Хоть к Обаме возвращайся
Учредитель «НИИ Экологии и рационального использования природных ресурсов» («НИИ ЭиРИПР») Юлия Денеко конфликтует с чиновниками Ханты-Мансийского автономного округа. В ситуации оказались замешаны госслужащие и депутат городской Думы.
Нефть — всему голова: даже за право утилизовать ее отходы идут жаркие битвы
Кратко напомним, «НИИ ЭиРИПР» был создан в Тюмени более 10 лет назад. В 2011 году НИИ стал «Лучшим инновационным предприятием Тюменской области» в сфере среднего бизнеса. Занимается компания утилизацией нефтяных, буровых отходов и попутного природного газа, располагает десятью филиалами в Югре и на Ямале. Известным проект Юлии Денеко стал в 2010 году, когда тюменская компания привлекалась к работе по устранению последствий катастрофы на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе (тогда нефтяное пятно окружностью почти 1 тыс. км подобралось к границам США).
Однако в ХМАО «НИИ ЭиРИПР» неожиданно столкнулся с большими трудностями. Как заявляет директор компании Юлия Денеко, последние шесть лет в Югре ее фирме всячески противодействуют чиновники регионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО и заместитель министра природных ресурсов РФ.
По словам Юлии Денеко, руководитель югорского Росприроднадзора Роман Мишенин и заместитель министра природных ресурсов России Ринат Гизатулин занимаются лоббированием интересов ЗАО «Экос», принадлежащего депутату городской Думы Нефтеюганска Степану Пыталеву. Кроме «Экоса», предпринимательница упоминает ООО «СеверЭкоСервис» и ООО «Салым-Ойл», которые, по ее мнению, также аффилированы с Пыталевым.
«Ринат Гизатулин всячески препятствует деятельности компании „НИИ ЭиРИПР“, которая является прямым конкурентом ЗАО „Экос“, — утверждает Юлия Денеко. — Во время личной встречи прошлой весной Ринат Ринатович заявил, что все ждут, когда у НИИ закончится действие экспертизы и мы прекратим существование. Было сказано, что никакие наши технологии не пройдут экспертизу. А руководитель Росприроднадзора по ХМАО Роман Мишенин написал письмо, в котором настоятельно рекомендует заказчику работать с ЗАО „Экос“. Фактически он отрыто лоббирует финансовые интересы депутата Пыталева».
Предпринимательница также утверждает, что Ринат Гизатулин и Роман Мишенин принуждали нефтяные компании округа к заключению договоров на переработку отходов с ЗАО «Экос», а также ООО «СеверЭкоСервис» и ООО «Салым-Ойл».
В декабре прошлого года — продолжает Юлия Денеко — «НИИ ЭиРИПР» получил положительные результаты государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Тем не менее Ринат Гизатулин через сайт Росприроднадзора по ХМАО и ресурс общественной организации «Эконадзор» опубликовал два письма, в которых дал негативную оценку полученной ГЭЭ и указал, что технология тюменской компании пригодна для работы в Уватском районе, но не на нефтяных месторождениях Югры. Письма появились как раз в период проведения тендеров, на следующий год. «Со слов наших заказчиков, такие публикации в период проведения тендерных кампаний являются для руководителей прямым приказом не работать с нашей фирмой, — возмущается Юлия Денеко. — Это подрывает репутацию компании, которая успешно работает на рынке экологических услуг более 10 лет».
Роман Мишенин уверен: чиновники лишь следят за соблюдением закона
По обращению Юлии Денеко председатель общественного совета Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» по ХМАО Оксана Рудик составила экспертное заключение. Эксперт пришла к выводу, что прямой заинтересованности фирм Степана Пыталева в описанной Денеко ситуации нет, признаков коррупции в действиях бизнесмена тоже найдено не было. Зато эксперт усмотрела нарушение закона «О защите конкуренции» в действиях ряда представителей власти и общественной организации «Эконадзор».
Стоит отметить, что все участники конфликта, которых обвиняет Юлия Денеко, с аргументами предпринимательницы не согласны. «Информация о лоббировании чьих-то интересов заместителем министра природных ресурсов Ринатом Гизатулиным действительности не соответствует, — заявили „URA.Ru“ в пресс-службе министерства о предполагаемой роли замминистра Гизатулина в конкурентной борьбе двух экологических компаний в Югре. — Ни одна из сторон этого конфликта в министерство природных ресурсов с заявлениями не обращалась».
Степан Пыталев, в свою очередь, назвал информацию, изложенную Денеко, «попытками очернить его компанию». «Сейчас мы готовим иск о защите чести и достоинства по поводу этого обращения», — заявил Пыталев.
Руководитель югорского Росприроднадзора Роман Мишенин был разговорчивее. «Единственное, к чему мы принуждаем в своей работе, — это соблюдение законодательства, — заявил чиновник. — Какое давление, о чем речь? Мы за все время провели в „НИИ ЭиРИПР“ лишь одну плановую проверку. Одна из нефтяных компаний нам направила запрос, можно ли применять определенную технологию. Мы ответили, что этой технологией обладают две компании — „Экос“ и „НИИ ЭиРИПР“. Но „НИИ ЭиРИПР“ изменил документацию по этой технологии, а это по закону означает, что нужно проходить экологическую экспертизу заново. А значит, применять эту технологию противозаконно, о чем мы и сообщили».
Чиновник добавляет, что за применение технологии «деконтомобил» без действующего заключения экспертизы «НИИ ЭиРИПР» выписали два административных протокола, которые сейчас компания Юлии Денеко оспаривает в суде. Что же до письма с оценкой полученной компанией Денеко положительной экспертизы, из-за которой у «НИИ ЭиРИПР» возникли сложности в период тендеров, то оно, по мнению Мишенина, не содержало никаких рекомендаций недропользователям, никому не рассылалось, просто было размещено на сайте и предоставлено по запросу «Эконадзору». «Никто же не заставлял его читать у нас на сайте», — заявил чиновник.
Тюменским инноваторам остается только жаловаться на особенности российского законодательства. «Департамент Росприроднадзора по УрФО и центральный аппарат этого ведомства говорят, что мы можем работать в ХМАО, а их подчиненные в округе — что нет, — сетует Юлия Денеко. — Это вообще странно, экспертиза ведь не на дом, а на технологию, которая везде одинаковая. Это как приготовить блины. Блины же мы делаем везде одинаково?». Предпринимательница говорит, что не собирается сдаваться. «Мы уже направили письма и президенту, и генпрокурору Юрию Чайке, и заместителю премьера Аркадию Дворковичу, — говорит Юлия Денеко. — Мы хотим сейчас конкурентного исследования ситуации».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!