«Мы не знаем, кто из нас „постоянный“, а кто „временщик“»
Борис Дубровский готовится отметить свое 56-летие. Дата не круглая, но знаковая: первый день рождения на посту губернатора Челябинской области. Представители политических и бизнес-элит хотели бы, конечно, лично поздравить главу региона, но 22 ноября выпадает на субботу, а в понедельник времени на прием подарков не выделено. Тем, кому придется довольствоваться отправкой поздравительных адресов, остается гадать: кто попал в «ближний круг» губернатора, с кем он, вероятно, отметит в субботу день рождения? И кто вообще в нынешней команде Дубровского, так и оставшегося максимально закрытым для публики, пользуется наибольшим влиянием? Ответы на эти вопросы ищите в материале «URA.Ru».
С 15 января и вплоть до 24 сентября, дня инаугурации Бориса Дубровского, почти все руководители областного уровня, оставшиеся на своих постах и после отставки Михаила Юревича, сохраняли должности. По официальной версии, для сохранения «политической стабильности», скептики говорили о том, что у новой команды просто дефицит собственных кадров. В день инаугурации было принято постановление об отставке вице-премьера Ивана Феклина — казалось бы, «непотопляемого» чиновника, начинавшего на госслужбе еще при Петре Сумине. Причем увольнение Феклина стало личным решением Дубровского, посмотревшего результаты ревизии областных сельхозпредприятий, работу которых курировал вице-премьер. Потом пошли отставки руководителей «второго уровня» — заместителей министров.
«Кадровая чистка началась, тех, кого в замы поставят, будут готовить на смену», — заговорили в кулуарах. А когда была представлена новая схема исполнительной власти региона, все обратили внимание на то, что вопросы кадров, финансов, а также главное контрольное управление, ранее подчинявшееся Феклину, Дубровский «завел» под себя. «Деньги, люди и ревизоры! — сделали вывод наблюдатели. — Не доверяет особо никому. Только себе». Просматривая схему, что начнет действовать с 1 января, все стали высчитывать, кто из команды Дубровского может считаться наиболее влиятельным. Известные эксперты, к которым поначалу обратилось «URA.Ru», называли Евгения Редина, Сергея Комякова, Николая Сандакова. Но только в самой резиденции знают ответ на данный вопрос, а сторонние наблюдатели, похоже, ошибаются.
Сергей Комяков: «Ничего не обещаю, представлю все Дубровскому, а уж он сам решит»
Сергей Комяков, пока еще и.о. председателя регионального правительства — с 1 января ему предстоит стать первым вице-губернатором. К нему, как и прежде, обращаются бизнес-элиты, когда хотят протолкнуть свой проект или попасть на аудиенцию к Дубровскому. Комяков и в самом деле пользуется доверием у губернатора и сыграл решающую роль в подготовке проекта областного бюджета на будущий год. Но для Дубровского он, прежде всего, менеджер, а не представитель чьих-либо интересов. Между тем многие полагают, что Комяков, раз ему сохранили место в правительстве, остался столь же влиятельной фигурой, как это было при Юревиче. «Ничего не обещаю, представлю все Дубровскому, а уж он сам решит», — отвечает теперь Сергей Комяков «ходокам», и, вероятно, такое положение дел его устраивает, раз он принял решение остаться на госслужбе, чтобы сосредоточиться на хорошо знакомых ему агромпроме, дорогах, строительстве, коммуналке и тарифах.
И.о. вице-премьера Сергей Шаль, он станет вице-губернатором и будет в подчинении у Комякова, был полтора года приглашен в правительство Михаилом Юревичем как менеджер, имеющий опыт работы с коммуналкой. Кстати, по предложению Комякова, знакомого с Шалем по его работе в Челябинских тепловых сетях. Шаль на госсслужбе остался менеджером, непубличным, не примыкающим к каким-либо кланам. Точно такую же роль играет сейчас в команде Дубровского.
Сергей Шаль следит за коммуналкой и в аппаратные игры не вмешивается
За минувший год существенно выросло влияние вице-губернатора Евгения Редина, ему, как и Комякову, предстоит стать первым вице-губернатором. Хотя Редин и без того, едва переступив 16 января порог здания на Цвиллинга, сразу же попал в число «особо влиятельных и самых приближенных». Напомним, до 2006 года Евгений Редин трудился на ММК, где начал свой путь как рядовой инженер, а потом занимал должности в управленческих структурах. В 2006 году избрался при поддержке комбината в ЗСО и все при той же поддержке ММК стал первым вице-спикером Заксобрания.
В 2009 году глава региона Петр Сумин пригласил Редина в областное правительство, где он занял пост вице-губернатора по социалке. Его даже прочили в преемники Сумина и включили в «золотую кадровую сотню», но летом 2010 года Евгений Редин покинул госслужбу, не вписавшись в команду Юревича, вернулся на ММК, где стал одним из ведущих топ-менеджеров, получая зарплату в разы превосходящую официальный оклад того же Юревича.
Евгений Редин может расставлять своих людей в министерствах
Если верить слухам, Редин был доволен тем, что «завязал с политикой». Но именно он звонил 15 января, в день отставки Юревича, в приемную бывшего губернатора, чтобы выяснить, как готовятся к приезду Дубровского. Его очень быстро вернули на госслужбу, назначив на ставку, освободившуюся после скорого увольнения вице-губернатора Сергея Буйновского. И хотя социальный блок был записан на вице-премьерах Ирине Гехт и Вадиме Евдокимове, оба чиновника, так сложилось, стали проводить свои совместные заседания уже под руководством Редина. После перехода Гехт в Совет Федерации на Рединa, уже не дожидаясь реформы правительства, замкнули всю социалку.
За и.о. вице-премьера Вадимом Евдокимовым оставили спорт, культуру, ЗАГСы и архивы, но он, как вице-губернатор, будет в подчинении у Редина. Евдокимов, напомним, в команде Юревича был одним из самых влиятельных, наряду с Олегом Грачевым и Александром Уфимцевым, чиновником. После отставок Грачева и Уфимцева, то есть распада «тройки», Вадим Евдокимов ушел в тень и сейчас просто выполняет свою работу, уже не влияя на ситуацию внутри резиденции. Дубровскому, оценившему организацию чемпионата мира по дзюдо, импонируют его ответственность и добросовестность — такие качества он ценит особо. Поэтому Евдокимов остается на госслужбе.
Дубровскому импонируют добросовестность и ответственность Вадима Евдокимова
Евгений Редин один из немногих в команде Дубровского, кто может расставлять на ключевые посты в курируемых им министерствах своих людей. Так получилось с минздравом и с министерством социальных отношений. С ним, чтобы получить аудиенцию у губернатора, договариваются VIP, хотя далеко не все этой аудиенции удостаиваются. Редин также выстраивает связи с главами муниципалитетов, не вмешиваясь при этом в политический процесс, над которым, как и при Юревиче, главенствует вице-губернатор Николай Сандаков.
В политике самой влиятельной фигурой остается вице-губернатор Николай Сандаков
Вообще, что касается политики и взаимодействия с территориями, то все единодушно сходятся во мнении: самой влиятельной фигурой здесь остается вице-губернатор Николай Сандаков. Ему хоть и уменьшили функционал, выведя из губернаторской администрации управление делами, но сохранили направления, связанные с формированием имиджа власти и личного имиджа Дубровского, взаимоотношения со СМИ, партиями, муниципалитетами и, самое главное, выборы. В этом году Сандаков практически единолично провел губернаторскую кампанию, в будущем предстоят выборы в ЗСО и муниципалитетах.
Ему прочили отставку и после смены руководства области, и после губернаторских выборов. Ни один из прогнозов не сбылся, Сандаков не растерял влияния, от него зависит будущее мэров. Он, как и Редин, может договориться о встрече с губернатором, хотя, как рассказывают источники в резиденции, тех доверительных отношений, что были у Сандакова с Юревичем, с Дубровским все же нет.
Руслан Гаттаров не стал своим в команде Дубровского, зато налаживает связи с Москвой и чекистами
Руслан Гаттаров за время своей работы в Совете Федерации «заматерел». Уже ничто не напоминает в успешном чиновнике «молодогвардейца», устраивавшего шумные политические акции. Но складывалось впечатление, что став вице-губернатором, отвечающим за работу представительства региона в Москве, он не получил ожидаемого, на выборах ему отвели не самую главную роль — только связи с общественниками. Гаттаров стал скучать, все чаще летать в Москву, где сейчас живет его семья. Но после Нового года работы у Гаттарова прибавится — будет курировать не только работу представительства, но также минсвязи и минэкономразвития, а это уже серьезно. Своим в команде Дубровского он пока так и не стал, но у него сильны московские связи, а еще его часто видят в управлении ФСБ.
И.о. руководителя администрации Иван Сеничев — один из самых преданных Дубровскому, еще со времен работы на ММК, руководителей. Через него также пытаются добиться встречи с губернатором, но Сеничев очень редко берется за такие просьбы. При этом абсолютно сознательно не вмешивается в политику, являя собой образ образцового менеджера, строго соблюдающего кодекс корпоративной этики, не выходя за пределы отведенного функционала. Хотя с 1 января, когда Сеничев станет вице-губернатором, его функционал существенно изменится. Ему предстоит курировать министерство имущества и природных ресурсов, в которое будет преобразован минпром — проводить, по личному поручению Дубровского, ревизию областных ОГУП и реанимировать умирающие областные предприятия. А еще под него «завели» управление делами правительства и губернатора. То есть, по сути, Дубровский доверил Сеничеву контроль над «кормушкой», у которой толкались несколько поколений чиновников.
Иван Сеничев — образцовый менеджер, соблюдает кодекс корпоративной этики
Не выходит за пределы функционала и и.о. вице-премьера Олег Климов, будущий вице-губернатор, генерал-майор в отставке. ЧС, леса, отношения с силовиками, минэкологии — Климову хватает работы, а Дубровский ценит его дисциплинированность.
Олег Климов, как и положено генералу в отставке, чтит дисциплину
Кстати, Климова пригласили на работу, когда были уволены вице-премьеры Игорь Мурог и Владимир Павленков, по рекомендации мэра Магнитогорска Евгения Тефтелева, вице-губернатора на общественных началах. Тефтелев, напомним, при Сумине руководил минпромом, а потом был делегирован в Магнитку, где начиналась его трудовая карьера. В Магнитогорске Тефтелев избрался мэром, выстроил хорошие отношения с ММК. Его вице-губернаторство не просто общественная нагрузка. Евгений Тефтелев хорошо знает тех чиновников, что были уволены еще Юревичем и сейчас хлопотами магнитогорского мэра вновь призваны на госслужбу. Таковым, к примеру, стало возвращение в минэкологии Елены Костиной и Ирины Гладковой. В минпроме пока свободны две ставки замов министра, и, не исключено, что их займут те, кто когда-то работал с Тефтелевым в правительстве.
Евгений Тефтелев не просто вице-губернатор на «общественных началах», но и консультант Дубровского
Но, несмотря на высокую степень доверия Бориса Дубровского магнитогорцам, Тефтелеву, Сеничеву и Редину, несмотря на влиятельность Сандакова, губернатор, и это сейчас понимают в резиденции все, остается фигурой самостоятельной и может отказать в просьбе любому из этой четверки.
Прочие руководители, как уровня «вице», так и министры, даже с учетом подписанных назначений, не знают точно — «постоянные» они или «временщики», не придется ли им в любой момент покинуть свой пост? И это тоже стиль Дубровского, держать всех в напряжении. «Школа ММК!» — мрачно говорят одни чиновники. «Школа УВЗ», — поправляют другие.
Кстати, что касается прежних мест работы, не видно, чтобы Борис Дубровский активно контактировал с гендиректором УВЗ Олегом Сиенко. А вот с владельцем ММК Виктором Рашниковым продолжает поддерживать отношения. Зато не стремится налаживать личные связи Борис Дубровский с руководителями силовых структур. Все только в рамках протокола. Исключение составляет лишь начальник УФСБ по региону Игорь Ахримеев, но речь идет не о дружбе, а скорее о постоянном служебном контакте.
Все отношения с силовиками только в рамках протокола
При этом, уверяют в резиденции, Борис Дубровский сам, без сторонних советов, определил для себя некий «круг» — представителей бизнеса и науки, а также производственников, с кем может советоваться. Он присматривался к ним на совещаниях, выбирал тех, кто ему импонировал лично, и сейчас они общаются с ним напрямую, минуя помощников. В этот «круг» попасть практически невозможно, а те, кто попал, стараются не афишировать, чтобы их не одолевали просьбами коллеги. Речь опять же идет только о консультациях, а не о продвижении конкретных проектов. Но и эти «консультанты» не получили приглашения на день рождения губернатора. Даже в самом правительстве никаких мероприятий, точнее коллективных поздравлений, по этому поводу не запланировано.
«Не любит подобного! — коротко пояснили „URA.Ru“ источники в аппарате губернатора. — Держит дистанцию».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!