«Хорошавин — не первый звонок. Губернаторы, гадайте и готовьтесь»
Сегодняшний арест главы Сахалинской области Александра Хорошавина заставил регионы еще раз пересмотреть свои отношения с федеральным центром. Эксперты уверяют, что теперь губернаторам будет гораздо сложнее угадывать правила игры и распознавать сигналы, посылаемые из Кремля.
Напомним, высокопоставленный чиновник стал фигурантом дела о взятке. Сегодня утром в ходе проверки УСБ ФСБ и следственных органов глава региона был задержан и первым же рейсом доставлен в Москву, где в отношении него было возбуждено уголовное дело. Известно, что в ходе обысков в московской квартире, на даче и в резиденции Хорошавина оперативники изъяли крупную сумму денег, ювелирные украшения, дорогостоящие наручные часы и телефоны. Вместе с первым лицом Сахалина были задержаны члены его команды. До официального назначения и.о. губернатора координировать работу органов исполнительной власти будет руководитель аппарата администрации Сергей Караганов.
Обсуждая возможные причины ареста, политологи указывают на связь главы региона с председателем правления Роснефти Игорем Сечиным. Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев делает акцент на полную зависимость Хорошавина от решений нефтегазодобывающих компаний и борьбу за власть в стратегически важном регионе. «Ряд моих знакомых считает, что к назначению Хорошавина приложил руку глава Роснефти Игорь Сечин. Но после того, как у нефтяников на Сахалине возникли споры с „Газпромом“, Сечин разочаровался в своем протеже, — рассказывает эксперт. — Сегодня на территории региона есть два ключевых игрока, и губернатор, желающий иметь устойчивые позиции, должен быть слугой этих господ и правильно выбирать для себя главного покровителя».
Драка за ренту
Поговаривают, что глава Роснефти не смог отстоять Хорошавина у Вячеслава Володина, когда тот стал объектом критики ОНФ
Калачев подчеркивает, что еще в прошлом году главе Сахалинской области слали предупреждающие метки. Его скорая отставка уже тогда не вызывала никаких сомнений. «И через ОНФ, и через СМИ его обвиняли в нескромных бюджетных тратах на пиар. Он „мерседес“ хотел купить за восемь миллионов, потом возникала проблема чартерных перелетов и расходов на них, а недавно Трутнев подвергал критике руководство Сахалина за неэффективность бюджетных расходов и угрожал отнять часть профицитных денег. В общем, позиции были достаточно непрочные», — резюмирует политолог.
Схожее видение ситуации демонстрирует президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. «До назначения губернатором Хорошавин был мэром города Оха — одним из базовых для Роснефти городов на Сахалине, поэтому не секрет, что связь с Роснефтью у Хорошавина присутствовала. Другое дело, что, может быть, Хорошавин не входил в ближний круг Игоря Сечина. Так или иначе, обсуждались варианты размена, выдвижения кого-то еще из представителей Роснефти. Отношения с федералами у Хорошавина складывались неровно. Можно вспомнить серьезные конфликты, которые были вокруг ОНФ, поговаривали о том, что не все просто складывается с первым замруководителя администрации президента Вячеславом Володиным. Но в последние два-три месяца пошли слухи о том, что Хорошавин все-таки решил свои проблемы на федеральном уровне и получит разрешение на досрочные выборы. Как видим, проблемы не исчезли. Дальше многое будет зависеть не столько от того, кто вызвал эту ситуацию, сколько от того, кто сменит Хорошавина: будет ли это еще один, более близкий выдвиженец Роснефти, или произойдет выдвижение конкурирующего с ней на Сахалине „Газпрома“, или появится представитель какого-то внешнего игрока», — отмечает эксперт.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич уверена, что основной причиной ареста, а затем и возбуждения уголовного дела в отношении Хорошавина стал передел нефтяной ренты. По мнению политолога, инициатором этого процесса выступил вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном ФО Юрий Трутнев.
Причиной такого «внимания» эксперт называет уникальное финансовое положение региона и желание установить контроль над главными рентными потоками на дальнем востоке страны. В 2014 году, на фоне тяжелейшей ситуации в субъектах, бюджет Сахалинской области увеличился на 63 процента. В ноябре прошлого года в казне образовался феерический профицит в 45 млрд рублей. Огромные деньги начали судорожно тратить в декабре, сократив излишки сразу до 23 млрд рублей. «Я думаю, это и стало причиной возбуждения дел. Сегодня это единственный регион, который сам распоряжается нефтегазовыми деньгами в соответствии с соглашением о разделе продукции. Федералы на это давно точат зуб. Видимо, Хорошавин не сумел отрегулировать отношения. Вдобавок ко всему он не имел „капитальной крыши“ в федеральных верхах и не принадлежал ни к одному из кланов. Сработала российская схема наезда на тех, кто сейчас сидит на деньгах», — выдвинула свою версию случившегося в беседе с «URA.Ru» Наталья Зубаревич.
Эксперты считают, что Игорь Сечин в свое время протежировал кандидатуру Александра Хорошавина, однако после конфликта Роснефти с «Газпромом» разочаровался в нем
Смена правил игры
Комментируя возможные последствия инцидента, политологи предрекают начало нового этапа во взаимоотношениях вертикали власти. «Рутинные методы управления субъектами перестали срабатывать: региональная элита не слышит сигналов. Управление через „рейтинги“ становится недостаточным. Современный этап требует новых конфигураций не только в управлении финансами, но и в других сферах», — уверен руководитель экспертного совета Фонда развития гражданского общества Леонид Давыдов. Эксперт отмечает, что еще никогда силовики не становились такими «очевидными драйверами региональных сюжетов».
Наталья Зубаревич полагает, что с сегодняшнего дня губернаторам стоит насторожиться: старые правила игры разрушаются кризисом, в отношениях Кремля и глав субъектов больше нет определенности. «Будет сложнее. Хорошавин — это не первый звонок, связанный с тем, что губернаторов будут сажать. Это драка за ренту. Условия меняются в худшую сторону. Главам регионов все менее понятно, как взаимодействовать с федеральным центром. Чтобы остаться в милости, им придется искать новые „фишки“ и гадать, как теперь „по понятиям“ выстраивать отношения с Кремлем», — считает политолог.
Собеседница агентства уверена, что, несмотря на некоторые сложности, аналогичных инцидентов в ближайшее время ждать не стоит. Пока арест главы Сахалинской области не будет иметь каких-то серьезных последствий для остальных. По ее мнению, это связано с отсутствием интереса к дотационным субъектам. «У нас очень мало регионов с рентой: в основном это крупнейшие федеральные города, в которых сидят очень близкие к Кремлю люди и которым нечего опасаться. Даже у нефтегазовых регионов — ХМАО и ЯНАО — денег сейчас нет. Главный рентный доход — НДПИ — давно изъят, прибыль по этим округам крупные федеральные компании показывают слабую (за исключением „Сургутнефтегаза“). Доходы бюджета ХМАО уже на протяжении 8-10 лет составляют все те же 140-150 млрд рублей. А Ямал с каждым годом получает все больше федеральных трансфертов, потому что „Газпром“ выводит деньги из региона. Сегодня округ на 28 млрд рублей зависит от федерального бюджета», — приводит данные специалист в области социально-экономического развития регионов.
Губернаторам остается только догадываться, как теперь вести себя с Кремлем
На вопрос о дальнейшей судьбе «капитана Арктики» (его полномочия истекут 16 марта) Наталья Зубаревич ответила, что здесь интриги ждать не стоит, однако охарактеризовала позиции губернатора как полностью зависящие от желаний «Газпрома». «Несмотря на то, что Кобылкин — отличник, он не равновесная фигура для газового гиганта — рассказала она. — Как захочет „Газпром“, так Кобылкин и поступит. Ему остается только просить, и пока ему идут навстречу — повышают суммы».
Мнение об отсутствии заинтересованности Кремля устраивать кадровые чистки в дотационных субъектах подтверждает и Константин Калачев. «В ситуации кризиса может обостриться борьба за донорские регионы, а в глубоко дотационных — коней на переправе не меняют. Очевидно, что смена губернаторов может происходить и в связи с будущей избирательной компанией 2016 года, до которой не всех захотят допустить, — предполагает политолог.
Добавим, что в истории Сахалинской области это уже третий случай снятия губернатора подобным образом. «Причины у всех были разные, но все это выстроилось в какую-то дурную закономерность. Конечно, элита снова огорчена. Людям хочется стабильности и возможности самим выбирать себе руководителя», — рассказывает Калачев. Аналитик считает, что губернаторам, у которых расстроились отношения с Кремлем, сегодня нужно быть особенно аккуратными в своих действиях. Многие главы являются хорошими хозяйственниками, однако для выстраивания взаимодействия с федеральным центром им зачастую не хватает политического таланта и чутья.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!