улице Куйбышева. У меня к этому объекту большие претензии.
— Как и у всех горожан...
— Совершенно верно. Весь город терпит неудобства от того, что улица не работает. Должно быть понимание, что с ней делать дальше, после чего смогу что-то прокомментировать. Улица Куйбышева — это головная боль и горожан, и наша, администрации.
— Важная для населения тема — предоставление жилищно-коммунальных услуг. В ходе недавней «прямой линии» с вашим участием все нарекания были в адрес управляющих компаний. Как вы будете выстраивать с ними отношения?
— Да, из 16 вопросов ни одного не было в адрес администрации города, все — в адрес управкомпаний. Коммунальщики некорректно ведут свой бизнес — это очевидно. Такого наплевательского отношения не должно быть. Но жители должны помнить о том, что именно им дано право воздействия на управляющие компании, это законодательно закреплено. Если УК не подчиняется принятым правилам, она должна уйти с рынка. Я понимаю, что многие пришли в этот бизнес с улицы. Вместо того чтобы качественно оказывать услугу, они начинают просто зарабатывать. Поэтому я хочу собрать руководителей этих организаций, поговорить, все разъяснить, думаю, мы будем договариваться. В противном случае, методы воздействия на любой бизнес найдутся.
— Лицензирование позволит исправить ситуацию?
— Думаю, да. Но, с другой стороны, лицензия не дает гарантии того, что компания будет хорошо работать. Прежде всего, сами сотрудники должны понимать, что они работают с людьми, и ответственно подходить к своим обязанностям. В Кургане много управкомпаний. И некоторые из них пытаются взять на обслуживание новые дома. А что они сделали на других? Они должны доказать делом, что могут хорошо работать. Ради Бога, берите брошенные дома. Я не понимаю, как можно отказываться от жилфонда накануне отопительного сезона? Это преступление! Люди оказываются брошены на произвол судьбы в мороз. Кто-то говорит, что население не платит, но это не так: по статистике собираемость составляет 87-93%. Неправда, что средств не хватает, надо просто их правильно расходовать. Собрал деньги — окажи услугу. Поймите правильно, на сегодняшний день заниматься черной работой, которая не приносит доход, никто не станет. Если новые управкомпании создаются, значит, в этой сфере есть свободные ниши, и эта сфера приносит прибыль.
— Сегодня большое внимание уделяется привлечению инвестиций. Куда в Кургане можно вкладывать деньги?
— Наверное, не буду оригинальным, если скажу, что территориально Курган имеет очень выгодное расположение. В первую очередь, мы должны использовать возможности по созданию логистического центра. Этой работой нужно серьезно заниматься. Поэтому я поручил департаменту экономического развития рассмотреть вопрос создания мощной группы по работе с инвестициями, чтобы отслеживать программы, перспективные направления по работе с инвесторами из УрФО, из других регионов страны. Ведь есть и мегапроекты, и небольшие проекты, почему бы нам не подключиться к ним?
— Бытует мнение, что местный бизнес не имеет серьезных активов и динамики развитию экономики не придаст. Нужны крупные инвесторы извне. Вы согласны с этим?
— Знаете, крупные инвесторы просто так не придут. Они должны понимать, что для них здесь созданы условия для комфортной работы. У нас есть наши, курганские инвесторы, которые имеют серьезные средства и которые реализуют ряд проектов, дающих хороший результат.
— Губернатор и энергетики ведут совместную работу по снижению тарифов. Это повлияет на развитие экономики города?
— Конечно, повлияет. То, что работа в этом направлении идет — это большое дело. Ведь сегодня обсуждаются возможности снижения затрат на электроэнергию и для промышленного сектора, и для бюджетной сферы. Если разобраться, это не проблема энергетиков — о том, как сократить расходы, должны думать руководители предприятий и организаций. Но энергокомпании идут на это, идут нам навстречу. Первое зерно брошено, это очень хорошо. Если есть нормальный диалог во всех сферах, это здорово — значит, люди мыслят в одном направлении. Монолог ни к чему хорошему не приведет.
— В интервью нашему агентству губернатор Алексей Кокорин дал вам своего рода рекомендацию — почаще встречаться с населением и оперативно отрабатывать проблемы, озвученные людьми. Как часто вы планируете общаться с жителями города напрямую?
— Я готов к диалогу в любом дворе, с любой аудиторией. Это нужно делать, чтобы было понимание, что происходит в городе, и к чему мы должны стремиться. С людьми, действительно, нужно разговаривать. От них приходит информация, которую, возможно, мы не видим и не слышим. Если ты боишься говорить с людьми, которые доверили тебе руководство, надо собираться и уходить.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!