Ямал завязал
Ямальское правительство и парламент округа решили поменять антиалкогольное законодательство региона. Новый «сухой закон», утвержденный сегодня в первом и втором чтениях на первом в 2015 году заседании депутатов ЯНАО, преследует, в общем-то, благую цель — снижение алкоголизма среди населения и пьяной преступности. Однако новшество может крайне сильно ударить по малому бизнесу в сфере общепита, выживающему за счет продажи спиртного.
Новый закон на заседании представил глава комитета по госсустройству и местному самоуправлению Марат Абдрахманов. Он рассказал, что с 1 января текущего года именно субъект определяет, как будет (и будет ли) ограничиваться продажа алкоголя. В законопроекте он выделяет два момента: ограничить продажу спиртного с 22 до 10 часов, в то время как федеральный закон предполагает более широкие сроки — с 23 до 8 часов. «Сразу скажу, это было сделано с учетом предложений от муниципалитетов», — добавил Абдрахманов.
Второй важный момент: несмотря на то, что общий контроль процесса остается за правительством округа, муниципалитетам будет дано право ставить отдельные ограничения — в частности, во время проведения массовых мероприятий и праздников. «Повторяю — это на их усмотрение. Мое мнение такое: закон нам нужен. У нас получился некий вакуум: с 1 января муниципальные акты по этому вопросу уже не действуют, а региональный еще не принят», — пояснил глава комитета.
Ямальские власти в борьбе с алкоголизмом пошли дальше прочих: закрывают не только розничную продажу алкоголя, но и в заведениях — также после 22:00
Однако в законе есть определенные «подводные камни». В частности, пункт 3 статьи 2, фактически полностью запрещающий продажу алкоголя в заведениях общественного питания с 22 часов. Так, запрет распространяется на бары, столовые, закусочные, буфеты, кафетерии, кофейни, мини-бары, мини-кафе, мини-закусочные, кафе самообслуживания и даже магазины кулинарии. Исключений минимум: ночные клубы, кафе в гостиницах и бары высшего и люкс-класса. Впрочем, объяснить два последних термина не смогли ни законодатели, ни сами предприниматели, занимающиеся подобным бизнесом. Также настораживает отсутствие в перечне ограничений и исключений ресторанов.
Причины, побудившие ямальское правительство (разработкой закона занимался департамент АПК и торговли округа) на подобные меры, довольно простые. «Даже при наличии нормы, запрещающей вынос алкогольной продукции из мест общественного питания, норма не работает, а отдельные предприятия под видом объектов общественного питания (все, попавшие в список ограничения — ред.) реализуют алкоголь на вынос», — говорится в пояснительной записке. Там же подчеркивается, что индикатором достижения целей закона «в идеальном варианте» может служить полное прекращение потребления спиртного на территории округа.
По сути, Ямал после ввода запрета на продажу по времени суток столкнулся с проблемой любого другого региона — достаточно вспомнить, как в югорском Нижневартовске после принятия закона как грибы после дождя появились «мини-кафе». Вернее, розничные магазины, в которых предприимчивые владельцы поставили несколько стульев, чтобы с чистой совестью продавать алкоголь. Об этом в разговоре с корреспондентом «URA.Ru» упоминает и Марат Абдрахманов. «Предприниматели пользуются этим, поэтому разработчики закона специально прописали ограничения», — поясняет он. Абдрахманов также подчеркивает, что, скорее всего, губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин подпишет закон в течение ближайших недель.
Председатель парламентского комитета Марат Абдрахманов не переживает по поводу предпринимателей: «Вот когда взбунтуются, тогда и посмотрим»
В то же время, отвечая на вопрос о том, не взбунтуются ли предприниматели, владеющие кафе и барами, от подобных мер, Абдрахманов заявляет, что «всем угодить сложно». «Ну с ними же прорабатывали этот проект, этим департамент АПК и торговли занимался. Если взбунтуются, то тогда и посмотрим. Вы сами слышали, что у нас за прошедший год половина преступлений совершена в пьяном виде», — подчеркивает глава комитета Заксобрания. Действительно, в ходе заседания в парламента звучал отчет начальника УМВД по Ямалу Дмитрия Сергеева, в котором тот упоминал, что почти половина всех преступлений в округе в 2014 году совершена в состоянии опьянения.
Как бы то ни было, но резкие меры уже вызвали негативные отзывы среди предпринимательского сообщества округа. К примеру, директор ресторанного холдинга АРТ-ГРУПП Марина Лукина подчеркивает, что закон нанесет серьезный удар по всей прослойке ресторанно-барного бизнеса. «Для меня это не так страшно, у меня два ресторана и кафе, в котором особо и не пьют. Другое дело, если под запрет попадут и рестораны, тогда это будет сильный удар. Взять те же свадьбы: как мне объяснить людям, что они после 22 часов не смогут купить у меня бутылку шампанского?», — отмечает она. Кроме того, предпринимательница подчеркивает, что о каких-либо обсуждениях закона со стороны властей со своими коллегами не слышала.
Хозяйка ресторанной сети из Нового Уренгоя Виктория также не в курсе принятия закона. «Я пока не слышала ничего подобного, думаю, мы узнали бы об этом в первую очередь. Любой ресторатор скажет вам, что это сильно ударит по бизнесу. Я работала в Уфе, когда там был принят аналогичный закон, именно на запрет продажи алкоголя по ресторанам. Его сняли через неделю», — рассказывает она.
Один из косвенных поводов для жестких мер — рост пьяной преступности почти на 50% за прошлый год, о чем доложил глава ямальской полиции Дмитрий Сергеев. Впрочем, в Югре такие ограничения в прошлом привели опять же к росту
Ресторатор из Ноябрьска Ирина в свою очередь подчеркивает, что в ее заведения — ресторан, два бара и кафе, — основной поток людей идет именно после 20-22 часов. «До этого времени — обеды и ланчи. Хорошо, рестораны в список не входят, но что с барами? У меня их два, они оба работают до 4 часов утра. Видимо, нам нужно будет регистрироваться в качестве ночного клуба, раз уж есть такая лазейка. Но и она в будущем может быть закрыта», — рассуждает она.
«Понятно, что это ударит по всем. Зачем мы в таком случае платили за лицензии на реализацию алкоголя? Если бы я знала заранее, то не стала бы брать лицензию для одного из баров. Сейчас она уже есть. Так может быть властям стоило заранее подумать о заведениях, где уже куплены лицензии, и не трогать их? Они ведь не дешевые, заплатить 200 тысяч и потом ничего не продавать — вот это у нас называется помощь малому бизнесу. В итоге же мы просто лишимся наших доходов», — резюмирует Ирина.
К сожалению, оперативно получить комментарии департамента АПК и торговли ЯНАО сегодня не удалось. Аналогичная ситуация с уполномоченным по правам предпринимателей в округе Дмитрием Бавдурным — он сейчас находится в Тюмени и будет только на следующей неделе.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!