«А завтра он выйдет и убьет снова»
В Новом Уренгое обсуждают жестокие убийства, совершенные примерно в одно и то же время. Объединяет их не только состав преступления, но и то, что оба обвиняемых признаны невменяемыми. Родственники погибших уверены: симулируя заболевание, преступники пытаются избежать наказания. Оба дела уже в судах, близкие погибших уверяют: в борьбе со странными диагнозами судебной психиатрии они готовы идти до конца. Подробности — в материале «URA.Ru».
В редакцию «URA.Ru» обратился брат одной из жертв — житель Нового Уренгоя Хасан Утакаев. Сегодня городской суд рассматривает дело о жестком убийстве его сестры. 49-летняя Евгения Утакаева ушла из жизни в феврале прошлого года. Она умерла в собственной квартире, истекая кровью в результате жесткого избиения из-за множества травм. Следствие установило, что это мог сделать единственный человек — гражданский супруг погибшей, местный криминальный авторитет Тахир Мухтаров.
Погибшая Евгения Утакаева была жертвой домашнего насилия, но боялась разорвать отношения с гражданским мужем
Трагедия произошла в праздничный день — 23 февраля. Хасан вспоминает: несмотря на сложные отношения, последний день жизни его сестра планировала провести с мужем. «Женя пораньше отпросилась с работы, взяла аванс. Она собиралась купить своему „защитнику“ подарок», — добавляет брат покойной. Вечером пара пришла в одно из местных заведений, там супруги начали ссориться. Нашлись свидетели того, как мужчина поднял на женщину руку, после чего они вдвоем уехали домой. Близкие погибшей вспоминают, что мужчина всегда отличался агрессией: он, по их словам, часто избивал сожительницу.
Тело Евгении Утакаевой было обнаружено 25 февраля в ее квартире на Ленинградском проспекте. Судмедэксперты зафиксировали на нем множественные раны, переломы, ушиб мозга, повреждения внутренних органов. Травмы сопровождались обильной кровопотерей, травматическим и геморрагическим шоком. И это еще не все — женщину жестоко насиловали.
Сразу после гибели женщины гражданский муж подался в бега, но через некоторое время был задержан. В его автомобиле нашли следы крови. Мухтарову было предъявлено обвинение по статье «Убийство с особой жестокостью», но затем квалификацию преступления изменили на «нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть человека». Такое решение принято в связи с тем, что в деле нет обстоятельств, которые предусмотрены ч.2 статьи 105, пояснили нашему агентству в новоуренгойском отделе следственного управления СК РФ по ЯНАО.
Тело убитой женщины было обнаружено в ее квартире на Ленинградском проспекте спустя сутки после случившегося. Уходя, убийца пытался замести следы
Однако самое странное не это: первая судебно-психиатрическая экспертиза состоялась в Тюменской области. Она признала, что в момент совершения преступления подследственный мог полностью отдавать отчет своим действиям и осознавать их последствия. Однако, узнав об этом вердикте, Мухтаров решил сменить тактику поведения и внезапно начал слышать «голоса». При повторном исследовании врачи областной больницы уже не смогли с точностью ответить на вопрос о психическом здоровье пациента. В своем заключении врачебная комиссия отметила, что фигурант уголовного дела может симулировать психическое заболевание. Но, учитывая некоторые расхождения во мнениях, врачи ходатайствовали о проведении еще одной экспертизы. Мухтаров был отправлен в Москву..
В столичном центре научной и судебной психиатрии имени Сербского психиатры постановили: Мухтаров страдает временным психическим расстройством и нуждается в принудительном лечении в учреждении закрытого типа. Ошеломительные для родственников погибшей выводы основывались на изучении показаний свидетелей, биографии подозреваемого, беседах и наблюдении за ним. Сотрудники ведущего учреждения отметили, что местный криминальный авторитет отказывался разговаривать с персоналом больницы, изъяснялся жестами или письменно, объяснял, что ему не дают говорить «голоса».
Сегодня Тахир Мухтаров лечится от «помешательства» в одной из клиник Тюменской области. Вот уже полтора года родственники убитой не могут взглянуть ему в глаза и задать вопросы, на которые не находят ответа. Несмотря на неоднократные просьбы потерпевших, рассмотрение дела в суде продолжается без него, а свидетели обвинения то и дело меняют показания в пользу подсудимого. «В городе его боятся», — объясняет Хасан Утакаев. Адвокат подсудимого уверена в невиновности своего подзащитного. «Человек болеет и, конечно, не виновен, а доказывать обратное будет уже обвинитель», — заявила сторона защиты.
В этом кафе гражданские супруги отмечали День защитника Отечества, ставший последним в жизни Евгении Утакаевой
Удивительно, но это не первый такой случай. Два месяца назад в газовой столице Ямала уроженец Карачаево-Черкесской республики Мурат Агайгельдиев, обвиняемый в жестком убийстве молодой девушки, был освобожден от уголовной ответственности по решению суда. Приговор был вынесен на основании заключения специалистов того же центра имени Сербского. Они признали подсудимого нуждающимся в принудительном лечении в специализированной психбольнице. По мнению родственников убитой, в основу психиатрического заключения легли симптомы, возникающие у убийцы после очередного употребления спайсов. Однако, несмотря на сомнения семьи, суд отказал им в проведении независимой экспертизы. Родственники между тем сдаваться не намерены и готовы оспаривать заключение медиков.
«Мне говорили, что родные подсудимого заплатили врачам четыре миллиона, но я не намерен опускать руки. Нас не услышали ни в городском, ни в окружном суде. Значит, будем обращаться в Верховный суд! Мы с матерью одни идем против всей этой системы, где мы — потерпевшие, понесшие такую утрату, вынуждены защищаться. Завтра преступник окажется на свободе и убьет кого-нибудь еще. Что я тогда должен буду сделать? Я не юрист, но я буду бороться изо всех сил — за маму, за себя, за память сестры, за всех матерей и сестер, дочерей и жен и за всех беззащитных, кто может попасть в такую беду», — высказался в беседе с «URA.Ru» брат убитой девушки Рашид Тупавов.
Медики московских частных клиник признаются: методов, позволяющих со стопроцентной точностью выявить симулянта, сегодня просто нет. «Человек может сам поверить в свою невиновность, и тогда ни один детектор лжи ничего не определит. В современном мире еще не изобрели способов залезть в чужую голову и посмотреть, что там творится. Сегодня врачи могут руководствоваться лишь терапевтическими методами, наблюдением за пациентом, тестами на мышление, развитие, память», — признается источник в медицинских кругах.
В советские годы институт им. Сербского был знаменит случаями злоупотребления психиатрией. Здесь ставились диагнозы диссидентам, которые «помешались на идеях реформизма»
Очередное заседание суда по делу убитой жительницы Нового Уренгоя Евгении Утакаевой состоится 28 ноября. Близкие рассчитывают, что суд обратит внимание на явные доказательства вины человека, которого признали больным. «Он длительное время глумился и издевался над ней, пока не понял, что она умерла. Скрываясь, он пытался найти покровителей, которые помогли бы ему избежать наказания (у следствия имеется запись его телефонных разговоров). Это письмо — последний крик души. Я перестаю верить в справедливость, но надеюсь, что мне удастся достучаться до тех, кто вершит правосудие и они вынесут законное и справедливое решение», — заключает Хасан Утакаев.
Родственники погибшей женщины опасаются, что обвиняемый в жестоком убийстве Тахир Мухтаров спрячется от правосудия в больничной палате
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!