Ройзману покажут «красную карточку»?
Столовые челябинских школ переходят на оплату обедов по карточкам. Родители возмущаются, директора опасаются, а депутаты Гордумы затевают новое расследование. Что лежит в основе их подозрений?
«Мы предложили: давайте вообще уберем хождение наличных денег в столовых. Введем карты — на входе в столовую ученик проводит ей у сканера, и родители потом в личном кабинете в Сети видят, что сегодня он ел и за что они платили — вплоть до меню и раскладки. Буфетчица видит на терминале фото и имя ученика, то есть карту, как деньги, у малышей отобрать уже не получится. Мы видим, на кого приходится задолженность», — так объяснил «URA.Ru» преимущество системы коммерческий директор ООО «Челябинская продуктовая компания» Иванов Андронов. Вроде бы все хорошо. Администрация школ и учителя избавляются от тягомотного посредничества между родителями и организаторами питания. Родители не переплачивают за еду, когда их чадо пропускает школу и обед. Фирмы, отвечающие за питание, избавляются от родительских долгов, к концу учебного года вырастающих до угрожающих размеров. Однако ноу-хау встречают без восторга.
«Один из рисков карточной системы — возможность того, что организаторы исчезнут с собранными деньгами. И, как минимум, одна школа у нас на подозрении есть, мы сейчас изучаем ситуацию», — говорит председатель комитета Гордумы по социальной политике Александр Галкин. Но школу называть не хочет.
Впрочем, секрет невелик. «В 11-м лицее собрали по 500 рублей за изготовление карт. Второй раз! В первый раз, в прошлом году, деньги за карточки собирала фирма „БИОМиКА“, а ими даже ни разу не воспользовались! — возмущаются родители. — „БИОМиКА“ пыталась ввести эту систему и собрала по 200 рублей за карточку, карты выпустили — но система ни дня не проработала. Куда делись деньги? 1000 учеников — 200 000 рублей, где они?».
«Изготовление карт было оплачено за счет добровольных пожертвований и одобрено попечительским советом, — пояснила корреспонденту „URA.Ru“ директор лицея Елена Киприянова. — Но первая компания-оператор („БИОМиКА“ — прим. ред.), с которой мы заключили договор, брала на себя ряд обязательств, которые так и не выполнила. Карточки были даже привезены в школу, но в ход так и не пошли — деньги на них, слава Богу, никто положить не успел. С челябинскими школами она работала несколько лет, успев заключить договоры со многими — наш лицей оформил с ней отношения в числе последних».
Что же это за фирма «БИОМиКА», не сдержавшая ряд обязательств? Сомнения в ее надежности закрадываются у любого, кто просто зайдет на сайт этой организации. «„БИОМиКА“ российская компания, занимающаяся решением технических проблем по средствам инновационных технологий, а также разработкой и внедрением систем безопасности контроля доступа, учета рабочего времени и защиты информации», — написано там. Инновационная компания, создатели которой не владеют элементарными правилами русского языка и не в состоянии понять разницу между наречием «посредством» (при помощи) и существительным «по средствам» (иметь возможность себе позволить) — выглядит подозрительно. Подозрение превращаются в уверенность, когда выясняется, кто стоит за ней. По данным налоговой и ЕГРЮЛ на 11 марта, ООО «БИОМиКА» на 80% принадлежит скандально известному челябинскому предпринимателю Григорию Ройзману, на 20% его бывшему родственнику — Максиму Кабанову.
«Если говорить о той же компании „БИОМиКА“, то я в нее инвестировал, подчиняясь именно интуиции, ум и логика диктовали обратное. „БИОМиКА“ — то самое предприятие, о которых часто сегодня говорит руководство страны: высокотехнологичное производство, — без лишней скромности презентовал проект сам г-н Ройзман. — Целесообразности в льготах, которые сегодня дает „Сколково“, для нас пока нет. Хотя загадывать, захотим ли мы в будущем стать резидентом — сложно...»
Захотели ли в итоге основатели фирмы все же получить льготы в «Сколково» — неизвестно. Зато известно, что им удалось получить более 107 млн рублей родительских средств под предлогом организации платы за школьное питание. После чего эти деньги перекочевывали как лично в карман Григорию Ройзману (о чем свидетельствуют документы, имеющиеся в распоряжении редакции), так и на счета подконтрольных Ройзману фирм, так называемых организаторов питания, деятельность которых сейчас активно расследует УМВД по Челябинску.
На фоне этого расследования меркнут 200-рублевые карточки и даже 107 млн родительских денег. О МАУ «Комбинат продовольствия и социального питания», монополизировавшего сферу школьного питания в Челябинске, а затем (после его скандальной ликвидации по требованию УФАС) пришедшей на смену сети фирм-однодневок не рассказывал только ленивый — включая правительственную «Российскую газету». «В конце 2011 года было образовано целое созвездие юридических лиц, подконтрольных Григорию Ройзману и его приятелю Олегу Бондарю: ООО „УралПродКом“, ООО „Школьное питание“, ООО ПК „ЗлатПродТорг“, ООО „Продуктовая компания МИР“ и др. Они выиграли контракты на поставку продуктов и организацию питания в социальные учреждения Челябинска на невероятную сумму — 1,777 миллиарда рублей! Но и эти, и последующие контракты не спасли „бедные“ фирмы от банкротств. Все до одной они показали убытки от своей деятельности в 2011-м, 2012-м, 2013-м годах, а в 2014-м заявили о финансовой несостоятельности», — так описывает модель этого бизнеса известный политолог Александр Подопригора. Фирмы-организаторы питания получали госзаказ, брали деньги со школ, копили долги перед поставщиками, а в конце года банкротились, и получить с них долги уже было невозможно. Такая схема позволила ее организаторам прикарманить сотни миллионов рублей!
Сейчас в Челябинской области расследуется несколько уголовных дел, связанных с этими аферами. Один из вдохновителей бизнеса — Олег Бондарь — еще в самом начале разбирательства в спешном порядке он покинул Россию, скрывшись в Израиле. Его друг и партнер Григорий Ройзман, по информации от источников в силовых структурах, вчера допрошенный в качестве основного подозреваемого, также имеет вид на жительство в Чехии и израильское гражданство. Хочется думать, что правоохранительные органы учитывают это обстоятельство и виновные все же ответят за махинации в сфере школьного питания. Было бы более чем странно, если бы после всего произошедшего они бы просто переехали за рубеж и тратили украденные у детей и государства средства.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!