«Или у нефтяников рожи треснут, или бюджет по швам разойдется»
В Югре готовятся к большим переменам. Изменения в системе налогообложении нефтяных компаний могут больно ударить по ХМАО. Оценить потери субъекта пока нельзя даже приблизительно, но очевидно, что жизнь в северном регионе уже никогда не будет прежней, ручеек нефтяных денег постепенно пересыхает. Что может потерять ХМАО, на кого есть последняя надежда и как лукавят сами нефтяники — в материале «URA.Ru».
На этой неделе в Госдуму должны внести законопроект об изменении налогообложения нефтяных компаний. «URA.Ru» подробно писало об этой инициативе. Налог на добычу полезных ископаемых предлагается заменить налогом на финансовый результат. В документе указано число месторождений, которые подпадают под новые требования — их 22. Запасы нефти на каждом из них должны составлять 70% от общего объема запасов, поставленных на баланс. По мнению аналитиков, как и другие налоговые изменения, это делается для того, чтобы заинтересовать компании в разработке более сложных месторождений.
С этой же целью нефтяникам предоставлялись различные льготы. От количества добытой нефти напрямую зависит наполняемость не только региональной, но и федеральной казны. По мнению экспертов, необходимость налоговых новаций назрела давно. «Во-первых, у российских властей есть задача по диверсификации местной экономики, то есть по сокращению зависимости бюджета от нефтегазовых поступлений. Во-вторых, в связи с сокращением запасов легко добываемого черного золота необходимо осваивать месторождения с вязкой и сверхвязкой нефтью, сегодня этому мещает высокая фискальная нагрузка, делающая разработку таких месторождений нерентабельными. В-третьих, заметные изменения происходят в самой отрасли, и чтобы она могла стремительно развиваться и дальше, требуется пересмотр текущей фискальной нагрузки на производителей.
Стоит учитывать, что фактически предлагается увеличить одни виды фискальной нагрузки и снизить другие, то есть система налогообложения отрасли примерно останется в равновесии. Просто больший приоритет получают проекты по разработке сложнодоступной нефти, а снижение рентабельности (как говорят в правительстве — временное, до завершения цикла модернизации производственных мощностей) ожидается в секторе переработки, то есть именно там, где должно идти наиболее быстрое развитие, ведь именно здесь создаются продукты с высокой добавленной стоимостью», — комментирует Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «Финам».
При этом, на фоне роста НДПИ заметно снижаются акцизы — а именно они пополняют региональный бюджет. О том, что налоговый маневр может сильно ударить по кошельку Югры, губернатор Наталья Комарова говорила еще несколько месяцев назад. В начале ноября на встрече с премьером Дмитрием Медведевым Комарова подняла это вопрос еще раз и попросила главу правительства рассмотреть специальные меры по компенсации выпадающих доходов. Это особенно актуально с учетом падения цены на нефть. Сокращение поступлений в региональную казну в первую очередь ударит по бюджету развития — социальные обязательства сокращать никто не будет. Теоретически, у ХМАО еще есть запас прочности, однако нефтяные компании не перестают настаивать на введении дополнительных налоговых льгот, ссылаясь на экономические санкции против России.
Налоговый маневр нефтяники не комментируют. Однако неофициально подтверждают — государство, может быть, и выиграет, но и они окажутся в большом плюсе. «Лукавство нефтяников очевидно. Посмотрите, на сколько вырастет НДПИ — порядка ста рублей на тонну за два года. То есть литр нефти будет дорожать на копейки. А вот литр бензина уже вырос на рубли, — комментирует аналитик Павел Ельчанин, — нефтяники совсем не бедствуют, они далеко не в таком плачевном положении, о котором говорят. Подорожание бензина уже перекрыло все возможные, негативные для них последствия налогового маневра. У них скоро рожи треснут, как бы это ни звучало, а они все льготы и субсидии выпрашивают».
Рост цен на бензин ударит по Югре особенно сильно — все продукты здесь привозные, а значит, реальные доходы жителей упадут, зарплаты обесценятся. Если учесть желание федеральных чиновников убрать северные и районные коэффициенты, то скоро из округа начнется повальное бегство. Уже сейчас можно заметить, что предложение на рынке жилья заметно превышает спрос — люди продают квартиры и уезжают в другие регионы, где зарплаты уже практически такие же, а вот цены заметно ниже.
Что касается региональной казны, то, по мнению экспертов, округ может спасти федеральное правительство. Даже если к предложению губернатора Комаровой компенсировать выпадающие доходы и не прислушаются, то за счет бюджетных трансфертов из российской казны ХМАО может справиться с потерями в бюджете. «Размер трансфертов зависит от ловкости губернаторов, от их возможностей лоббировать интересы своих регионов, а также от программ, которые реализуются на территории субъектов, — считает Павел Ельчанин, — если, скажем, в области три юрты и два оленевода, и нужно им только сено — то денег из госказны они получат немного, сено сейчас дешевое. А вот если ведется глобальное строительство, это совсем другая ситуация».
Югра — один из лидеров в России по привлечению инвестиций, много проектов в регионе реализуется и с помощью государственно-частного партнерства. Поэтому, несмотря на возможные риски, социальные стройки в ХМАО в ближайшее время не остановятся. Тем более что можно рассчитывать и на поддержку государства — с учетом макроэкономической ситуации, один из немногих регионов-доноров вряд ли оставят без помощи.
Другое дело, что последствия налогового маневра уже ощутили на себе автовладельцы. А после того, как из-за этого вырастут цены на продукты, федеральным властям, судя по всему, придется спасать кошельки не только субъектов страны, но и своих подданных.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!