«Я не хочу войны, пусть это услышат все»
Ровно два месяца назад, 9 декабря, опустел главный кабинет в здании администрации Челябинска. Сергей Давыдов, тогда еще действующий сити-менеджер областного центра, забрал личные вещи и ушел в отпуск, на муниципальную службу он уже не вернулся. Политическая и бизнес-элита Челябинска приготовились встречать нового руководителя — Евгения Тефтелева, мэра Магнитогорска. О чем говорили в тот день Давыдов и Тефтелев, звонил ли экс-губернатор Михаил Юревич новому сити-менеджеру Челябинска, о чем просят Тефтелева визитеры и где живет глава администрации — читайте в эксклюзивном и откровенном интервью Евгения Тефтелева «URA.Ru».
— Евгений Николаевич, с того времени, как вы заняли этот пост, много к вам пришло ходоков из города? Познакомиться, пожаловаться, предложить свои услуги...
— Такого потока я не видел с того времени, когда вернулся в Магнитку и стал работать в администрации города. Конечно же, со многими встречаюсь. Начиная от депутатов Госдумы, заканчивая представителями бизнеса и общественности. Кстати, сегодня встречался с детским омбудсменом Маргаритой Павловой. И она не одна пришла, а вместе с руководителями ряда благотворительных организаций.
— Визитеры о чем в основном просят?
— Честно говоря, некоторые пришли просто «засвидетельствовать почтение» — так это называется. Хотя со многими я уже давно знаком, еще со времен работы в Челябинске. Что касается просьб, то вот, например, омбудсмен Маргарита Павлова рассказала об акциях для детей-сирот и детей-инвалидов. И просила о том, чтобы администрация Челябинска принимала в них участие как можно активней.
«Губернатору же не все равно, кто руководит городом?»
— От представителей бизнеса какие просьбы?
— Есть много проектов, которые требуют в большей степени политической поддержки. Так, есть идеи по строительству нового бассейна, других спортивных учреждений. Надо строить новое жилье, нужны детские сады. Хотя приходят и с торговыми комплексами. Надо смотреть, насколько это сейчас нужно, хотя городу необходимо конечно же развиваться. Кое-что приостановлено, идут консультации.
— Приостановили когда?
— В декабре.
— А есть такие, что говорят так — мол, мы при вашем предшественнике не получили одобрения, а у нас крайне полезный и интересный проект? И что теперь, когда сменилось руководство администрации, они надеются получить именно вашу поддержку.
— Вот так, явно, не говорят. Хотя порой озвучивают идеи, которые я и сам не могу поддержать. Проекты не соответствуют нормам, а некоторые просто вызывают сомнения в их реализации.
25 декабря 2014 года Евгений Тефтелев официально сложил с себя полномочия мэра Магнитогорска и отправился в Челябинск
— Слишком фантастические?
— В том числе. Также есть проекты, «замороженные» потому, что они вблизи зон отдыха, скверов и парков. Или какой-то предприниматель строит микрорайон, а ему для обустройства инфраструктуры надо спилить деревья. Впрочем, есть и такие, что говорят — 100 деревьев уберу, а взамен высажу 300. На эту тему можно говорить.
— А, кстати, зачем к вам на днях приходил Сергей Давыдов?
— Есть такое понятие — преемственность. Он руководил администрацией несколько лет, нам есть что обсудить. К тому же мы и раньше поддерживали контакты, как муниципальные руководители. А когда оба стали вице-губернаторами на общественных началах, так встречались каждую неделю, на аппаратных совещаниях. И потом, когда я вошел в это здание, уже зная, что буду принимать участие в конкурсе на сити-менеджера Челябинска, то первым делом пошел именно к Сергею Викторовичу, а потом уже к Станиславу Ивановичу (Станислав Мошаров, глава города). С Давыдовым договорились о том, что он съездит в отпуск, отдохнет, а потом снова встретимся. Нам есть что обсудить.
— А тогда, перед его отпуском, о чем говорили?
— Ну, я же должен был поставить его в известность, что встречался с губернатором и мы говорили о моем участии в конкурсе! Я должен был услышать лично от Давыдова, что он не будет принимать участие в конкурсе. И если не будет, то спросить, будет ли от него некая преемственность, поддержка... Услышал, что от участия в конкурсе он отказывается. И такие слова: «Тебя знаю лично, и на все вопросы, какие возникнут, готов ответить».
«Я должен был услышать от Сергея Давыдова о том, что он действительно не будет принимать участие в конкурсе»
— Он был расстроен?
— Я бы не сказал. Думаю, что он уже к тому времени принял решение уйти. Все осмыслил, проанализировал, посмотрел...
— Евгений Николаевич, ну ведь понятно, что ваше появление здесь это решение губернатора.
— Да. Но и решение Сергея Викторовича, его отказ от конкурса, тоже принималось во внимание. Как и мое согласие. Ведь был период, когда шли консультации. Губернатор встречался с Виктором Тупикиным на предмет его участия в конкурсе. Давыдов что-то для себя решал. И, видимо, были у него сомнения, потому что еще до того, кстати, как ваш сайт стал называть иных претендентов, кроме Сергея Викторовича, он мне сказал: «Слушай! Если что, подумай о такой возможности. У тебя должно получиться. Ты же челябинский!». То есть Сергей Викторович немаловажную роль сыграл в том, что я здесь.
— Вот, кстати, вы же действительно не только магнитогорский, но и челябинский. Семь лет работы.
— Я не только работал, но и жил здесь. У меня квартира на Северо-Западе, еще при Сумине ее получал. Вот сейчас привожу ее в порядок.
«Станислав Мошаров в числе тех, с кем я советуюсь при принятии решений»
— А все думали, что вы будете председателем правительства или первым вице-губернатором. Как только прибыл из Москвы, после встречи с президентом Борис Дубровский, а вы его встречали в аэропорту, так сразу же и пошли такие разговоры.
— Председатель правительства у нас губернатор. Первые вице-губернаторы — Сергей Комяков и Евгений Редин. Я давным-давно знаю Сергея Комякова. Даже по комсомолу помню немножко. Мы с ним пересекались на металлургическом поприще, когда я был заместителем генерального директора ММЗ, а он работал на Челябинском металлургическом комбинате. Потом я был министром промышленности, а он руководил городской Думой Челябинска и по многим вопросам соприкасались. Знаю его профессиональные качества и уверяю вас, Сергей Львович на своем месте! Так же, как и Редин. Мы со времен Магнитки знакомы, потом вместе в Челябинске работали — когда он был первым вице-спикером ЗСО, а потом вице-губернатором.
— Сити-менеджер большого города. С одной стороны, работа вам, учитывая ваш опыт работы мэром Магнитки, понятна. С другой стороны, в Магнитогорске вы прошли через выборы. Как вам вообще, эта схема, когда главу администрации назначают по конкурсу? И, по сути, это решение губернатора...
— Есть рациональное зерно в том, что губернатор принимает в этом участие. К примеру, формирование местных бюджетов, и Челябинска в том числе, идет сегодня на паритетных началах. Из чего состоят эти 23 миллиарда рублей Челябинска? Собственные доходы, которые нам по закону напрямую приходят, это 11 миллиардов с лишним, и 12 с лишним миллиардов нам возвращаются в виде субвенций. Плюс субсидии. Далее — совместные программы. Строительство детских садов и школ, переселение из ветхо-аварийного жилья, здравоохранение, ремонт дорог. Губернатору же не все равно, кто руководит городом?
— То есть должен быть человек, которому он доверяет?
— Да. Причем это не только единоличное решение губернатора. Есть и мнение депутатов, входящих в конкурсную комиссию. И потом, конечное слово за депутатами.
«Юревич мне не звонил после назначения и люди от него не приходили»
— А для Магнитогорска это нормально?
— Да. Тем более что в сегодняшних условиях, когда Магнитка формирует бюджет точно так же, как и Челябинск, я думаю, что участие губернатора в назначении главы администрации города — это нормальное явление.
— К слову, когда мы не так давно проводили фокус-группу в Магнитогорске, и уже было известно, что в городе будут вводить двуглавие, участники отнеслись к этому вполне нормально. «Если в этом участвует Дубровский, то пожалуйста. А то мы Карпова в свое время выбрали, и что получилось?».
— Пять лет эта тема была просто, наверное, неактуальна. Не исключаю, что, наверное, жители Магнитки бы по-другому реагировали. А сегодня просто иная ситуация. Поэтому в Магнитке готовы к этой схеме, к такой, что уже давно действует в Челябинске, Екатеринбурге, Кургане.
— Ну, может быть, если бы губернатором не был Борис Дубровский, магнитогорец, то жители Магнитки восприняли идею в штыки. Кстати! А Михаил Юревич вас поздравил? Был звонок от него?
— Нет.
«С Евгением Рединым знаком еще со времен Магнитки»
— И не приходили от него?
— Нет.
— Почему интересно?..
— Ну, наверное, придут.
— Как-то уже можете оценить, что, по-вашему, лучше организовано в Магнитке, чем в Челябинске?
— Во многом в Челябинске лучше, чем в Магнитке. Если честно. Может, потому, что денег больше вкладывалось. А вот что касается критики... Но это мое субъективное мнение. Есть в Магнитке свое ДРСУ, какое бы оно ни было, но нормально работает. Почти все муниципальные предприятия действующие. А в Челябинске ДРСУ обанкрочено, электросети не МУП, а ООО. Озеленением занимается не МУП, а ООО. Вот этого я не могу пока понять. Всем, что касается жизнеобеспечения города, должны заниматься муниципальные предприятия.
«Вероятно, что пять лет назад в Магнитогорске на отмену прямых выборов мэра отреагировали бы иначе»
— В Челябинске МУП тоже остались. И, как бы сказать помягче... Не все эффективные. Транспорт, к примеру.
— В Магнитогорске с гортранспортом тоже не все ладно. Но в Челябинске, я тоже попытаюсь сказать помягче — ситуация куда как запущенней. Мы сейчас как раз этим занимаемся. И трамваями, и автобусами, и маршрутками.
— Кстати, по автобусам. Силовики пугали уголовным делом в отношении директора МУП «Челябавтотранс» Эдуарда Маховского, за неуплату налогов. А потом появилась информация, что все погашено. Это так?
— Сегодня, по крайней мере, да. Да и ситуация стала получше. Мы чуть оживили оба МУП, я говорю и об электротранспорте, вложили средства.
— Я правильно понимаю, личной вины, допустим, того же Маховского или Александра Портье (директор МУП «ЧелябГЭТ»), в том, что ситуация еще недавно была критической, нет?
— Я их вины не вижу. У Маховского хорошие идеи, но ему надо помочь. Как бы не критиковали Портье, но они один вагон в месяц ремонтируют. А Челябинска без трамваев просто быть не может.
«Ну без трамваев Челябинску точно не обойтись...»
— А без троллейбусов?
— Надо считать. Проработать маршруты, изучить карту, пассажирские потоки. Где-то, вероятно, стоит от троллейбуса отказаться, а где-то, наоборот, продлить маршрут.
— По ЖКХ. Когда вы встречались с руководителями управляющих компаний, то просьбу с их стороны о повышении тарифов на содержание жилья многие расценили как попытку проверить вас на прочность.
— Вот вы меня с Петром Ивановичем Суминым сравнивали, что никому сразу не отказываю, а обещаю подумать. Между прочим, мне такое сравнение лестно. А насчет «подумать», не считаю для себя зазорным прежде, чем принять решение, посоветоваться. С губернатором, с главой города Станиславом Мошаровым, со специалистами. Со своими первыми заместителями — Юрием Параничевым и Наталией Котовой. И потом уже делать окончательный вывод.
— Что касается заместителей. Владимира Елистратова позвали одним из первых? Он бывший силовик.
— Да, по нему решение было принято, наверное, сразу. И я очень рад, что у Елистратова такая биография. Она ему поможет в его нынешней работе. Вообще, почти со всеми нынешними заместителями я был знаком ранее. Пересекались по работе. С кем-то познакомился только сейчас. Это и начальников управлений касается.
На встрече с челябинскими перевозчиками: «Не хочу войны, что была в Магнитке»
— Сергей Антипов, новый начальник управления экологии Челябинска. Его тесно связывают с группой «Ариант», то есть с ЧЭМК. Как же он будет бороться за чистоту воздуха в Челябинске? Идти против ЧЭМК? Уже говорят, что вы его в заложники взяли!
— Вообще-то Антипов — это еще и Металлургический район. Но в данном случае я руководствовался тем, что мне нужен сильный менеджер. А Антипов именно таковым и является. Ему еще надо будет свалку ликвидировать, которая как раз на территории Металлургического района.
— А, кстати, по свалке: по последней информации то место для нового полигона, которое было выбрано и под которое готовы документы, разработан проект и деньги вложены, забраковано прокуратурой.
— Я сегодня провел совещание с участием всех заинтересованных сторон. Уже предвидя вопросы прокуратуры, дополнительно попросил ускорить экологическую экспертизу проекта. Одной из проблем, кстати, стало то, что не был решен вопрос с земельным участком. Земельный участок находился в частных руках, но он должен был за муниципалитетом. Мы получили добровольное согласие собственника, он подарит его городу.
— Это вы про бизнесмена Александра Карелина? А как так получилось, что полигон муниципальный, а земля частная?
— Да, про Карелина. Не я этот участок подбирал. Он был обозначен генпланом в свое время, согласовано в то время и с правительством Челябинской области. Мы, на всякий случай, стали искать резервные участки. Не хочу быть заложником ситуации.
«Не стоит проверять меня на прочность»
— И последний вопрос: чего не надо от вас ждать представителям бизнеса, политикам и т.д.? Чего они от вас точно не дождутся, хотя, может быть, надеются получить? Местный бизнес боится потрясений!
— Никаких потрясений бизнесу не ожидается. Я считаю, что здесь, в Челябинске, люди разумные. Я для всех открыт, но не хотел бы, чтобы кто-то боролся с властью незаконными методами. К примеру, на встрече с «маршрутчиками» сказал: «Не хочу того, что происходило в Магнитке. Вы меня на это дело не толкайте. Но если надо будет, я буду бороться с незаконными перевозчиками, но законными методами». И это пусть услышат все, не только перевозчики.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!