Так есть нельзя!
Депутаты Челябинской городской Думы нового созыва намерены полностью перекроить схему питания в школах областного центра. Прежняя, сказочно обогатив ряд коммерсантов, стала прямой угрозой здоровью челябинских школьников. Материалы проверки, озвученные на заседании комиссии по социальной политике, повергли в шок видавших виды народных избранников. Подробности — в материале «URA.Ru».
Решение о проверке школ, как сообщил корреспонденту «URA.Ru» председатель думской комиссии по социальной политике Александр Галкин, было принято после многочисленных жалоб родителей учеников. А докладу о итогах проверки организации питания челябинских школьников, проведенной членами комиссии, сегодня весьма символично предшествовал диалог с представителем финансового блока администрации. Суть его сводилась к тому, что в будущем году региональный бюджет не будет софинансировать питание в дошкольных и школьных учреждениях областного центра.
«На фоне тенденции к уменьшению доходов Челябинску и Магнитогорску как единственным недотационным муниципалитетам предписано взять на себя расходы в полном объеме», — пояснила председатель комитета по финансам Ирина Лукина. — А значит, даже при сохранении существующего финансирования придется в чем-то ужиматься — от чиновничьих расходов до количества отдыхающих летом детей. К этому моменту сидевшие в зале еще не знали, что через несколько часов рубль вновь устремиться в пике и все мрачные прогнозы придется снова пересматривать в сторону еще большего ухудшения.
Организаторы питания не видят смысла обновлять арендуемое на год кухонное оборудование. Особенно если по 4 тыс. рублей в день за плиты образца 1960-70 годов, пожирающие энергию, почему-то платит школа
Взявший слово зампред комиссии Роман Муратчин выступал сжато и сухо. Как следовало из его слов, в Челябинске сегодня сложились два подхода к организации питания учеников. В первом случае все хлопоты берет на себя школа. Зарплата заведующих столовыми доходит при этом до 40 тыс. рублей, повара и кухонные работники получают по 15-20 тысяч рублей, техника пищеблоков обновлена, а наценки на продукты составляют 30-40%.
Иную картину можно наблюдать там, где детей кормят так называемые организаторы питания — выигравшие конкурс сторонние фирмы. Перечисление огрехов, выявленных проверкой в пяти школах, работающих с ними, шокировало народных избранников: «Выявлены кулинарные изделия с истекшим сроком давности... питание не соответствует меню, утвержденному в Роспотребнадзоре... наименования продуктов в накладных не соответствуют реально имеющимся... меню утверждают на две недели, а готовят совершенно другое — из того, что есть... первые горячие блюда заменяются кондитерскими изделиями либо фруктами — апельсином или яблоком». С той же целью — чтобы меньше готовить — организаторы питания систематически нарушают нормы СанПИН: злоупотребляют использованием колбасных изделий вместо блюд из мяса, способны несколько дней подряд кормить детей макаронами и т. п. Зато их повара готовы работать за 5-8 тыс. рублей, что само по себе подозрительно. При этом — внимание! — наценка на продукты сторонних фирм вдвое больше, вплоть до 100 процентов. К примеру, мясо, стоившее на этапе закупок 280 рублей, по пути в школы вырастает в цене до 550-560 рублей.
«Но почему тогда вообще мы переходили на централизованное питание? — не выдержал кто-то в зале. — Ведь была же в этом какая-то логика!?»
Григорий Ройзман: «Безусловно, это была интересная и полезная для города и области бизнес-идея. Но у меня не получилось...»
Логика, безусловно, была. И об этом «URA.Ru» писало месяц назад, как и многие другие СМИ. В 2009 году в городе было создано муниципальное автономное учреждение «Комбинат продовольствия и социального питания» (МАУ «КПиСП»). Официально — именно с целью повышения качества питания, большей прозрачности закупок и снижения бюджетных расходов. Его директором стал близкий Михаилу Юревичу (в тот момент — челябинскому мэру, а чуть погодя — и губернатору) предприниматель Олег Бондарь. С самого начала деятельность комбината ознаменовалась грубейшими нарушениями и резким ухудшением качества питания в детских учреждениях. А к тому времени, когда прокуратура и УФАС соединенными усилиями заставили сити-менеджера Сергея Давыдова прикрыть эту сомнительную лавочку, долги МАУ перед поставщиками исчислялись десятками миллионов рублей. Долги эти теперь погашает бюджет Челябинска.
Кроме того, к этому времени уже вовсю действовали ООО, заблаговременно открытые Бондарем, ведущим бизнес со своим партнером Григорием Ройзманом. Схема работала безотказно: аффилированные по отношению к Ройзману и Бондарю фирмы исправно выигрывали конкурсы, кормили детей неликвидом, после чего банкротились и вешали долги перед поставщиками на городской бюджет. И так раз за разом — сумма исков уже приблизилась к 150 млн рублей.
Результат был озвучен членам комиссии. Возможно, руководитель городской системы образования Светлана Портье в своей ремарке и права: восемь школ с разной численностью учеников не являются достаточно репрезентативной выборкой. Но в главном ее выводы совпадают с мнением депутатов: «Что касается организаторов питания, то они свои позиции, действительно, снизили и после заключения контрактов их не выполняют. Поэтому когда школа занимается организацией питания самостоятельно, то и наценка ниже, и качество питания гораздо выше. И меню соблюдается в полном объеме, поскольку поставка продуктов идет ежедневно в нужных объемах и соответствующего качества».
«Полноценное школьное питание приобрело особое значение в последние годы в связи с тем, что дети проводят в школе все больше времени при весьма интенсивном характере процесса обучения, значительно выросла учебная нагрузка. Школьная столовая предлагает полноценное сбалансированное горячее питание для всех», — утверждает сайт школы № 123.
«Например, 108-я школа, — говорит Роман Муратчин. — Охват горячим питанием здесь — 94%, это самый большой для учеников показатель в Челябинске. Заходишь в зал — там как в кафе. Кухонное оборудование полностью заменено. При этом школа получает порядка 200-300 тыс. рублей прибыли. На эти деньги обеспечиваются питанием несколько десятков нуждающихся в нем школьников, чьи родители по той или иной причине не имеют возможности получить справку о том, что являются малоимущими...»
Противоположный пример — 123-я школа, где в отходы идет 60% предлагаемой детям еды. «Мы сами попробовали гречневую кашу, от которой отказываются школьники: ее же невозможно есть, в ней вообще нет масла! — рассказывает Муратчин. — Спрашиваем — почему!? Нам говорят, что по технологии заложено по три грамма на порцию. Так где они? Затрудняемся сказать — отвечают...» Дальнейший диалог был не менее показателен.
— Правда ли, что выявлены случаи, когда в школы поставляли яйца по 150 рублей за десяток?
Если покупать яйца по 150 рублей за десяток, то изобилия на столах ожидать трудно
— Да, есть такие случаи. Я не стану называть, но не секрет, что в городе сегодня действуют пять-шесть крупных поставщиков...
— Которые аффилированы с компаниями Григория Ройзмана?
— Ну, не все...
Мониторинг сайтов госзакупок высвечивает названия фирм, знакомые до боли в желудке
Может, и не все. Но изучение сайтов госзакупок сразу дает нам знакомые названия: «ООО «АСТ-продукты» и прочие. Их директора возглавляли и печально известные «ооошки», деятельность которых сейчас расследует в рамках уголовного дела челябинская полиция.
Как же получается, что из года в год недобросовестные компании выигрывают конкурсы и кормят детей — детей! — непонятно чем? «Что ж тут непонятного? Смотрите сами, — не выдерживает Муратчин. — Честный предприниматель понимает, что он не найдет продукты по заявленным ими ценам и уходит с конкурса. Они его выигрывают, в конце года фирма, задолжавшая разным поставщикам за продукты, банкротится — организуется новая и опять выигрывает. При этом еще продукты закупаются просроченные...»
И разорвать этот замкнутый круг в рамках существующего законодательства невозможно. Единственный способ оградить детей от дряни в тарелках депутаты видят в переходе на самостоятельную организацию питания, когда ответственность за его качество будет нести руководство школ. Что же касается уже совершенного, то оценку деятельности Григория Ройзмана и скрывающегося ныне в Израиле его партнера Олега Бондаря должно дать расследование, проводимое УМВД Челябинска. Впрочем, по данным источников агентства в правоохранительных органах, в ближайшее время это дело могут забрать в ГСУ областного полицейского главка. Слишком большой масштаб и огласку оно приобретает.
Александр Галкин: «Если в какой-либо школе не вывесят телефоны горячей линии по питанию, это станет основанием для понятных выводов»
«В течение года мы намерены проверить все школы, в том числе и те, где организаторы питания показали себя абсолютно неудовлетворительно — на исправление им отводится месяц, — сообщил в заключение корреспонденту „URA.Ru“ Александр Галкин. — В ближайшее время будет организована работа горячей линии на базе отдела социальной политики городской Думы: я на свои средства, как депутат, распечатаю объявления с номером телефона и попрошу через управление образования разместить их в школах. Если в какой-либо школе их не вывесят, будут сделаны соответствующие выводы».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!