«Понятно, что волшебников здесь нет. Предлагаем не ждать, когда все начнет сыпаться»
В министерстве строительства Свердловской области официально начинает работать новый руководитель. Бывший мэр Карпинска Сергей Бидонько в ведомстве появился в качестве замминистра в декабре прошлого года, а в новый кабинет переезжает сегодня. Внимание к Бидонько сейчас повышенное, а оценки от самых негативных до самых позитивных. Один из знакомых строителей объяснил это мне тем, что впервые за несколько лет минстрой возглавил человек, который имеет неплохие шансы в отличие от его предшественников. «Жеребцов не имел никакого отношения к строительному бизнесу, Федоров — проектант, Киселев — профессиональный чиновник. А Бидонько знает, как все механизмы на земле работают», — говорит собеседник. Те два месяца, на которые затянулся его трансфер из кресла главы города в кресло члена кабмина, Бидонько налаживал отношения с контрагентами (один из них, замглавы администрации Екатеринбурга Сергей Мямин, с улыбкой заглянул в кабинет нового чиновника во время интервью).
— Во-первых, Сергей Юрьевич, хочу поздравить вас с назначением. Считается, что оно несколько отличается от других, хотя бы потому, что вы дважды были кандидатом на пост министра строительства. Вы шли к этой должности около двух лет...
— Журналисты очень своеобразно толкуют эти моменты. Говорят, что снаряд дважды в одну воронку не падает, но мой пример — исключение. Действительно, моя кандидатура рассматривалась в 2012 году, но по понятным причинам это назначение не состоялось.
Я просто работал в муниципалитете, и это бесценный опыт выстраивания отношений и по горизонтали, и по вертикали. Считаю, что много почерпнул. Эффективность работы оценивается как нельзя лучше выборными моментами. Первые выборы в 2009 году я прошел, придя с должности руководителя коммунального хозяйства. Было сложно. Стартовые позиции для кандидата с должности учителя, например, проще. А недовольство населения коммунальным комплексом всегда есть, и претензии сформированы. Второй результат — 91% на выборах в 2013 году, считаю, что мне поставлена оценка. Как вы говорите «шел два года». Поверьте, я для этого ничего специально не делал. Евгений Владимирович [Куйвашев губернатор Свердловской области] предложил, за что я ему благодарен, потому что это — возможность самореализоваться.
— А кто ваше назначение пролоббировал? Вы можете сказать, кто ваше имя губернатору назвал и тогда, два года назад, и сейчас?
— Мне трудно говорить. Я с руководителями региона в близкой связке не работал. Ни с Мишариным, ни с Евгением Владимировичем. Наверное, больше взаимодействовать по работе приходилось с Денисом Владимировичем (свердловский премьер Денис Паслер, — прим. ред.), который работал на севере и по «Газэксу».
— Ваше назначение оказалось весьма громким, с точки зрения информационного шума. Сейчас, если забить ваше имя в строку поискового запроса, найдется множество ссылок на сообщения про «клан Бидонько». Вы обратили на это внимание, и чем этот клан так страшен?
— Как в известном всем мультфильме «хорошими делами прославиться нельзя». Я читал, понимаю, о чем вы говорите. Но у меня за годы работы иммунитет сложился к подобным публикациям. Есть набор имен, каких-то фактов, слепленных в один комок и выданных за систему. Я спокойно к этому отношусь. Если пишут — значит, кому-то это интересно. Оправдываться смысла нет.
— Весной в Карпинске состоятся выборы главы. С кем бы вы хотели поделиться своим рейтингом? Я понимаю, что это не мешок с картошкой — передать его сложно, но ведь есть пример Березовского, где Брозовский фактически привел на пост преемника.
— Не уверен, что на эту тему с точки зрения закона мы можем говорить. Там идет предвыборная кампания...
— Но ведь сегодня не день тишины...
— Это может быть расценено как агитация. Карпинск — мой родной город и, конечно, я слежу за тем, что там происходит. Каждый объект, который там появился, можно сравнить с рождением ребенка: от задумки до разрезания ленточки большой труд был вложен. Заложено много традиций по проведению различных мероприятий. Хотелось бы, чтобы человек, который придет, эти традиции продолжал. Надеюсь на мудрость земляков.
— Вы вспомнили результаты последних выборов в Карпинске, где показали весьма неплохой результат. А вы вообще никогда не думали претендовать, может быть, на мандат в Госдуме и выбираться по северному кусту?
— Такие варианты для себя не рассматривал никогда, хотя специфику этой работы представляю. Для меня работа в исполнительных органах власти интереснее. Здесь реальная практическая работа «на земле», и можно видеть результат.
— А чем интереснее? Есть мнение, что сегодня правительство — это экспертный клуб. Это не министры-глыбы росселевского периода. Там был другой аппаратный вес и более длинные истории что ли ... С какими вы установками пришли? Как вы видите работу министерства?
— Мне трудно давать оценку, как было и как есть сейчас. В начале 90-х годов закончил техникум по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Мне министерство строительство интересно тем, что это ведомство, которое занимается реальными делами, разрабатывает объекты, курирует, возводит и получает результат. Надо понимать, что один человек ничего сделать не может, нужна командная работа. Сегодняшнее мое назначение в министерство совпало с серьёзными проблемами в экономике, которые будут сказываться на строительной отрасли. Сегодня понятно, что планов и задач никто не уменьшает. Конечно, здесь потребуется мобилизация сил, средств, знаний.
— Сергей Юрьевич, вы говорили, что в период, когда вы руководили городом, обращались за помощью к областным властям. Сейчас в новой должности у вас наверняка есть портфель предложений, которые можно рассматривать. Я говорю о том, что у муниципалитетов множество похожих проблем, которые решать нужно системно. Можете пару примеров привести?
— Важная очень тема. Она и в предыдущих ваших вопросах возникала. Я не знаю точно, но, может быть, одна из причин моего назначения сюда, — это желание губернатора привлекать людей, которые прошли школу муниципальную. Все-таки основа управления — это муниципалитеты. Что бы и где бы ни задумывалось, в каких бы высоких кабинетах — реализация всегда проходит на местах. Есть понимание того, какие вопросы сегодня можно аккумулировать и выносить на более высокий уровень. Системные проблемы есть, перечислять смысла нет — их достаточно много.
— Вопросы распределения субсидий входят в этот список? В конце прошлого года состоялось заседание комиссии по распределению субсидий на разработку документации по планировке территорий в муниципалитетах. Заявки на 2015 год поступили на сумму 80,5 млн рублей, а минфин утвердил лимит в 33 млн — то есть меньше половины от запрошенных средств. Для муниципалитетов — это проблема...
— Вопрос ведь абсолютно понятный. В 2014 году была одна экономическая ситуация, в 2015 году — она поменялась и возможностей не стало. Времена непростые, нужно сохранить обязательные траты по соцобязательствам и проектам, которые находятся в стадии высокой степени готовности.
— Субсидии, это не все, что будет резаться. По линии минстроя, одного из крупнейших ГРБС проходит много программ... Скажем так, успешный глава — это тот глава, который сумел отстоять свои расходы и добиться минимального сокращения финансирования...
— Маша, тут я бы с вами не согласился. Не совсем правильно рассматривать системные вопросы в таком ключе. Когда идет общее уменьшение, оно пропорционально должно касаться всех. Иначе это несправедливо получается. Но если муниципалитет системно вопросами занимается и готов технически, конечно, у него шансов больше. То есть одно дело, если глава говорит «я хочу» и другое дело, когда город больше подготовлен и по нормативной базе, и по наличию условий.
Муниципалитеты в первую очередь волнует ситуация по сохранению темпов строительства жилья. При реализации программ набраны неплохие результаты — это и переселение из аварийного жилья, и обеспечение отдельных категорий граждан (военнослужащих, детей-сирот). Денег стало меньше, надо чем-то жертвовать и нужно найти оптимальные решения, чтобы сохранить положительные тенденции последних лет. Мы совместно с муниципалитетами должны поискать эти возможности.
— Не могу не спросить про готовность участвовать в программе поддержки. Федерация выделяет 20 млрд рублей на компенсацию ставок по ипотеке. Это очень хорошая поддержка. Если мы эту возможность упустим, то ипотека в регионе встанет. И это автоматически влечет за собой остановку строительного рынка. Министерство работает над этим?
— Я не сомневаюсь, что работа ведется. Вы мне немного дайте времени, чтобы погрузиться в эти программы и дать вам более компетентный ответ. Есть понимание, что развитие строительного комплекса без ипотеки весьма затруднительно. При тех ставках, которые есть сегодня, желающих брать ипотеку не будет. Это ключевой вопрос. Мы сейчас, кстати, по заданию губернатора сосредоточены на мониторинге ситуации на строительном рынке. Чтобы не допустить увеличения числа обманутых дольщиков. У меня в ежедневном режиме прием ведется по этому вопросу.
— Я вас правильно поняла, вы говорите о том, что областные власти ищут пути превентивного решения проблемы будущих обманутых дольщиков до того, как они станут обманутыми?
— Конечно. Работа идет в двух направлениях — по дорожной карте по объектам, которые уже находятся в реестре. И второе — мы начали работать на перспективу. Мы приглашаем предприятия, где есть какие-то риски, информация о том, что могут проблемы быть. Спрашиваем, нужна ли помощь. Если мы не можем, у нас есть Валентин Анатольевич Грипас [вице-премьер свердловского правительства], который может на своем уровне подключаться.
— О чем бизнес говорит? На какие сложности указывает? Правда, что больше всего проблем в работе с банками? Как вы можете помочь с кредитными вопросами? Правительство ведь не может просить банки кредитовать строительные компании по более низким ставкам — ведь бизнес есть бизнес.
— Да, сложности с ресурсами колоссальные по понятным причинам. Многие испытывают трудности, но насколько они критические, без подробного анализа сложно оценить. Мы не проверяем графики ведения работ на стройке. Смотрим, где рабочие продолжают работать, предлагаем компании обращаться к нам и не ждать, когда все начнет сыпаться. Понятно, что волшебников здесь нет, но свои проблемы нужно обозначать. Возможно, если мы раньше начнем их решать, избежим новых сложностей. На самом деле инструменты есть. Когда банк рассматривает пакет документов, он может подходить более лояльно, если есть рекомендации наши или антикризисного штаба губернатора.
— Про показатели ввода. Область закончила 2014 год, преодолев контрольную планку в 2 млн квадратных метров...
— Если быть точным, область закончила с цифрой 2 млн 420 тыс. квадратных метров.
— ...это больше, чем по итогам 2013 года. Понятно, что о планке в три миллиона сейчас никто не говорит, но, как вы считаете, какие параметры обоснованы и достижимы в 2015 году?
— Прогнозы дело неблагодарное. Все будет зависеть от того, удастся ли решить вопрос по ипотеке и как мы кризисные моменты будем проходить. У нас контрольная цифра по 2015 году 2 млн 100 тыс., которые мы должны сделать. Жилье начали сдавать с января месяца. Только в первый месяц в области — Екатеринбурге и муниципалитетах — было введено 305 тыс. кв. м. А вообще 2015 год станет показательным. Уже во второй половине станет понятно, сколько удастся ввести из задела по незавершенному строительству. Пока застройщики стараются несмотря на все трудности из последних сил «тянуть» и все-таки сдавать. Сигналов про «заморозку» пока нет.
— Про апартаменты, которые активно строятся в Екатеринбурге, не могу не спросить. И областные, и городские власти выражали опасение, что это превращается в проблему. Губернатор говорил о том, что необходимо искать юридические инструменты защиты лиц, которые могут пострадать. Вы вникали уже в вопрос?
—Мы этой темы касались. Знаю, что проблема есть, но плотно пока не занимался. Очень мало времени прошло, пока не стал бы комментировать.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!