Продать нельзя оставить
В Тюменской области завершились публичные слушания по проекту регионального бюджета на следующий год. Заседания комиссий и голосование в Думе еще впереди, но каким будет главный финансовый документ региона, ясно уже сейчас. Почему либерал-демократы не верят в предложенный бюджет, на что тобольские врачи жалуются коммунистке Тамаре Казанцевой, чего хотят от бюджета инвалиды и зачем продавать турбазу областной Думы — в материале «URA.Ru».
Бюджет Тюменской области в том виде, в котором его представили на сайте областной Думы, вряд ли способен кого-то обрадовать. Во-первых, он еще меньше, чем бюджет 2014 года, который был сильно урезан из-за потери налога на добычу полезных ископаемых. Понятно, что НДПИ никто не вернул и казна продолжила усыхать: если доходы бюджета-2014 планировались в размере 120 миллиардов рублей, то доходы грядущего года прогнозируются на уровне 111 миллиардов. Снизятся и расходы, со 125 миллиардов рублей до 118 миллиардов. Зато более чем в полтора раза вырастет дефицит бюджета — до 7 миллиардов рублей.
Налог на прибыль — главная головная боль тюменских властей
Одна из главных причин печального состояния областной казны — в резком снижении поступлений налога на прибыль юрлиц. Если в этом году корпоративный сектор должен принести в казну 81,2 миллиарда рублей (хотя конец года покажет, насколько это реальные цифры), то в следующем власти надеются собрать лишь 72 с половиной миллиарда. Ситуацию не спасают даже большие, чем в этом году, ожидания по налогу на прибыль и доходы физических лиц. Областные финансисты считают, что мы станем лучше зарабатывать и принесем казне более семнадцати с половиной миллиардов рублей — на 700 миллионов больше, чем планируется собрать с «физиков» в этом году. Правда, не совсем понятно, откуда возьмется процветание и рост личных доходов, если у бизнеса дела пойдут намного хуже?
Как уже заявлял губернатор Тюменской области Владимир Якушев, его команда постаралась сохранить социальные обязательства. Практически не изменились ассигнования на социальную политику, оставшись на уровне 15 миллиардов 300 миллионов рублей, а ассигнования на здравоохранение и спорт даже немного выросли. Медицина получит более пятнадцати с половиной миллиардов (на 700 миллионов рублей больше, чем в этом году), а на физкультуру и спорт планируется выделить миллиард семьсот миллионов рублей — почти на 200 миллионов больше, чем в этом году. Зато в проигрыше образование: с него срезали почти миллиард восемьсот миллионов рублей.
Хватит ли бюджета еще на один мост?
Но хуже всех придется дорожному хозяйству: ассигнования на него предлагается сократить чуть ли не в два раза, с 23 до 12 с половиной миллиардов рублей. До последнего времени тюменские автомобилисты гордились своими дорогами и пренебрежительно говорили: мол, выезжая за пределы нашего региона, сразу чувствуешь, что ты не дома, по ухудшившемуся дорожному полотну. Видимо, это время проходит.
Зато, как ни странно, вырастут траты на СМИ и культуру. На поддержку прессы, телевидения и радио собираются потратить почти 365 миллионов рублей — на сорок миллионов больше, чем в этом году. Затраты на культуру и вовсе вырастут едва не в полтора раза. Видимо, в трудные времена пропагандистский рупор нужно лелеять особенно тщательно.
За время публичного обсуждения проекта бюджета в Интернете жители области, в основном тюменцы, прислали больше сотни вопросов, просьб, пожеланий и требований к областным властям. Просят найти деньги на снос аварийного жилья по улице Мельничной в Тюмени, спрашивают, хватит ли денег на новые развязки в Тюмени и когда достроят мост по улице Монтажников, просят газифицировать село Архангельское и обустроить дорогу на кладбище в Субботино. Список предложений выглядит как большая жалобная книга. Люди просят чистую воду и модульные досуговые учреждения — чтобы не помереть со скуки в деревнях. Инвалиды — адаптировать тротуары и построить пандусы, чтобы хотя бы живущий на первом этаже колясочник смог легко попадать во двор.
Естественно, мало кто нашел в себе силы продраться через 14-страничный документ и, главное, 34 приложения к нему. Однако если спрашивают — то не в бровь, а в глаз. Например, тюменцев интересует, почему на треть уменьшено финансирование развития дошкольного образования, и, наоборот, значительно возросли траты на программу «Сотрудничество».
Владимир Сысоев: «Нефть по 95 долларов? Однако!»
Законопроекту предстоят долгие обсуждения в областной Думе, но уже сейчас ясно, что многим он не по душе. Зампредседателя тюменской областной Думы либерал-демократ Владимир Сысоев считает, что документ сверстан с расчетом на слишком высокую цену на нефть — 95 долларов за баррель. «Я не совсем верю в доходную часть бюджета», — сомневается парламентарий. «Текущие расходы нашего региона близки к 100 миллиардам рублей, — рисует грустную картину либерал-демократ. — В нынешних условиях даже у такого обеспеченного региона, как наш, не остается средств на строительство инфраструктурных объектов».
Глава тюменских коммунистов Тамара Казанцева от бюджета тоже не в восторге. «Сложно сказать, как его улучшить, — считает красная леди тюменской политики. У нас только несколько крупных предприятий дают доход в казну. Налоги „Уватнефтегаза“ уходят в Москву. Надо развивать производство, но в бюджете на это копейки, а инвесторов, которые бы спешили к нам, не так и много». По словам коммунистки, ей уже приходили сигналы из Тобольска о сокращении зарплат врачам. «Хотелось бы, чтобы бюджетникам не снижали зарплату», — вздыхает коммунистка.
Тамара Казанцева: «Надо национализировать „Газпром“!»
Сысоев предлагает пополнить бюджет за счет приватизации госимущества. Речь о ряде предприятий, которые, как считает парламентарий, не приносят области должной прибыли. В списке депутата — «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие», медсанчасть «Нефтяник» в областном центре и, конечно, база отдыха «Кучак», которая, уверен «сокол Жириновского», совершенно ни к чему тюменской областной Думе. По мнению депутата, приватизация лишних предприятий может принести пять миллиардов рублей.
Тамара Казанцева категорически не согласна с коллегой. «Я против приватизации. — категорично заявляет коммунистка. Это разовое наполнение бюджета. Ну, продадут пару предприятий, как предлагает ЛДПР. А на 2016 год продавать уже нечего будет!»
По мнению Казанцевой, правильный путь — наоборот, национализация. «Красная леди» считает, что для спасения экономики нужно национализировать нефтяную и газовую отрасли и ввести государственную монополию на винно-водочные изделия. Правда, все это невозможно сделать на уровне Тюменской области, это вопросы московской политики. Пока же Тамара Казанцева просто обещает, что ее фракция не будет голосовать за такой бюджет. «Будем мы против или воздержимся при голосовании, мы еще решим, но „за“ голосовать не будем точно», — говорит коммунистка.
Владимиру Якушеву приходится непросто: одни депутаты просят приватизации, другие взывают к призракам СССР
Понятно, что расклад сил в тюменской областной Думе таков, что даже совместное голосование «против» не поможет коммунистам и либерал-демократам «прокатить» бюджет. Кроме того, очевидно, что явных козырей в рукавах у оппозиции нет: оппоненты власти могут предложить либо что-то реальное, но не дающее глобального результата, как приватизация, либо глобальное, но не осуществимое, как возврат экономики СССР.
Так что остается, видимо, прислушаться к словам губернатора Якушева, который на прошлой неделе, комментируя экономическую ситуацию, призвал всех тюменцев просто «подумать о снижении затрат».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!