«Те, у кого много денег, боятся умереть раньше, чем остальные»
Легенды и мифы о нетрадиционной медицине «накрывают» нас волнами. Как только становится «страшно жить» — кого-то убили, уволили, обманули, кто-то утонул, что-то сказал, чем-то поплатился, да еще и экономический кризис со всех сторон — популярность лекарей, знахарей и прочих «кашпировских» возрастает. Что не исключает наличия настоящих докторов, которые лечат не скальпелем и таблетками. Один из них — Лама Чжун Даньчжу. Попасть к нему на прием, пройти диагностику и получить рекомендации несложно, что и было нами сделано. Поэтому сегодня «URA.Ru» может рассказать, как долго держатся синяки от баночного массажа, чем замечателен гречишный чай и нужно ли зимой женщинам ходить в юбках.
Улыбающийся, невысокий и худощавый, вопреки ожиданию — в белом халате, Лама сидит за столом, перед ним лишь листок бумаги с иероглифами, где впоследствии будут записаны три версии одного диагноза: традиционной медицины, китайской и тибетской. Проверив пульс и посмотрев на язык, Лама стремительно встает и, прикоснувшись к точке на затылке, утверждает: «Тут часто болит». Это, действительно, так. Сев на место, Чжун Дань Чжу начинает говорить.
— Вероятно, вечером ужинаете очень плотно. Это беда вашего организма. Ни в коем случае нельзя заливать в себя чашку кофе на голодный желудок и называть это завтраком. Это ошибочный стиль жизни. Не стоит ужинать кусками мяса. Это конец.
Раз уж разговор начался с питания, о котором поговорить любят все, правда, не думая о той роли, которую оно играет (по мнению Ламы), интересно продолжить эту тему. «В России было бы полезно ввести утреннюю пищевую зарядку. Как ни странно, такое небольшое изменение позволило бы в разы улучшить общие показатели здоровья нации», — считает тибетский специалист, уже десять лет живущий в нашей стране.
— А еще россияне очень любят сладкое в больших количествах. Мясо и сахар — вот проблема. Я не раз слышал — на Урале холодно, чтобы не замерзнуть, зимой надо есть много мяса. Но это старая поговорка. А ведь сейчас в квартирах и офисах тепло, садясь в машину, мы включаем отопление, поэтому не нужно так много тяжелой пищи. Посмотрите на статистику — в ваших организмах всего много: повышены холестерин, сахар, вес... Говоря об образе жизни, я могу сказать: из-за того, что денег у людей стало больше, появились неправильные привычки. Я опять о плотном ужине — это тенденция, которая вызывает сахарный диабет, ожирение и гипертонию. Лет 20 назад в тибетской медицине травы выписывались, чтобы усилить организм, добавить, чего ему не хватает. Сейчас — чтобы избавиться от лишнего.
Этой цели в Центре Тибетской медицины достигают с помощью программы детоксикации. Ее составляющие определяются Даньчжу Ламой индивидуально. Как говорит он сам, «интересно, но после трав при детоксикации многие пациенты перестают хотеть мясо — это один из показателей, что организму стало лучше». Травы здесь есть «ото всего». Именно они — одна из основ тибетской медицины.
— В Тибете обучение медицине начинается с фармакологии — с лекарственных трав. Наш университет расположен в горах. В первой половине дня мы с учителем осматривали пациентов, во второй — с огромной корзиной за спиной поднимались в горы. И в процессе учитель рассказывал, какая трава что лечит. Сейчас ко мне на приемы приходят те, у кого есть свое хозяйство... Иногда я прошу их собирать травы, которые растут на огороде. Например, одуванчик хорошо лечит воспалительные процессы в желчных пузырях. Это то, от чего страдают россияне. Из него можно делать отвар и добавлять немного меда. Подорожник отлично лечит мочевыводящую систему и давление понижает. Его можно заваривать как чай.
Разговаривая с Даньчжу Ламой, выясняется, что между Уралом и Тибетом много общего. Например, климат. Но «есть одно отличие — в Тибете больше солнца. Поэтому травы получают огромное количество солнечной энергии. Не мудрено, что они хорошо помогают в Екатеринбурге».
— По моему мнению, у Екатеринбурга одна проблема — недостаток солнца. Посмотрите, здесь очень много людей с проблемами нервной системы. А в Тибете таких проблем вообще нет. Это во многом связано с вашей зимой. Как только она наступает, я думаю, как бы мне уехать: сил нет. Если остаюсь, ищу способы придать себе сил: нужно завести свой организм, взбодрить. Помогает спорт. И русская баня — это абсолютно научная и очень здоровая методика.
Но можно ли быть здоровым, учитывая особенности городской жизни в крупном мегаполисе? Ежедневно вдыхая загрязненный воздух, «засыхая» в квартирах с центральным отоплением, передвигаясь исключительно на колесах и проводя целый день в офисном кресле? Отвечая на эти вопросы, Чжун Дань Чжу демонстрирует поистине философское восприятие действительности.
— 100-процентно здоровых людей не бывает, потому что здоровье — это вопрос не только физический, но и связанный с головой. Например, я — человек, не привыкший к центральному отоплению. Вот эти морщинки, похоже, появились у меня в Екатеринбурге — очень сухо в домах и кожа стягивается. Но зато стало лучше суставам, потому что отопление помогает справиться с этими проблемами.
Морщинок у Ламы и, правда, много. Это особенно заметно, когда он улыбается. А улыбается он всегда. И этому тоже есть объяснение: «Если доктор весел и полон сил, можно думать, что уровень знаний и мастерства у него хороший. Раз улыбается, значит, с нервной системой все в порядке. Голос бодрый, как минимум, у него нет проблем со здоровьем». По словам Чжун Дань Чжу, сегодня в Центре Тибетской медицины около 70 процентов пациентов — это те, кто не добился необходимых результатов при обращении к докторам европейской медицины. Или не верит им. «Многие боятся побочных действий лекарственных препаратов, например, от назначенных препаратов давление приходит в норму, а печень получает крепкий удар», — добавляет он.
Возможно, заразительный оптимизм Ламы работает, как плацебо. После его слов — «у вас нет серьезных проблем со здоровьем», сомнений в диагнозе нет никаких. Остается лишь один вопрос. Как отличить настоящего доктора тибетской медицины от шарлатана? И ответ на него занимает все оставшееся время, отведенное для приема пациента.
— Стать хорошим специалистом, не родившись в Тибете, проблематично: наша медицина неотделима от тибетского буддизма и философии. Но в наш монастырь из России приезжало около двух десятков человек. Они научились некоторым методикам и теперь могут в своей семье эффективно разбираться с простудами и болями в позвоночнике. А вообще, доктора отличить от шарлатана очень просто — он должен разговаривать на тибетском. Ведь медицина изучается в монастырях, а многие ламы даже по-китайски не разговаривают. Настоящий доктор тибетской медицины не всегда может помочь пациенту. Но он никогда не станет врать больному. И еще одна особенность — доктор, когда видит, что пациенту лечение помогает, но у него не хватает денег, чтобы заплатить, достанет свои деньги и поможет ему. Если доктор так не делает, значит, он лжец.
Уровень мастерства в тибетской медицине зависит от того, сколько пациентов было у доктора. Если ты смотришь в течение 80-ти лет по одному пациенту в день, о чем можно говорить? Я раньше я принимал по 200 пациентов в день. Подумайте, если в таком темпе работать 10 лет? Ты можешь сказать, что любую болезнь ты видел и лечил.
Тибетская медицина более мягка в суждениях. В ней нет абсолюта и неизлечимых болезней. Но лишь потому, что она построена на гармонии. У нас нет понятий раковой клетки или вируса иммунодефицита. И травы, и массажи, и иглоукалывание направлены не на то, чтобы бороться с проблемой, а для того, чтобы отрегулировать то, что неправильно, чтобы дать организму возможность самому разобраться. Поэтому нет таких заболеваний, перед которыми мы бессильны. Но я не могу сказать, что всем можно помочь, потому что многое зависит от человека — кто-то умирает от простуды, а кто-то с раком живет 20 лет.
А после разговора наступило самое страшное. В Центре Тибетской медицины используется около полусотни методик. Есть среди них приятные. Например, тибетские ванны или точечный массаж стоп. Но есть и такие, от которых — слезы из глаз.
Официально процедура именуется «лечебным тибетским массажем», включающим общий и точечный массаж, лечение банками, терапию скоблением (гуаша), акупунктуру (иглотерапия), моксатерапию (воздействие полынными сигарами) и далее — строго индивидуально, исходя из текущего состояния организма и его особенностей. Короткие периоды приятного расслабления сменяются резкими болевыми ощущениями. А потом еще и неэстетичные последствия — следы от баночного массажа. Но когда синяки сходят, ощущается поразительный эффект, который можно назвать обновлением организма.
Как говорит Лама Чжун Даньчжу, «похоже, что люди с большим материальным достатком и стоящие выше по социальной лестнице больше следят за своим здоровьем. Слишком много денег, поэтому они боятся раньше умереть». Но 20 минут, проведенных в вестибюле Центра Тибетской медицины, открытом по инициативе Михаила Скляра, генерального директора «УГМК-Здоровье», говорят о том, что сюда приходят лечиться не только те, у кого много денег. Пенсионерки, мамы с детьми, мужчины рабочих профессий. Спекулируют ли они на принципе, озвученном Ламой, «когда пациенту лечение помогает, но у него не хватает денег, чтобы заплатить, доктор достанет свою зарплату и поможет ему» или свято верят в могущество тибетской медицины, неизвестно.
Но по результату из серии «проверено на себе» — один сеанс лечебного массажа стоит отдыха на хорошем спа-курорте. У Чжун Дань Чжу за три года работы в Екатеринбурге — «очень много друзей». «Я не пью алкоголь, поэтому дома очень много меда. Мне его дарят в больших количествах. Я же друзей угощаю чаем. И дарю им чай». Кстати, Михаил Скляр указом свердловского губернатора недавно был награжден «Знаком отличия Свердловской области „За заслуги перед Свердловской областью“ III степени». И не зря, ведь несколько лет назад именно он, встретившись в столице с Даньчжу Ламой, уговорил его и его команду променять Москву на Екатеринбург.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!