«Сложно быть первопроходцами»
Две главные, на сегодняшний день, челябинские темы не выпускают столицу Южного Урала из федеральной информационной повестки. Реформа местного самоуправления, ее еще только предстоит пережить другим крупным городам России, испытанная на Челябинске, но до конца еще не реализованная, и создание агломерации, о необходимости которых говорят на самом высшем уровне. О том, на каком этапе сейчас находятся оба проекта и не мешает ли реформа агломерации, — читайте в блиц-интервью главы Челябинска Станислава Мошарова «URA.Ru».
— Станислав Иванович, проект челябинской агломерации был презентован на XIII общероссийском форуме «Cтратегическое планирование в регионах и городах России». Это значит, что процесс идет полным ходом. Хотя еще совсем недавно говорили, что проект заморожен, так как Минрегионразвития РФ распущено.
— В правительстве РФ проходит реорганизация, она коснулась и Минрегиона, но его функции переданы другому министерству. По нашим данным, это Министерство экономического развития, которое и будет заниматься агломерациями.
— На какой стадии сейчас будущее Челябинской агломерации?
— На стадии подготовки документов. Для создания дирекции, координационного совета. Он, кстати, уже создан. И все эти организационные моменты должны завершиться до конца года.
«На федеральном уровне пока много законодательных пробелов»
— И что мы получим с нового года?
— Структуру, которая будет заниматься непосредственно проектами, подготовкой изменений в федеральном законодательстве. Очень много на этом уровне вопросов и даже пробелов. К примеру, мы пока не можем сделать межмуниципальное сотрудничество достаточно эффективным инструментом для развития не только самих муниципалитетов, что войдут в агломерацию, но и для всего региона. А ведь такое сотрудничество и должно стать конкурентным преимуществом, когда на большой территории будут действовать одни нормативы, строительные, к примеру. Когда будущий инвестор, заходя на территорию, видит потенциально не миллион жителей и потенциальных потребителей его услуги, а уже полтора миллиона. Конечно, для того же инвестора такое «расширение» очень привлекательно. Это с одной стороны, а с другой — появляются прозрачные и понятные правила на всей территории.
— А если говорить проще, что бы вы сказали тем предпринимателям, представляющим как большой, так и малый бизнес, готовым вложить средства в прилегающие к Челябинску территории? Например, тем, что собираются строить новый поселок в Сосновском районе. Как вы их убедите в пользе агломерации?
— Когда создается общая инфраструктура на всей территории, тогда становится проще инвесторам. Понятно, что инфраструктура Челябинска более развита, чем прилегающего района. Допустим, ресурсоснабжающие сети доходят только до городской границы. Но, если это уже совместный проект двух муниципалитетов, то, во-первых, будет дешевле. Во-вторых, быстрее, в-третьих, удобнее. Вот тогда и проявятся все преимущества межмуниципального сотрудничества.
«Делаем все, на что есть полномочия. Но не все зависит от нас»
— Кстати, с тем же ИЖС. Покупают, к примеру, горожане себе дома на озере Сугояк, живут круглый год. Но не хотят там прописываться, оставляют за собой регистрацию в Челябинске, по ряду причин. А вот в детские сады их детей, как раз из-за прописки, не берут и в районных поликлиниках не принимают. Им что даст агломерация?
— Агломерация как раз для таких случаев. Она даст не только медицинское обслуживание по месту фактического проживания, но также детские сады и школы. Границы будут стираться. Это, кстати, и разгрузит транспортные потоки. Не придется в ту же поликлинику в город ездить.
— А как реформа местного самоуправления, которую мы все еще до конца не пережили, вписывается в проект агломерации? В том числе с новым муниципальным образованием — городским округом с внутригородским делением?
«Надо прописать процедуру отзыва депутата Гордумы»
— Эти два процесса идут параллельно, они независимы друг от друга. Реформа местного самоуправления у нас сегодня прошла первый этап, мы сделали все в организационном плане для ее начала. Теперь нужно наделить полномочиями те муниципалитеты, которые созданы, те районы, что созданы, а потом эти полномочия обеспечить уже финансами. Вот сейчас как раз идет эта работа.
— Когда же будет это «потом»? Районы есть, полномочия пишут, а все такое «декаративное»...
— Мы делаем все, на что у нас есть полномочия. Но не все зависит от нас. Это уже тема на федеральном уровне. Хотя мы, как первопроходцы реформы МСУ, сейчас внутри всех этих процессов и пытаемся их ускорить. Уже внесен в Госдуму проект наших предложений по поправкам в Бюджетный кодекс РФ, и там учтены наши, от области и города, предложения.
— Готовятся районные уставы, начинаются публичные слушания. Нет ли в райсоветах разночтений федерального закона, каких-то разногласий? Может быть, кто-то хочет по своим, особым законам? Власти надо больше, независимости, все тех же полномочий...
— Серьезных разногласий нет, есть нюансы. Допустим, в некоторых районах вместо четырех комиссий предлагают сделать шесть. Но опять же у нас сегодня только 13 вопросов местного значения, которые переданы на районный уровень, и такого количества комиссий просто не требуется. Я бы сказал так. Идет творческий процесс и, между прочим, возникают темы, что даже не предусмотрели на федеральном уровне...
«Мы установим прозрачные и понятные правила на всей территории агломерации»
— Это вы про отзыв депутата Гордумы?
— В том числе. Не прописан отзыв из городской Думы депутатов, делегированных райсоветами. Мы поставили этот вопрос на федеральном уровне, и Москва признала, что надо править 131 закон о местном самоуправлении. Ну и, кроме того, процедуру отзыва следует прописать и в местных уставах.
«Серьезных разногласий в районах нет, но есть нюансы»
— Не слишком ли много сложностей приходится нам преодолевать? И с реформой, и с агломерацией? Чуть ли не на ходу приходится законы писать...
— Сложно быть первопроходцами. Зато потом к нам, когда все заработает в полную силу, будут приезжать за опытом.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!